Формирование налоговой системы в России

Содержание

Понятие и сущность налога

Функции налогов и способы их взимания

Классификация налогов

Формирование налоговой системы в России

Виды налогов

Внебюджетные фонды

3.1.

Понятие и сущность налога

Рыночная экономика - это совокупность хозяйственных отношений в обществе, регулируемых рыночным механизмом. В рыночной экономике координация хозяйственных отношений и управление ими осуществляется через механизм рынка и государственное регулирование. Раскроем эти два понятия:

- механизм рынка это механизм, который включает систему рынков, цен, прибылей и убытков в условиях действия конкуренции;

- государственное регулирование это механизм, который включает налоги, правительственные расходы, регулирование доходов, денежно-кредитную, социальную, антимонопольную и внешнеэкономическую политику.

Таким образом, налоги это неотъемлемая часть экономических отношений, основная форма доходов государства, Иными словами, система налогов - это экономическая основа государства. Так как помимо сугубо финансовых функций, налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику, структуру, на развитие научно-технического прогресса (НТП).

На основании вышесказанного и в соответствии со статьей 8 части I налогового кодекса РФ (ч.I НК РФ), можно дать определение понятие налога и сбора.

Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства.

Сбор -это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков государством значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, называется налоговой системой.

Сущность налога - это изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса или платежа.

3.2.

Функции налогов и способы их взимания

Проявление сущности налога в действии, способ выражения его свойств, называется функцией налога.

Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории, как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства.

Рассмотрим функции налогов (Рис.3.1).

 
  Формирование налоговой системы в России - student2.ru

Рис. 3.1. Функции налогов.

Можно отметить три наиболее существенных функции:

1)фискальную (бюджетную) - это формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций государства (военно-оборонительных, социальных, природоохранных, образовательных и т.д.);

2)контрольную- количественное отражение налоговых поступлений и их сопоставление с потребностями государства в финансовых ресурсах, оценка эффективности налоговых каналов, выявление необходимости изменений в налоговой системе и бюджетной политике;

3) распределительную - распределение финансовых ресурсов государства, стимулирование производства (через льготы), воспроизводства (через особые налоги - налог на добычу полезных ископаемых, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами и т.д.).

Формирование налоговой системы в России - student2.ru Существуют следующие способы взимания налогов.(Рис. 3.2.):

Рис. 3.2. Способы взимания налогов.

- кадастровый - основан на использовании кадастров, то есть реестров, содержащих классификацию типичных объектов (земли, природных месторождений, домов) по их внешним признакам; этот способ устанавливает доходность объекта неточно в среднем, в России практически не применяется;

- у источника - взимание налога до получения реального дохода налогоплательщиком (используется для взимания практически всех налоги в России);

- по декларации - взимание налога на основании заполненной и представленной в налоговые органы декларации о совокупном годовом доходе.

3.3.

Классификация налогов

Классификация налогов позволяет при всем их разнообразии установить их различия и сходство, свести их к небольшому числу групп. Существуют несколько основных принципов классификации налогов, в том числе:

1) по способу налогообложения и взимания;

2) по способу воздействия на налогоплательщика или на объект налогообложения.

Классификация налогов по способу налогообложения и взимания предполагает деление налогов на прямые и косвенные налоги. Это деление на основании подоходно-расходного принципа, установленного в начале XX века, не утратило своего значения и в настоящее время. Данная классификация делит налоги на две основные группы, которые в свою очередь также состоят из разных видов налогов (рис.3.3.).

Формирование налоговой системы в России - student2.ru

Рис. 3.3. Классификация налогов по способу налогообложения и взимания.

Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов и имущества налогоплательщиков. Их объектом выступает - доход, прибыль, заработная плата и стоимость имущества (основные средства, земля, дача, квартира).

Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов и устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги. В отличие от прямых, косвенные налоги не связаны с размерами доходов или стоимостью имущества налогоплательщика. Косвенные налоги выступают в трех видах:

- акцизы;

- монопольные налоги;

- таможенные пошлины.

Акцизы это налоги, которыми как правило, облагаются товары массового производства (спиртные напитки, табак, соль, сахар, спички и т.д.), а также различные коммунальные, транспортные, культурные услуги и другие, имеющие широкое распространение (телефонная связь, транспортные перевозки, авиа- и железнодорожные билеты, демонстрация кинофильмов).

