Хроника развития отношений России и НАТО
20 декабря 1991 г. – Россия становиться одним из государств основателей Совета североатлантического сотрудничества ( с 30 мая 1997 г. – Совета евроатлантического партнерства – СЕАП);
22 июня 1994 г. – присоединение России к программе «Партнерство ради мира»;
27 мая 1997 г. - Саммит России- НАТО. Подписание «Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между НАТО и Российской Федерацией», учреждение Совместного постоянного совета (СПС) Россия – НАТО;
18 июля 1997 г. – первое заседание СПС Россия – НАТО;
18 марта 1998 г. – официальное открытие миссии России при НАТО;
24 марта 1999 г. – приостановка Россией сотрудничества в СПС в связи с началом бомбардировок НАТО Югославии;
Июль 1999 г. – возобновление ежемесячных заседаний СПС по вопросам, связанным с Косово;
16 февраля 2000 г. – визит Генерального секретаря НАТО в Москву, возобновление сотрудничества по всем направлениям деятельности в рамках СПС Россия – НАТО;
Февраль 2001 г. – открытие Информбюро НАТО в Москве.
Май 2002 г. – открытие Военной миссии связи НАТО в Москве;
28 мая 2002 г. – принятие Декларации глав государств и правительств Российского Федерации и государств – членов НАТО в Риме, учреждение Совета Россия – НАТО;
10 февраля 2007 г. – «Мюнхенская речь» Владимира Путина на Международной конференции по вопросам политики безопасности;
«Процесс натовского расширения не имеет никакого отношения к модернизации самого альянса или к обеспечению безопасности в Европе. Наоборот, это серьезно провоцирующий фактор, снижающий уровень взаимного доверия. И у нас есть справедливое право откровенно спросить: против кого это расширение? И что стало с теми заверениями, которые давались западными партнерами после роспуска Варшавского договора? Где теперь эти заявления? О них даже никто не помнит. Но я позволю себе напомнить в этой аудитории, что было сказано. Хотел бы привести цитату из выступления Генерального секретаря НАТО господина Вернера в Брюсселе 17 мая 1990 года. Он тогда сказал: «Сам факт, что мы готовы не размещать войска НАТО за пределами территории ФРГ, дает Советскому Союзу твердые гарантии безопасности». Где эти гарантии?
Партнерские отношения России и НАТО сохраняются, несмотря на значительные разногласия по вопросам, связанным с расширением Альянса на Восток и военной деятельностью НАТО в регионах вооруженных конфликтов.
Мировой рынок труда – форма существования трудовой миграции. Национальные рынки труда все больше утрачивают свою замкнутость и обособленность. Между ними возникают транснациональные потоки и перемещения рабочей силы, которые приобретают постоянный и систематический характер.
В настоящее время функционируют пять крупных международных региональных рынков труда:
· западноевропейский,
· ближневосточный,
· азиатский,
· латиноамериканский,
· африканский.
Причем в рамках Европейского сообщества имеет место межгосударственное регулирование перемещения трудовых ресурсов. По существу сняты какие-либо ограничения на движение рабочей силы в северных странах Европы. Шенгенскиесоглашения(с 1.01.1990 для семи стран – Бельгии , Нидерландов , Люксембурга , Франции , Германии , Испании и Португалии , сегодня в зоне все страны ЕС , кроме Великобритании и Ирландии) позволяют жителям стран Шенгенской зоны беспрепятственно перемещаться в её пределах при отсутствии паспортного и таможенного контроля.
Формирование международного рынка труда осуществляется следующим образом:
1. через трудовую миграцию ( физическое перемещение трудовых ресурсов ),
2. путем постепенного слияния национальных рынков труда ( образование «общего рынка труда » ), когда постепенно устраняются юридические, национальные – этнические , культурные и иные перегородки между ними,
3. использование иностранных трудовых ресурсов возможно и без трудовой миграции при помощи телекоммуникационных систем.
