Образование, наука и культура Республики Казахстан в 1991-2015 гг

После 1991 г. определенный кризис испытывает и система образования. На 1 января 1993 г. в Казахстане было закрыто 303 детских сада на 154 тысяч мест, сокращается количество средних школ. В то же время начался процесс возникновения негосударственных образовательных учреждений - школ и высших учебных заведений.Принятие Закона о языках и соответствующие статьи Конституции позволили начать возрождение национального образования. Из 8 610 общеобразовательных школ 3 379 работают на казахском языке, 72 - на узбекском, 16 - на уйгурском, 3 - на таджикском, 1 - на турецком языке, увеличилось число смешанных школ - до 2299. Количество школ, работающих только на русском языке, уменьшилось до 2 840. Для изучающих казахский язык вышло в свет 78 книг общим тиражом 5 млн. экземпляров. Тем не менее еще рано говорить о необратимости процесса возрождения казахского языка, государственная политика в этом вопросе непоследовательна.Крупным событием в культурной жизни Казахстана стал Всемирный курултай казахов, собравшийся в сентябре 1992 г. и объединивший известных писателей, поэтов, ученых, общественных и религиозных деятелей со всего мира. В то же время в культурных процессах наблюдаются и негативные моменты, упало финансирование учреждений культуры, науки, образования, усилилась их коммерциализация, вследствие экономических трудностей увеличилась социальная незащищенность врачей и учителей. В целом, процессы, происходящие в обществе, характеризуют современный период как переходный, со всеми присущими ему достоинствами и недостатками

70)История религии на территории современного Казахстана. Евразийская степь на протяжении многих веков являлась подлинной столбовой дорогой историко-культурных взаимодействий и контактов населяющих ее народов с различными вероисповеданиями. Сегодня в век глобализации и одновременным стремлением народов к сохранению своей культурно-исторической и религиозной самобытности перед человечеством в качестве одной из основных задач встает вопрос формирования толерантных отношений между представителями многочисленных религий. Межконфессиональное согласие в Казахстане опирается, прежде всего, на христианство и ислам, так как именно ислам суннитского толка и христианство, в его трех направлениях – православие, католицизм, протестантизм имеют давние традиции и богатый опыт участия в общественно-политической жизни государства, а также занимают лидирующее место по численности верующих в Казахстане. По результатам общенациональной переписи 2009 г., 70,2 % населения назвали себя мусульманами, 26 % – христианами, 0,03 % – иудаистами, 0,1 % – буддистами, 0,2 % – последователями других религий. При этом неверующими считают себя 2,8 % населения. Их мирное сосуществование выступает гарантом стабильности нашей социальной и духовной жизни. Это приобретает еще большую актуальность на фоне мирового обострения конфликтов, основанных на религиозных противоречиях. С момента обретения независимости Республика Казахстан проводит взвешенную государственную политику, в соответствии с Конституцией и принятым в 1992 г. Законом РК «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» получил законодательное закрепление принцип свободы вероисповедания. Общепризнанным достижением Казахстана стало построение демократического и светского государства, в котором обеспечивается равенство возможностей экономического, социального, культурного, духовного развития для представителей всех групп населения. Религия превратилась в один из инструментов, обеспечивающих единство общества.. В ХV-ХVI вв. внедрение ислама способствовало укреплению верховной власти ханов и слиянию различных казахских племен в единую этническую общность., но при этом в общественной и частной жизни складывался своеобразный синтез ислама с элементами тенгрианства и шаманизма. Казахская государственность с момента своего зарождения опиралась на мусульманские правовые нормы. О месте православия в жизни нашего общества Президент Нурсултан Назарбаев высказался предельно емко: «…православие и ислам – два столпа, на которых зиждется духовность Казахстана». В число официально признанных праздничных дней в Казахстане вошел православный праздник Рождества Христова (7 января). «Находясь на стыке цивилизаций, Казахстан играет заметную роль в сближении Востока и Запада, Европы и Азии, сближении людей различных культур и религий. Ислам и православие представляют вероисповедание двух суперэтносов евразийского континента, и мирное сосуществование этих религий в Казахстане является эффективным гарантом стабильности в его социальной и духовной жизни», – заявил в своем выступлении на II Съезде лидеров мировых и традиционных религий глава делегации Русской православной церкви митрополит Астанайский и Алматинский Мефодий.