В большинстве развитых стран акцизы обеспечивают около четверти всех налогов поступлений в бюджет. Их плательщики это потребители подакцизных товаров и услуг. В большинстве стран после II Мировой войны были введены так называемые "универсальные акцизы" - это налоги, которые устанавливаются в процентах от валовой выручки предприятий. В нашей стране к такому налогу в начале 90-х годов XX столетия относился налог с оборота. Он взимался со стоимости товаров отечественного производства и денежного оборота за оказываемые услуги. Главный его недостаток - повторный счет. Рассмотрим пример: железная руда (добывающий комбинат) - прокат (металлообрабатывающий комбинат) - автомобиль (машиностроительный завод). Таким образом, чем глубже разделение труда, то есть чем чаще сырье или полуфабрикат по технологической цепочке переходит из рук в руки, тем больше растет цена на него не только за чет добавленной стоимости на каждой стадии технологической цепочки, но и за счет повторного взимания налога. Это значительно увеличивает стоимость готового изделия. Вскоре после введения этот налог был заменен налогом с продаж, а затем, действующим на сегодняшний момент, налогом на добавленную стоимость (НДС). НДС, с его высокой ставкой в нашей стране (18 %) ведет к всеобщему росту цен, усиливает тяжесть косвенного налогообложения, особенно для малообеспеченных групп населения.

Фискальные монополии - это косвенное обложение товаров массового спроса, производство и реализация которых монополизированы государством. Возникли эти налоги из "регалии" - присвоения государством исключительных прав на какой-либо вид деятельности. В России еще с Петровских времен существовала монополия государства на производство спиртных напитков, всегда объектом государственной монополии было производство изделий из меха, драгоценных металлов и камней. К сожалению, на сегодняшний день Российское государство, утратив данные монополии, не имеет данного вида налогов, чем значительно уменьшает бюджетные поступления.

Таможенные пошлины - косвенные налоги на импортные, экспортные и транзитные товары (товары, пересекающие границу страны). В зависимости от целей, которые преследует государство, пошлины, подразделяются на следующие виды:

- фискальные;

- протекционные;

- антидемпинговые;

- преференциальные.

Фискальные пошлины - это обыкновенные пошлины, которые преследуют лишь одну цель, пополнение бюджетных доходов государства.

Протекционные пошлины - это пошлины, которые помогают защитить внутренний рынок, то есть собственных производителей, от иностранной конкуренции и поддержать высокий уровень цен на их товары. Но введение протекционных пошлин может оказать и "медвежью услугу" своей экономике. Так, например, США, ограничив ввоз японских автомобилей на свой рынков ходе "автомобильной войны", отбросили собственную автомобильную промышленность от уровня современных технологий на несколько десятилетий, утратив прежние позиции в конкуренции на внешнем и внутренних рынках.

Антидемпинговые пошлины - пошлины, призванные защитить национальную экономику. Вводятся в случае появления в стране демпинга - "бросового" экспорта - продажа товаров на иностранном рынке по искусственно пониженным, бросовым ценам.

Преференциальные (льготные) пошлины устанавливаются на определенный вид товара, во ввозе которого страна заинтересована (новые технологии) или на весь импорт из какой-либо страны по договору (политические цели).

Классификация налогов по способу воздействия на налогоплательщика или на объект налогообложения делит налоги на три вида

- прогрессивные;

- регрессивные;

- пропорциональные.

Прогрессивные налоги - это налоги, которые возрастают быстрее, чем прирастает доход. Они действуют по принципу - чем выше доход, тем выше ставка налогов.

Регрессивные налоги - это налоги с более высокой ставкой с низкого дохода и меньшей ставкой с высокого дохода. Эти налоги возрастают медленнее, чем доход.

Пропорциональные налоги - это налоги с единой ставкой при любой величине дохода. В Росси в основном действуют пропорциональные налоги.

3.4

Формирование налоговой системы в России

Переход России к новым условиям хозяйствования потребовал формирования и новой налоговой системы, адекватной происходящим экономическим преобразованиям. Период формирования налоговой системы России можно разделить на четыре этапа.

