Возникновения казачества и его историческая роль

Казачество зародилось в XIV веке на степных незаселенных просторах между Московской Русью, Литвой, Польшей и татарскими ханствами. Его формирование, начавшееся после распада Золотой Орды, проходило в постоянной борьбе с многочисленными врагами вдали от развитых культурных центров. О первых страницах казачьей истории не сохранилось достоверных письменных источников.

В формировании казачества участвовали представители самых разных народностей, но преобладали славяне. С этнографической точки зрения первые казаки разделялись по месту возникновения на украинских и на русских. Среди и тех и других можно выделить вольных и служилых казаков. На Украине вольное казачество было представлено Запорожской Сечью (просуществовало до 1775), а служилое — «реестровыми» казаками, получавшими жалованье за службу в Польско-Литовском государстве.

Русские служилые казаки (городовые, полковые и сторожевые) использовались для защиты засечных черт и городов, получая за это жалование и земли в пожизненное владение. Хотя они приравнивались «к служилым людям по прибору» (стрельцы, пушкари), но в отличие от них имели станичную организацию и выборную систему военного управления. В таком виде они просуществовали до начала XVIII века.

Первая община русских вольных казаков возникла на Дону, а затем на реках Яик, Терек и Волга. В отличие от служилого казачества центрами возникновения вольного казачества стали побережья крупных рек (Днепра, Дона, Яика, Терека) и степные просторы, что накладывало заметный отпечаток на казачество и определяло их жизненный уклад.

Казачество на протяжении веков являлось универсальным родом вооруженных сил. Про казаков говорили, что они рождались в седле. Во все времена они считались великолепными наездниками, не знавшими себе равных в искусстве джигитовки. Военные специалисты оценивали казачью конницу как лучшую в мире легкую кавалерию. Воинская слава казачества укрепилась на полях сражений в Северную и Семилетнюю войны, во время Итальянского и Швейцарского походов А. В. Суворова 1799. Особенно отличились казачьи полки в наполеоновскую эпоху. Возглавляемые легендарным атаманом М. И. Платовым иррегулярное воинство стало одним из главных виновников гибели наполеоновской армии в России в кампании 1812, а после заграничных походов русской армии, по словам генерала А. П. Ермолова, «казаки стали удивлением Европы». Без казачьих сабель не обошлась ни одна русско-турецкая война 18-19 веков, они участвовали в покорении Кавказа, завоевании Средней Азии, освоении Сибири и Дальнего Востока.

Сравнительная характеристика Запорожского и Донского казачества

Все казаки считали себя одним народом. Донцы отрицали, что они русские, они просто служат великой России. Судя по поступкам, запорожцы так же относились к украинцам, но проверить сложно - разрыв во времени. Было несколько разным происхождение. Донцы сформировались из остатков хазар - дагестанского народа, славян-бродников (были союзниками Чингиз-хана на Калке) , беглецов из тюркских племен, из ногайской орды, затем в Войско Донское влились новгородские ушкуйники. Формула "С Дону выдачи нет" характерна для конца 16 и 17 веков - когда потребовалось пополнение. Вот тогда и стали принимать беглых из России. Беглые оседали в самых бедных и тревожных верховых станицах. Войсковая старшина обитала в низовых, там, кстати, отчетливо видны следы земледелия и виноделия со времен Хазарского каганата (золотые горки) .
Войско Запорожское меньше распосстранялось о своем происхождении. Язык - украинский, обличье - степное, как у бывших некогда здесь "своих поганых" - торков, берендеев, половцев... А повадки - татарские, крымские. Даже знамя украинское - тюркские цвета.

Основные положения Переясловского договора и его историеское значение

Непосредственными итогами Переяславского соглашения для Украины стало утверждение Украинской Казацкой державы как правовой автономии и субъекта международных отношений, ее легитимация; произошел разрыв отношений с польско-литовской Речью Посполитой. Были созданы предпосылки углубления процессов институализации государственного строя и системы власти в Украине. Несмотря на свою противоречивость, указанные процессы развивались до первой трети XVIII в. в конструктивном русле. Позже усилились процессы колонизации Украинской Казацкой державы, произошла ее полная ликвидация. Начался процесс русификации украинского этноса, его денационализации, трансформации Украинской православной церкви, утраты ее автономности.

ПРИЧИНЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕЯСЛАВСКОГО СОГЛАШЕНИЯ И ЕГО МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ

1. В XV — XVI вв. в Поднепровье, на казацких «слободских» землях окончательно выкристаллизовалась военно- старшинская система организации общественно-политической жизни, имевшая все основные признаки государственного управления. Она содержала в себе элементы архаичного, первичного демократизма, была рассчитана на упорядочивание внутренней жизни относительно небольших и социально однородных милитаризованных сообществ. Наряду с этим в тогдашней Украине существовала иерархия польской шляхты и магнатов, имевшая определенный объем легитимной власти. В целом политическая система украинского общества в период Освободительной войны и Руины только начала формироваться. Основанием успешного завершения этого процесса должна была стать внешняя стабильность, которой не хватало постоянно воюющей Украине. В перспективе политический уклад Казатчины оказался довольно жизнеспособным: он стал основой государственной организации Гетманщины даже под протекторатом России.

2. В течение второй половины XVI — первой половины XVII в. развитие украинского народа проходило в условиях политического доминирования польской шляхты, культурно-религиозного давления и дискриминации, насаждения неприсущего Украине уклада торгово-хозяйственной жизни, «размывания» и полонизации национальной элиты. В этой ситуации, усложнявшейся постоянной угрозой с Юга, казачество постепенно становилось одной из основных форм социально-политической самоорганизации общества, а впоследствии превратилось в его авангард в продвижении к политическому суверенитету и созданию собственной государственно-административной и политической системы.

Внутренняя социально-экономическая ситуация и положение Украины в мире требовали организации действенного функционирования всех звеньев (снизу доверху) исполнительной власти, а значит — укрепления гетманской власти. Важную роль в этом сыграли «Статті про устрій Війська Запорозького» Б. Хмельницкого, которыми определялись основы построения Украинского независимого государства, предусматривалась неприкосновенность государственного строя в политико-административной, судебной сферах, сфере социальных отношенийи тому подобное. Опираясь на это, Б. Хмельницкий требовал от полковых и сотенных органов исполнительной власти безоговорочного выполнения своих распоряжений и приказов. Гетман созывал рады, принимал активное участие в обсуждении и принятии решений, контролировал судопроизводство, организовывал финансы, возглавлял войско и определял внешнеполитический курс правительства. В своих державных замыслах Б. Хмельницкий опирался, с одной стороны, на украинские традиции, элементы гражданского общества и республиканско- демократические принципы Запорожской Сечи, а с другой — на передовые европейские достижения. Фактически речь шла о создании в Украине президентской (гетманской) республики. Гетман оставался выборным лицом, хотя некоторые из них (в частности сам Богдан Хмельницкий, Иван Самойлович, Иван Мазепа и Кирилл Разумовский) отчетливо тяготели к монархической модели власти. Выборность господствовала и на других уровнях и ветвях государственной власти. Самого гетмана избирала Генеральная рада, она же могла и лишить его полномочий. В целом Б. Хмельницкий все свои способности, силу и авторитет использовал для укрепления государственности Украины, утверждения ее независимости.

Прогрессивный характер имела деятельность Б. Хмельницкого в сфере экономической жизни Украины. Вводилась политика свободной торговли, что стимулировало украинский экспорт и в целом торговлю между государствами, купцам и ремесленникам предоставлялись разнообразные льготы. Это имело позитивные экономические последствия. По оценкам известного украинского ученого М. Э. Слабченко, «хлеб, который тогдашняя Польша экспортировала в Западную Европу, был украинским». В Казацкой державе была создана принципиально новая налоговая система с разнообразными ставками налогов, благодаря чему в воюющей стране удерживался бездефицитный бюджет. В период гетманства Б. Хмельницкого были введены самые низкие импортные тарифы во всей тогдашней Европе. Государственное руководство четко осознавало выгодное геополитическое положение Украины и умело использовало его, пополняя бюджет транзитным (перевозочным) налогом. Таким образом, национально-государственные идеи наполнялись социально-экономическим содержанием, которое в основном соответствовало интересам большинства населения Украины. Важно учитывать и стремление Казацкой державы к объединению Правобережной и Левобережной Украины, обеспечению ее соборности.