73) Общественно-политическая жизнь в Казахстане в 1991-2012 гг. Сразу после объявления 16 декабря 1991 г. государственной независимости Республики Казахстан, начался процесс формирования новой политической системы, характеризующейся сильной президентской властью и основанной на принципах демократии и уважения основных прав и свобод человека.

1992 г. стал годом активного выхода Казахстана на международную арену. 3 марта республика стала членом ООН, позже вошла в другие международные организации. Тогда же разрабатывается и государственная символика. 4 июня 1992 г. были утверждены Государственный Герб и Флаг Казахстана, 11 декабря - его Государственный Гимн.

Были предприняты меры по разделению функций законодательной и исполнительной власти, начата работа по парламентской реформе и преобразованию местных органов власти. В январе 1993г. была принята Конституция Казахстана, объявившая его унитарным, светским и демократическим государством. Продолжение реформ политической системы привело к принятию второй Конституции 30 августа 1995 г., по которой высшая законодательная власть была передана двухпалатному парламенту, состоящему из сената (по два депутата от каждой области) и мажилиса (67 депутатов). 29 апреля 1995 г. в республике состоялся референдум, продливший срок полномочий Президента Н. Назарбаева до 1 декабря 2000 г. В 1997 г. произошло важное событие в жизни Казахстана - перенос столицы в Астану, что было продиктовано целым рядом экономических и политических причин, имеющих стратегическое значение.

Ухудшение макроэкономических показателей и угроза нового витка кризиса привели к тому, что Президент пошел на беспрецедентный шаг - объявил о срочном сложении с себя полномочий и новых выборах. Прошедшие 10 января 1999 г. выборы показали, что большая часть народа Казахстана поддерживает нынешнюю политику Разделы государства и курс на реформы. Впервые в истории Казахстана выборы Президента прошли на альтернативной основе. 1 Политические реформы не завершены и предполагают дальнейшее совершенствование структуры правительства, исполнительных властей, реформирование законодательства, административно-политического деления государства.

72) Внешняя политика Республики Казахстан в 1991-2015 гг.В сфере внешней политики Казахстана развиваются тесные связи с Россией, Китаем, США, Европейским Союзом, странами Центральной Азии и мусульманским миром. На сегодняшний день ни в Центральной Азии, ни в мировом сообществе нет государства, угрожающего безопасности и национальным интересам Казахстана.Внешняя политика Республики Казахстан на современном этапе носит ярко выраженный экономический характер и направлена на активное содействие осуществлению курса реформ, обеспечению конкурентоспособности национальной экономики.Будучи членом ООН, Казахстан имеет реальную возможность активно участвовать в выработке решений по многим международным вопросам, и в первую очередь тем, которые входят в сферу его жизненно важных интересов, обеспечивая безопасность и территориальную целостность, содействуя становлению демократического общества через создание благоприятного международного климата, в том числе для реформирования экономики нашей страны. Именно с трибуны ООН (на 47 сессии ГА, 1992 г.) Казахстан впервые заявил о себе как о государстве, стремящемся внести свой вклад в построение более безопасного мира, в укрепление глобальной стабильности, а также информировал мировую общественность, что главными направлениями деятельности нашего государства стали вопросы международного мира и безо­пасности, устойчивого социально-экономического роста и развития государства.

2 марта 1992 года Казахстан был принят (без голосования) в ООН. До конца 1992 года республику признали 106 государств мира, дипломатические отношения были установлены с 61 государством. Казахстан стал членом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), Мирового банка реконструкции и развития (МБРР), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Международного валютного фонда (МВФ), Всемирного банка (ВБ) и других авторитетных международных организаций.

В 1993 году была приняты Стратегия национальной безопасности Республики Казахстан на 1993-2005 гг. и первая Военная доктрина Казахстана.

С 1992 года Казахстан выступил с рядом внешнеполитических инициатив. Важным направлением внешнеполитической деятельности нашей страны в области международной безопасности стало налаживание сотрудничества с международными организациями по безопасности, в первую очередь, с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В январе 1992 года Казахстан был принят в ОБСЕ, в стране было создано и функционирует представительство ОБСЕ.