Мировой рынок труда формируется экспортом и импортом рабочей силы. При этом все большее число государств привлекает иностранную рабочую силу или направляет трудовых мигрантов за рубеж. Если в 1970 году в процессы международного трудового обмена было вовлечено 64 страны , то в 2003- м 105 стран.
Для внешней ( или как ее еще называют международной , межгосударственной ) миграции населения характерны такие понятия , как эмиграция и иммиграция.
Эмиграция определяется как переселение ( добровольное или вынужденное ) в другую страну на постоянное или временное ( на длительный срок ) проживание.
Иммиграция – въезд в страну на проживание граждан другой страны.
Выделяют следующие виды трудовой миграции:
- безвозвратная , при которой мигранты выезжают на постоянное место жительства в принимающей стране;
- временно – постоянная , когда миграция ограничена сроком пребывания в стране въезда от одного года до шести лет;
- сезонная миграция , которая связана с кратковременным ( в пределах до одного года ) въездом для работы в тех отраслях хозяйства , которые имеют сезонный характер ( сельское хозяйство , рыболовство , сфера услуг ). Разновидностью сезонной миграции является кочевничество , сохранившееся в Африке и Западной Азии;
- маятниковая ( челночная , приграничная ) – ежедневный переезд из одной страны в другую и обратно. Мигрантов, пересекающих границу для работы в соседней стране , называют рабочими – фронтальерами ;
- нелегальная – незаконный въезд в другую страну в поисках работы или прибытия в нее на законных основаниях ( по частным приглашениям , в качестве туристов ) с последующим нелегальным трудоустройством ;
- «утечка умов» - международная миграция высококвалифицированных кадров ( ученых , редких специалистов , иногда «звезд» искусства , спорта ) из различных регионов мира в развитые страны , а также из этих стран в развивающиеся страны.
- осуществляется по программе зарубежной фирмы и в ее интересах.
В 50 – 60 – е годы «утечка умов» шла главным образом из одних развитых стран в другие , в основном в США. По крайней мере , 2/3 притока «умов» приходится на США.
Лидерство в конкуренции за преимущественное обладание интеллектом как носителем и генератором современных научных знаний и высоких технологий принадлежит США. С середины 70-х до конца 90-х годов они привлекали только из развивающихся стран 250 тыс. высококвалифицированных специалистов.
Доля иммигрантов среди специалистов составляет в США 17% , в том числе 40% инженеров и специалистов по ЭВМ , большое количество преподавателей технических дисциплин в университетах и колледжах.
По оценкам , чистый выигрыш для США от привлечения в страну одного «среднего» ученого – гуманитария составлял в 70-е годы 230 тыс. долл., ученного в области общественных наук – 235 тыс., инженера – 253 тыс., врача – 646 тыс. долл. В результате экономия США лишь в сфере образования и научной деятельности составляла не менее 15 млрд.
«Утечка умов» осуществляется и из России.
Общий годовой ущерб России от этого процесса доходит до 50- 60 млрд. долл.
Размеры международной миграции трудовых ресурсов неуклонно растут. В середине 90-х гг. в мире , по оценкам экспертов , насчитывалось около 30 млн. трудящихся-мигрантов. С учетом членов их семей , сезонных мигрантов , нелегальных иммигрантов и беженцев общая численность мигрантов была выше в 5-6 раз. В 90-х гг. в мире переезжало из страны в страну в поисках работы работы около 20 млн. человек в год. Немалую часть этих потоков составляют нелегальные мигранты. Так в западной Европе насчитывается не менее 3 млн. нелегальных иммигрантов , а в США их численность оценивается в 4,5 млн. человек.
Одним из мотивов участия в международной трудовой миграции могут быть поиски любой работы , чтобы только «не умереть с голода».
Но, наряду с этим , существует и миграция в поисках более высокой заработной платы , более комфортабельных условий труда и жизни.
С неравномерным экономическим развитием стран связана часто миграция квалифицированных специалистов , ученых. Среди причин переезда , названных респондентами , выделяются две – низкий жизненный уровень и беспокойство за будущее своих детей.