В целом, социально-экономический уклад Украинской Казацкой державы был более развитым, чем в Московском государстве, где существовало крепостничество, и в Речи Посполитой. За годы Освободительной войны была ликвидирована ужасная крепостная зависимость крестьян, их принудительный подневольный труд. В 1648 г. в Украине был провозглашен экономический уклад, который базировался на принципах «свободного труда и занятий». На историческую арену вышли мелкий собственник-казак, мещанин и освобожденный от барской зависимости холоп, труд которых базировался на материальных стимулах. Развивалось ремесленничество, начала складываться казацкая буржуазия. Что касается государственной службы, то она опиралась на землю, которая давалась тому или другому уряднику за выполнение чиновничьих функций. В целом, по существующим оценкам,Хмельнитчина не только убеждает в возможности создания в то время в Украине буржуазно-демократического государства европейского образца, но и указывает на путь, по которому могла бы развиваться Украинская Казацкая держава. Подчинение Украины Московскому государству сделало невозможным именно такой ход событий на будущей территории нашей страны. В дальнейшем Российская империя трансформировала украинскую общественно-политическую реальность в элемент великорусской шовинистической системы.

3. В середине XVII в. Украина, обескровленная и истощенная длительной борьбой с Польшей, окруженная со всех сторон экономически и военно более мощными врагами, вынуждена была искать союзников. Летом 1653 г. Польша создала антиукраинскую коалицию с Валахией, Молдавией и Трансильванией. Союз Украины с татарами исчерпал себя. Из влиятельных соседей осталось только Московское государство. Б. Хмельницкий понял, что Украина оказалась в ловушке: если ей даже удалось бы дать отпор Польше, ситуацией немедленно воспользовалась бы Порта или то же самое Московское царство. (Анализируя ситуацию, обязательно нужно принять во внимание разницу в человеческих и природных ресурсах Войска Запорожского и государств, с которыми ему приходилось наиболее часто контактировать. Население Речи Посполитой, например, составляло около 6 миллионов человек, тогда как на территории Войска Запорожского проживало немногим больше миллиона истощенных многолетними войнами, восстаниями и грабежами (ведь именно украинские земли были основным театром военных действий), жителей. Соотношение с Московским царством и Оттоманской Портой было подобным. В таких условиях сами обстоятельства вынуждали украинское руководство (если оно действительно стремилось в конечном итоге добиться политического суверенитета) к политике лавирования и ситуативным кратковременным союзам и коалициям. Украина была бы ими захвачена. В этой ситуации было решено попробовать договориться с Москвой о совместных действиях против Польши, а значит и других враждебно настроенных соседей. С этой целью и было заключено соглашение 1654 года, условия которого содержались в «Мартовских Статьях» и трех «Жалованных грамотах» того же года.

4. Заключая союз с Россией, Б. Хмельницкий прежде всего рассчитывал объединенными усилиями нейтрализовать Польшу и таким образом (через достижение принципиально нового «расклада сил» в регионе) получить возможность дальнейшего военно-политического и дипломатического маневра и на этой основе укрепить международно-правовой статус Войска Запорожского. Московское государство со своей стороны было заинтересовано в распространении влияния на запад, в выходе к Черному морю, создании плацдарма для борьбы с Портой и Речью Посполитой. Непосредственными же мотивами заключения Договора 1654 года для нее стали резкое обострение отношений с Польшей и опасение сближения Войска Запорожского с Портой. Учитывалась и перспектива укрепления позиций Московской православной церкви, которую открывал ей альянс с Украиной.