В декабре 1991 года НАТО создала Совет Североатлантического сотрудничества (ССАС) для развития связей со странами бывшего Варшавского Договора. В марте 1992 года Казахстан присоединился к ССАС. В 1994 году НАТО было создана программа «Партнерство ради мира» (ПРМ), к которой наша страна также присоединилась. В 2002 году Казахстан присоединился к программе НАТО «Процесс планирования и обзора» (ПАРП).

73)Н.А.Назарбаев – основатель независимого Казахстана и Лидер нации.Первого декабря Казахстан отмечает государственный праздник – День Первого Президента Республики Казахстан.1 декабря 1991 года состоялись первые прямые всенародные выборы Президента Республики Казахстан, на которых Главой государства избран Нурсултан Назарбаев. На выборах он одержал убедительную победу, получив 98,7% голосов избирателей.К моменту провозглашения государственной независимости Казахстан не располагал ни одной из составляющих государственности, за исключением свободолюбивого народа, обширной территории и советской модели управления страной. Экономика находилась в упадке, инфляция, безработица и бедность охватили все слои общества. Ситуация сложилась настолько драматично, что государство могло развалиться едва родившись. Вся тяжесть сохранения независимости и формирования казахстанской государственности легла на плечи Первого Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева.

Ни для кого не секрет, что во многом успехи и достижения Казахстана со времени обретения независимости тесно переплетены с именем Первого Президента, его политической волей, мудрой прозорливостью, огромным желанием сделать Казахстан экономически сильным, демократическим государством. Такую непомерно сложную задачу мог выполнить только человек, который обладает огромным потенциалом, верой в себя и в силу своего народа. Вот уже более 20 лет как суверенный Казахстан являет миру впечатляющие примеры неуклонного роста экономики, общественного согласия и политической стабильности.С именем Президента страны казахстанцы связывают стабилизацию и модернизацию экономики страны, повышение качества и стандартов жизни народа Казахстана, разработку стратегии экономического прорыва и вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира, демократизацию политической системы, построение основ правового государства и гражданского общества, создание условий для реализации прав и свобод человека в обществе, сохранение и укрепление межнационального и межконфессионального согласия. Под его руководством Казахстан уверенно обретает оптимальный баланс между прочностью государственности и развитием общепризнанных демократических ценностей.. Мир видит, насколько велик потенциал государства, которым руководит его первый президент Нурсултан Назарбаев.Под руководством первого президента в данное время Казахстан с подобными себе государствами создает предпосылки для успешного развития будущих поколений.По инициативе и под личным руководством Главы государства в Республике Казахстан созданы все предпосылки для полного равенства и свободы всех наций и народов, проживающих в нашем суверенном государстве.Курс политических и экономических реформ, который возглавляет Лидер Нации, нацелен на процветание страны и каждого казахстанца в отдельности.Мы гордимся тем, что живем в такой замечательной стране, с которой тесно связано имя выдающегося государственного лидера современности Нурсултана Назарбаева.

74)История Казахского национального технического университета им. К.И.Сатпаева. В становлении и развитии одного из старейших учебных заведений Республики Казахстан можно выделить пять основных этапов:
1934—1960 гг. — Казахский горно-металлургический институт (КазГМИ);
1960—1994 гг. — Казахский политехнический институт (КазПТИ);
с 1994 г. — Казахский национальный технический университет (КазНТУ).
В 1999 г. за особые заслуги в подготовке инженерно-технических кадров страны постановлением Правительства Республики Казахстан КазНТУ присвоено имя выдающегося ученого, академика Каныша Имантаевича Сатпаева. 5 июля 2001 г. Указом Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева университету присвоен особый статус.
История Казахского национального технического университета им. К.И.Сатпаева — флагмана инженерного образования республики неразрывно связана с историей нашего государства, его культурой и системой высшего образования. В 30-е годы XX в. для решения задач по ликвидации технико-экономической отсталости народного хозяйства возникла острая потребность в развитии высшего технического образования в стране.
20 октября 1933 г. Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР «О подготовке кадров для Казахстана» был организовал Казахский горно-металлургический институт (КазГМИ) с двумя факультетами: горным и цветных металлов в столице Казахстана г. Алма-Ата. 19 сентября 1934 г. прозвенел первый звонок первого учебного года в Казахском горно-металлургическом институте.