Первый этап (1991-1993 годы).Точкойотсчета формирования налоговой системы стал 1991 год - год принятия закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы Российской Федерации» (№ 2118-1 от 27.12.91), заложивший ее основы. 1992-93 годы характеризуются внесением серьезных изменений в механизм налогообложения и структуру налогов. Неоднократно при этом нарушался принцип справедливости, то есть вносимые изменения утверждались «задним числом», хотя в соответствии со статьей 57 Конституции Государства, законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Второй этап (1994 - 1998 годы). Это период, когда налоговая система продолжала изменяться и дополняться. Ежегодно выходило огромное количество изменений и дополнений к различным налогам, что, безусловно, создавало нестабильность и запутанность налоговой системы. Кроме того, эти годы изобилуют большим количеством инструкций, инструктивных и директивных писем, которые становились главенствующими по отношению к действующим законам. Именно в этот период возникает необходимость подготовки единого документа, который бы создал условия для упорядочения налоговой системы России.

Третий этап (с 1999 -2004 годы).Это этап введения в действие единого документа по налогам России. Таким документом явился Налоговый Кодекс России, который вступил в действие в 1999 году. К сожалению, этот документ не стал той основой, тем краеугольным камнем в налоговой системе, который бы создал предпосылки и условия для ее совершенствования, упрощения. Налоговый Кодекс оставил все также много неясностей по структуре налогов, по системе оплаты налогов, по видам льгот. Налоговый Кодекс вошел в противоречие не только со многими законами, но и с основным законом государства – Конституцией России и с Гражданским Кодексом России.

Четвертый этап (с 2005 года).С1 января 2005 года была введена в действие обновленная редакция Налогового Кодекса, и вместе с этим прекратил свое действие Закон РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации». В статьях 12-15 НК РФ был закреплен новый перечень налогов. Количество налогов сократилось с 23 до 15. Дальнейшее изменение Налогового Кодекса привело к сокращению налогов до 13.

Впрочем, сокращение количества налогов на самом деле довольно обманчиво. Абсолютное большинство налогов и сборов остались, просто формально их вывели за рамки Налогового Кодекса, то есть за неуплату этих налогов и сборов нельзя привлекать к налоговой ответственности. Фактически с 1 января 2005 года прекратили свое действие только два налога – налог на операции с ценными бумагами (федеральный) и на рекламу (местный), а позднее с 1 января 2006 года еще один федеральный налог – налог на наследование и дарение. Виды налогов и сборов Российской Федерации и их законодательная основа представлены в примечании.

Необходимо отметить, что Налоговый Кодекс постоянно изменяется и дополняется, что по-прежнему не дает долгожданной стабильности в налоговом планировании.

Налоговая система, как уже отмечалось ранее, это совокупность всех действующих налогов, сборов и платежей, которые пополняют бюджет государства. Это не означает, что эти налоги или сборы действуют только в рамках Налогового Кодекса. В налоговую систему входят и те, которые действуют в соответствии с Таможенным, Лесным Кодексами или другими законодательными актами. Все эти налоги, сборы, пошлины и платежи являются основным экономическим инструментом, который «питает» бюджет государства.

3.5.

Виды налогов

Все налоги, действующие в России в рамках Налогового Кодекса, можно разделить на три группы, в зависимости от того, каким органом власти они вводятся в действие и в какой бюджет поступают. Таким образом, можно выделить:

§ федеральные налоги;

§ региональные налоги (налоги субъектов Российской федерации);

§ местные налоги.

Рассмотрим классификацию налогов по их принадлежности к уровням власти и управления (таблица 3.1.).

Федеральные налоги - это налоги, которые взимаются на всей территории России по одинаковым правилам. Размер налоговых ставок, плательщики налогов и объекты налогообложения, а также порядок и сроки зачисления налогов в бюджет определяется законом РФ. В соответствии со статьей 13 НК РФ существует восемь видов федеральных налогов.

Но все же, не весь взимаемый федеральный налог поступает в федеральный бюджет, часть его может оставаться в бюджете субъекта РФ или в местном бюджете (например, налог на прибыль).

Таблица 3.1.

Наши рекомендации