5. При оценке Переяславского соглашения необходимо учитывать и следующее. На фоне активной дипломатической деятельности тогдашнего украинского руководства договоренность с Москвой 1654 года была важным, но не единственным тактическим дипломатическим мероприятием в ряду не менее масштабных договоров с другими государствами. Вот некоторые из них:

— в феврале 1648 года Б. Хмельницкий заключил договор с крымским ханом о совместных военных действиях;

— в феврале 1649 года был заключен аналогичный договор с турецким султаном;

— 8 августа 1649 года было подписано мирное соглашение между Б. Хмельницким и королем Яном II Казимиром — Зборовский договор;

— в ноябре 1650 года — договор о нейтралитете между Б. Хмельницким и семиградским князем;

— 18 сентября 1651 года — Белоцерковский договор между Б. Хмельницким и Польшей;

— в августе 1652 года заключен молдавско-украинский военный союз;

— 8 октября 1654 года — такой же союз с князем Семиграда Юрием II Ракоци;

— в октябре 1657 года — И. Выговский заключил военный альянс с Швецией;

— 6 сентября следующего года им же подписано Гадячское соглашение с Речью Посполитой, по которому, в частности, предусматривалась широкая автономия так называемого Княжества Русского в составе Польши.

Однако всем этим соглашениям не суждено было стать определяющими международно-правовыми факторами для дальнейшей судьбы Украины. Только Московскому государству удалось воспользоваться альянсом 1654 года как правовым основанием для усиления своего политического влияния на Войско Запорожское, а впоследствии — для наращивания своей военной, административной и финансово- экономической власти в Украине.

6. На момент альянса 1654 года Украина и Московское государство объективно были двумя качественно разными, хотя и во многом схожими странами. Следует учитывать, что основные черты будущего российского империализма были заложены в период монгольского господства. В 1237—1480 годах русские земли политико-структурально входили в состав Монгольской империи Чингизидов. Известным фактом является и то, что Московское княжество восприняло монгольское владычество как естественный факт. Хан Золотой Орды стал для нее верховным правителем, а московские князья сделались его легальными наместниками. В общественно-политической сфере унаследованными от монгольского этноса чертами стали: тоталитарность власти, принципиальное непризнание индивидуальной личности, уничтожение частной собственности и тому подобное. Продолжением этих признаков стало крепостничество и общинный уклад, которые в течение нескольких столетий были социально-экономическим фундаментом московской государственности. Эти принципиально значимые оценки подтверждаются и российской историографией, в том числе и современной. «За годы тесного контакта с татарами, — подчеркивается в издании «Наш путь. Стратегические перспективы развития России» (М, 1999. — С. 19), — россияне перенимают от них централистскую административную модель, агрессивную территориальную интеграционную динамику, геополитическую миссию объединения земель Евразии».

Понятно, что в этих условиях наши народы не имели значимых глубинных мотивов для «воссоединения». Соответствующий политический шаг был вынужденным для гетмана.В то же время другие перспективы для Украинской Казацкой державы были еще худшими. В своей речи на Переяславской раде (тщательно продуманной и адресованной «людности», «посполитым», а не дипломатам) Б. Хмельницкий ни разу не упоминает про связь Московского царства с Киевской Русью или об этническом родстве двух народов. Единственный аргумент, выдвинутый гетманом в пользу союза, — это вера. Зато дипломатическая переписка и тексты официальных документов обеих сторон изобилуют упоминаниями о «едином народе русском», «одной матери — Киевской Руси», а также о том, что московский царь как «прямой потомок Владимира Великого» возвращает под свою руку захваченную Польшей «Малую Русь» «яко древних великих князей Русских наследие». Эти пассажи выступают юридически-правовым обоснованием, легитимацией международного акта, когда один из контрагентов (Войско Запорожское) формально все еще находится в подданстве другого государства (Короны Польской). В то время идеи общей Великой Руси и единого «русского народа» не имели для украинского общества достаточного идеологического значения и циркулировали преимущественно в кругах высшей политической и интеллектуальной элиты.