75)Национальная идея «Мәңгілік ел» в Послании президента РК.Назарбаева. . В 2015 году работа по оформлению идеи Мәңгілік Ел была заметно активизирована. Прежде всего, было четче обрисовано равенство всех граждан Казахстана, как основной составляющей идеи Мәңгілік Ел. Что характерно, в своем выступлении на внеочередном съезде партии Нур Отан, состоявшемся 11 марта 2015 года в преддверии президентских выборов руководитель страны несколько иначе сформулировал составляющие своей идеи, связав ее с вопросами идентичности: «…необходимо дальнейшее укрепление казахстанской идентичности. Она должна основываться на принципе гражданства. Все граждане должны пользоваться одним объемом прав, нести один груз ответственности и иметь доступ к равным возможностям. Консолидирующие ценности на базе идеи Мәңгілік Ел – это гражданское равенство; трудолюбие; честность; культ учености и образования; светская страна - страна толерантности. В этом случае гражданство будет самым надежным фундаментом устойчивого и успешного государства».

Так же он отметил: «В системе общегражданских ценностей должна выступать идея Мәңгілік Ел — должна быть, как вторая Конституция. Обсудить на сессии Ассамблеи народа Казахстана и выработать документ Мәңгілік Ел, который понятен всем. В школах необходимо ввести программу обучения преподавания ценности всеказахстанской идеи Мәңгілік Ел».«Мәңгілік Ел» - это национальная идея нашего общеказахстанского дома, мечта наших предков. За 22 года суверенного развития созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев и составляют фундамент будущего нашей страны. Они взяты не из заоблачных теорий. Эти ценности - опыт Казахстанского Пути, выдержавший испытание временем», - сказал Глава государства.

76) Послание Президента РК Н.Назарбаева народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана»(11ноября 2014г.). Как известно, прогнозы развития мировой экономики на 2014 и следующие два года пересмотрены Международным валютным фондом и Всемирным банком в сторону понижения. Поэтому нам необходимо оперативно пересмотреть некоторые позиции, а также внести корректировки в планы на предстоящий период. У нас нет времени на раскачку. Те меры, о которых сегодня пойдёт речь, следует реализовать уже с 1 января 2015 года. Мы должны оперативно принять все возможные меры для предотвращения негативных тенденций. По моему поручению Правительство завершило разработку новой масштабной программы развития. Сегодня, отвечая на вызовы, которые стоят перед нами, я объявляю о Новой Экономической Политике Казахстана «Нұрлы Жол». Этому я посвящаю новое Послание народу на 2015 год. Она будет иметь контрцикличный характер и будет направлена на продолжение структурных реформ в нашей экономике. Что это означает? В годы, когда ситуация на внешних рынках благоприятствовала, а цены на нефть и нашу экспортную продукцию были на достаточно высоком уровне, мы направляли доходы от экспорта сырья в Национальный Фонд. Одной из основных задач Нацфонда является повышение устойчивости нашей экономики перед внешними шоками, в том числе и при снижении цен на природные ресурсы.В феврале было принято решение о выделении одного триллиона тенге из Нацфонда для поддержки экономического роста и занятости в 2014-2015 годы, двумя траншами по 500 миллиардов тенге. Для завершения начатых проектов и решения наиболее острых вопросов поручаю Правительству направить второй транш средств из Нацфонда в размере 500 миллиардов тенге на следующие цели.

Первое. Необходимо дополнительно выделить 100 миллиардов тенге на льготное кредитование малого и среднего бизнеса, а также крупного предпринимательства. Это обеспечит реализацию проектов в пищевой и химической промышленности, машиностроении, а также в сфере услуг.

Второе. Для оздоровления банковского сектора и выкупа «плохих» кредитов поручаю обеспечить в 2015 году дополнительную капитализацию Фонда проблемных кредитов в размере 250 миллиардов тенге.

