Разделение населения по территориальным единицам (территориальный признак)
Территориальный признак означает, что действие государственной власти распространяется на всех лиц, находящихся на территории данного государства. Т.е. если при родовом строе общественная власть распространяется на людей по кровнородственному признаку, в зависимости от их принадлежности к тому или иному роду, племени, фратрии, союзу племен, то при государственном строе государственная власть распространяется на людей в зависимости от территории их проживания.
Под территорией государства можно понимать пространство, в пределах которого осуществляется государственная власть.
Граждане государства, проживающее на его территории и вне ее, равно как и сама территория государства, находятся под защитой государства. Принципы целостности и неприкосновенности территории означают запрещение ее насильственного захвата и отторжения части территории. Подобные акты, от кого бы они не исходили, характеризуются как акты прямой агрессии. У государства есть право и обязанность по защите своей территории и своих граждан.
Территориально деление населения и распространение государственной власти лишь на население определенной территории влечет за собой образование административно-территориальных единиц, статус которых зависит и определяется формой государственного устройства. Такими единицами могут быть:
1) административно-территориальные образования, если речь идет об унитарном государстве;
2) государственные образования, например республики в составе РФ;
3) национально-территориальные образования (например, 10 национальных областей в составе РФ).
В разных странах территориальные единицы называются по разному: округа, провинции, области, штаты, штаты, графства, дистрикты, районы и т.д.
Следующим, признаком государства является суверенитет.
Суверенитет государства означает, во-первых, верховенство государственной власти внутри страны, и, во-вторых, независимость на международной арене.
Понятие «суверенитет» было введено в политико-правовой обиход французским юристом Жаном Баденом (1530-1596 гг.) По Бадену суверенитет - это абсолютная и полная власть государства на своей территории. В настоящее время данное понятие претерпело определенные изменения, поскольку суверенитет государства ограничивается международным правом. Например, когда-то право на объявление войны являлось исключительной компетенцией данного государства, в настоящее же время объявление одним государством войны другому государству является тяжким международным преступлением.
Верховенство государственной власти проявляется в ее способности самостоятельно издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок, определять права и обязанности граждан, должностных лиц, государственных, партийных, общественных органов и организаций.
Независимость государства на международной арене выражается в способности государства независимо от других государств формировать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику.
Следующим важным признаком государства является наличие системы налогов и сборов.
И, наконец, еще одним существенным признаком государства является наличие у любого государства символов, памятных дат, иных атрибутов. У каждого государства есть свой флаг, герб, гимн, установленные правила официального поведения, традиции, форма обращения людей друг к другу и т.д.
Сущность государства.
Сущность – главное, устойчивое, определяющее, закономерное в явлении.
Существует несколько подходов к сущности государства:
1. Марксистский подход к сущности государства (классовый подход).
Марксизм научно обосновал, что политическая власть является одновременно и важнейшим признаком государства, и основным содержанием его сущности. Государство по своей сущности есть организация политической власти общества.
Вместе с тем, марксистское понимание государства нуждается в критическом переосмыслении. В частности, следует признать ошибочной общепринятую в советской юридической, философской и политической литературе трактовку государства исключительно с классовых позиций.
Государство в соответствии с такой трактовкой рассматривалось как организация политической власти экономически господствующего класса, орудие его диктатуры; машина для подавления одного класса другим.
2. Общесоциальный, общечеловеческий подход к сущности государства.
Почти все многочисленные немарксистские учения о государстве (Коркунов, Чичерин, Шершеневич) сходятся в понимании государства как института социального компромисса и достижения общего блага. Однако при всей своей привлекательности такого подхода он тоже односторонен: тогда как марксизм сводит суть понимания государства к его классово-насильственной стороне, немарксистские теории так или иначе признают в государстве лишь другую его сторону – общесоциальную, общечеловеческую.
3. Подход к сущности государства, объединяющий два вышеперечисленных подхода.
Однако, любое государство, наряду с решением сугубо классовых задач, выполняет и общечеловеческую миссию. Общечеловеческое предназначение государства в более широком смысле состоит в том, чтобы быть инструментом социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоев населения и общественных сил; обеспечения общесоциальной направленности в содержании всех осуществляемых им функций.
Сочетая в себе, таким образом, и классовое и общечеловеческое, государство выступает одновременно и как организация политической власти общества, и как его единственный официальный представитель. Согласно этому оно призвано обеспечить выполнение и общих дел, вытекающих из природы всякого общества, из специфических классовых задач.
Поэтому, по мнению Михаила Николаевича Марченко, трудно согласиться с теми, кто стремится к иной односторонности, предлагая вообще отказаться от классового подхода.
Классовое и общечеловеческие начала государства не должны противопоставляться одно другому.