7. Очевидно, что и с московской, и с украинской стороны альянс был сугубо политической акцией: пафосная тональность и возвышенная фразеология межгосударственных актов и переписки диктовались дипломатическим этикетом и формальными требованиями международного права. Имея за спиной непростой многолетний опыт официальных дипломатических сношений, четко осознавая разницу в интересах, Войско Запорожское и Московское царство относились друг к другу прагматично и осторожно. Согласно договоренностям 1654 года Войско Запорожское вступало «под высокую руку» московского царя на основах широкой автономии, полностью сохраняя не только возможность внутреннего самоуправления, но и основы своего суверенитета (гетманское правительство имело практически неограниченные полномочия в сфере международных отношений, Москва сносилась с Чигирином через Посольский приказ и тому подобное).

8. Ряд вопросов вызывает процедура и договорно-правовое оформление украинско-российских договоренностей. Не сохранились оригиналы письменных документов, что побуждало к многочисленным спекуляциям, которыми постепенно «оброс» договор. Соглашение в Переяславе было устным и предусматривало обоюдную присягу: как казаки присягали на верность царю, так и монарх (или уполномоченный им представитель) обязывался гарантировать права и вольности украинского народа. Однако российский посол В. Бутурлин в последний момент заявил, что таких полномочий не получил. Переговоры едва не зашли в тупик. Однако казацкая старшина во главе с гетманом решила не разрывать отношения, которые так тяжело налаживались, и полагалась на переданное В. Бутурлиным «слово» царя, что тот подтверждает все договоренности. В последующие месяцы 1654 года между Украиной и Московским государством было заключено письменное соглашение, что соответствовало тогдашней дипломатической практике.

9. В Украине далеко не везде сразу согласились присягать московскому царю. Известны факты вооруженных волнений, происходивших в Киеве, на Киевщине, в Полтавском, Кропивянском, Уманском и Брацлавском полках. Негативно восприняла альянс часть казацкой старшины и украинской шляхты. Крайне негативно отнеслось к «объединению» духовенство во главе с иерархами Украинской православной церкви, которые, будучи подчинены Константинопольскому, а не Московскому патриарху, предвидели будущие осложнения и баталии на церковной ниве. Более тридцати лет они еще противились «объединению» с Москвой.

20. Правление Ивана IV

В 1533 г. умер Василий 3, оставив наследником Ивана 4 - трехлетнего царевича (от брака с Е.Глинской).

16 января 1547 г. Иван I4 торжественно венчался на царство и принял титул царя и великого князя всея Руси. Процессия была торжественна, и ее официальность способствовала укреплению самодержавия, авторитету центральной власти и легитимности в глазах правительств Западных держав.

Участие Ивана 4 в государственной деятельности началось с создания Избранной рады, которая действовала с 1549 по 1560 гг. и явилась органом, проводящим реформаторские усилия нового царя. Уже в феврале 1549 г. Иван 4 на первомЗемском соборе объявил о подготовке реформ.

В 1550 г. Иван 4 на соборе представителей областей Руси жестко обличил злоупотребления боярской власти и обещал лично оберегать народ от бесчинств бояр.

В 1550 г. был издан новый Судебник, основанный на подобном документе 1497 г., расширенном и систематизированном. Новый Судебник значительно ограничивал податные привилегии крупных феодалов и судебные функции наместников. Были введены наказания для бояр и дьяконов-взяточников. Статьи, касающиеся феодального землевладения, не изменились, но увеличилась оплата феодалам за проживание, и это укрепило их власть над крестьянами.

К времени действия Избранной рады относится создание функциональных органов управления - приказов. Поместный приказ ведал владениями земель феодалов, Посольский - внешней политикой, Челобитный приказ принимал и расследовал жалобы на имя царя.