Третье. Для привлечения новых инвестиций необходимо улучшить соответствующие условия. С этой целью поручаю направить 81 миллиард тенге в 2015 году на завершение строительства первого комплекса «сухого порта», инфраструктуры специальных экономических зон «Хоргос - Восточные ворота» и «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» в Атырау и Таразе.

Четвёртое. На продолжение строительства комплекса ЭКСПО-2017 поручаю выделить для кредитования 40 миллиардов тенге в 2015 году, дополнительно к уже направленным 25 миллиардам.

Пятое. В преддверии ЭКСПО-2017 нам нужно позаботиться о развитии транспортной инфраструктуры Астаны. Столичный аэропорт уже в этом году достигнет своей максимальной пропускной способности - 3,5 миллиона человек. Поэтому для увеличения его потенциала поручаю выделить в 2015 году 29 миллиардов тенге на строительство нового терминала и реконструкцию взлетно-посадочной полосы. Это позволит увеличить пропускную способность к 2017 году до 7,1 миллиона пассажиров в год.

77) План нации Главы государства Н.Назарбаева –«100 конкретных шагов».«100 конкретных шагов» - это ответ на глобальные внутренние вызовы и одновременно ПЛАН НАЦИИ по вхождению в 30-ку развитых государств в новых исторических условиях.«100 конкретных шагов» придадут нашей стране такой ЗАПАС ПРОЧНОСТИ, который позволит уверенно ПРОЙТИ СЛОЖНЫЙ ПЕРИОД ИСПЫТАНИЙ,

НЕ СБИТЬСЯ С ПУТИ реализации Стратегии-2050 и УКРЕПИТЬ КАЗАХСТАНСКУЮ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ.

План закладывает коренные преобразования в обществе и государстве, главная цель которых - «ЛЕЧЕНИЕ СИСТЕМНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ»,

А НЕ СГЛАЖИВАНИЕ ИХ «ВНЕШНИХ СИМПТОМОВ».

5 ПРЕЗИДЕНТСКИХ РЕФОРМ:

· ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА

· ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЕРХОВЕНСТВА ЗАКОНА

· ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

· НАЦИЯ ЕДИНОГО БУДУЩЕГО

· ТРАНСПАРЕНТНОЕ ПОДОТЧЕТНОЕ ГОСУДАРСТВО

78)Государственные символы РК.Конституционный Закон «О государственных символах Республики Казахстан» был принят 4 июня 2007 года В соответствии с этим Законом ежегодно 4 июня празднуется как день государственных символов в Республике Казахстан.Государственные символы – это один из неотъемлемых атрибутов любого государства, олицетворяющих его идентичность и суверенитет. В Республике Казахстан государственными символами являются – Государственный Флаг, Государственный Герб и Государственный гимн.ГосударственныйфлагРеспубликиКазахстан
Государственный флаг Республики Казахстан представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета с изображением в центре солнца с лучами, под которым – парящий орел. У древка – вертикальная полоса с национальным орнаментом. Изображение солнца, его лучей, орла и национального орнамента – цвета золота.Автор Государственного флага Республики Казахстан – заслуженный деятель искусств Казахстана Шакен Ниязбеков.ГосударственныйгербРеспубликиКазахстан .Государственный герб Республики Казахстан имеет форму круга и представляет собой изображение шанырака на голубом фоне, от которого во все стороны в виде солнечных лучей расходятся уыки. Справа и слева от шанырака расположены изображения мифических крылатых коней. В верхней части расположена объемная пятиконечная звезда, а в нижней части надпись «Қазақстан». Изображение звезды, шанырака, уыков, мифических коней, а также надписи «Қазақстан» – цвета золота.Авторами Государственного герба Республики Казахстан являются известные архитекторы Жандарбек Малибеков и Шот-Аман Валиханов.ГосударственныйгимнРеспубликиКазахстан
Гимн Казахстана, ранее известный как песня «Менің Қазақстаным», по инициативе Президента Нурсултана Назарбаева был утвержден Парламентом страны 6 января 2006 года. Впервые он прозвучал 11 января 2006 года во время торжественной инаугурации Главы государства.Музыка – композитора Шамши Калдаякова, слова – Жумекена Нажимеденова и Нурсултана Назарбаева.

Наши рекомендации