Иммиграция высококвалифицированных кадров позволяет принимающим странам экономить значительные средства на подготовке специалистов. За счет привлечения иностранных специалистов США сэкономили в сфере образования и науки за период 1965 – 1990 гг. не менее 15 млрд. долл.
К числу негативных , с точки зрения стран – реципиентов , последствий иммиграции следует отнести усиление конкуренции на рынке неквалифицированной рабочей силы , ведущее к снижению реальной заработной платы соответствующих категорий местных работников.
Выгоды стран – экспортеров трудовых ресурсов:
· доходы от экспорта рабочей силы в форме денежных переводов от эмигрантов ( некоторые страны – экспортеры получают в виде валютных поступлений от занятых за рубежом граждан значительные суммы: в начале 90-х гг. доходы от эмигрантов составляли ( млрд. долл.в год ) : в Португалии – 3,6 ; Египте – 3,5 ; Испании – 2,6 ; Индии – 2,4 ; Пакистане – 2,4 ; Турции – 2,2 ; Израиле -1,5 ; общая сумма переводов трудовых мигрантов только из развивающихся стран на родину оценивались примерно в 40 млд . долл. );
· трудовые мигранты при возвращении на родину привозят с собой ценности , сбережения и средства производства на сумму , примерно равную денежным переводам.
Международная миграция населения играет важную роль в демографическом и экономическом развитии отдельных стран ( США , Канада , Австралия , отчасти ЮАР , Аргентина ). Так население Израиля увеличивается в значительной степени благодаря притоку иммигрантов.
С другой стороны , миграция населения ведет к чрезмерному разрастанию крупных городов в странах – реципиентах , демографическому старению и феминизации населения в странах – донорах.
Адаптация иммигрантов к новым условиям почти всегда сопровождается значительными трудностями , а нередко и конфликтами на этнической и конфессиональной основе.
В настоящее время значительно число учреждений и организаций , прежде всего в рамках ООН , а также региональных группировок занимается проблемами , связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов.
Часть фонда Комиссии ООН по народонаселению используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения.
Деятельность МОТ в качестве одной из целей предусматривает регулирование миграции населения.
Ряд международных договоров , принятых ВОЗ ( Всемирной организацией здравоохранения ) , содержит специальные нормы , которые касаются физического состояния трудящихся – мигрантов
В конвенциях ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучшение образования трудящихся – мигрантов и членов их семей), целью которой является обеспечение упорядоченной и плановой международной миграции, ее организации, обмен опытом и информацией по указанным вопросам.
Одна из основных идей Конвенции МОТ о трудящихся – мигрантах – это признание государствами, ратифицирующими данный документ, равенства в отношении мигрантов независимо от их национальности, расовой принадлежности, религии, пола и т.п. Конвенция содержит статьи, направленные на регулирование условий,при которых трудящиеся – мигранты будут иметь равные с гражданами принимающего государства права в вопросах, определенных Конвенцией.
Конвенция № 97 МОТ о трудящихся – мигрантах провозглашает равенство мигрантов с гражданами страны пребывания и в уровне минимальной заработной платы, а в тех странах, где это предусмотрено национальными законодательствами, возможность участвовать в процедурах по установлению размера заработной платы. Заработная плата трудящимся – мигрантам должна выплачиваться регулярно и наличными деньгами.
Статья 9 Конвенции № 97 закрепляет право трудящегося - мигранта на свободный перевод полученных валютных средств на родину.
Международными стандартами предусматривается возможность для трудящихся – мигрантов получить образование или повысить квалификацию в стране пребывания. Конвенция МОТ, принятая в 1962 г., гарантирует равноправие граждан стран пребывания и иностранцев или лиц без гражданства в области социального обеспечения.
В соответствии с Североатлантическим договором 1949 года НАТО ставит целью укрепление стабильности и повышение благосостояния в Североатлантическом регионе. « Страны – участники объединили свои усилия с целью создания коллективной обороны и сохранения мира и безопасности».
Стратегическая концепция НАТО 2010 года «Активное участие, современная оборона» представляет три важнейшие задачи НАТО – коллективная оборона, кризисное регулирование и безопасности на основе сотрудничества.