В 1550-1556 гг. осуществляются реформы в армии. Создается постоянное стрелецкое войско и принимается закон, регламентирующий вопросы, касающиеся формирования армии. С каждых 150 десятин бояре обязывались давать войску одного вооруженного ратника на коне. В 1551 г. на большом церковном соборе царь предложил обширный проект церковных реформ, целью которого было приведение к порядку религиозно-нравственной жизни народа и унифицирование церковных обрядов.

В 1556 г. были отменены «кормления», с этих пор население стало платить общегосударственный налог. Рядом «уставных» царских грамот, данных различным областям, правительство отменяло управление наместников и передавало местное управление и суд в руки старост, избранных посадскими людьми и волостными крестьянами.

Избранная рада проводила реформы, рассчитанные на длительный период. Однако Иван 4 стремился к немедленным результатам. При неразвитом аппарате государственной власти быстрое движение к централизации было возможно лишь при помощи террора. Иван 4 разогнал Раду, что стало первым шагом на пути копричнине.

В декабре 1564 г. царь со всем семейством неожиданно покинул столицу. Остановившись в Александровой слободе, он обратился к народу с требованием расправы над изменниками по его «монаршему» усмотрению и учреждение опричнины. Это было условием его возвращения на трон.

К царю отправилась делегация духовенства и бояр с просьбой о возвращении и правлении «как ему угодно, по своей государевой воле». Иван возвратился в Москву в феврале 1565 г. и огласил условия, на которых обратно принимал власть: изменников и ослушников предавать казни, их имущество брать в казну. С введением опричнины страна разделилась на две части: земщину, которая управлялась Боярской Думой и приказами, и опричнину, в которой создавалась параллельная система органов управления и войско из 6 тысяч опричников.

В опричнину были включены наиболее развитые экономически и стратегически удобно расположенные районы страны. На этих землях поселялись дворяне-опричники, их содержание входило в обязанности земства.

Опричнина была создана для борьбы с предполагаемой изменой в среде феодалов. Сразу после ее учреждения начался кровавый террор по всей стране. Путь централизации через опричнину оказался трагичным для страны.

21. Реформы избранной рады

Избранная рада – это круг лиц, приближенных к Ивану 4, неформально активно участвующий в правительственной деятельности страны. При самом Иване Грозном она не имела названия, а термин «Избранная рада» появился позже в работеКурбского (сочинениях).

Состав избранной рады вызывает сомнения историков и споры. Считается, что однозначно её участниками являлись: священник Благовещенского собора Кремля, духовник царя Сильвестр и деятель А. Ф. Адашев.

Правление Избранной рады выпадает главным образом на середину 16 века. В это время (1549 – 1560 гг.) была организована долгосрочная политика, заключающаяся в проведении реформ Избранной рады во всех сферах жизни русского человека. Деятельность Избранной рады затронула финансово-налоговую систему, организацию местного управления, военное дело, церковную систему, правовую и другие. Основной целью реформ было укрепление центральной власти.

Иван Грозный убедился в необходимости реформ после событий связанных с ужасным пожаром в Москве. Тогда народ, убежденный в причастии к поджогу Глинских, восстал, и люди отправились к их двору. Он был разграблен, а дядя царя был убит. Царю с трудом удалось убедить народ разойтись.

Реформы Избранной рады:

Ÿ 1549 г. Первый Земский собор, Судебник 1550 г.;

Ÿ Военная реформа 1550 г. организованы не распускаемые войска (Стрелецкое войско) и особая часть войска – «Избранная тысяча»;

Ÿ Реформа административная – формирование приказов – органов центрального управления в ведении, которого была определенный род деятельности (Посольский приказ – вопросы дипломатии, Разрядный – вопросы служилых люде и т.д.);

Ÿ Стоглавый собор 1551 г. – церковный собор «Стоглав». Установление канонов и норм. Название связано с количеством глав (решенных вопросов);

Ÿ Военная реформа 1556 г. — принято Уложение о службе: установлены точные нормы для службы для всей землевладельцев, с определенного количества земли требовалось отправлять на службу холопа – специально обученного для службы слугу. Итогом военных реформ Избранной рады было значительное укрепление военной силы страны, имеющей большое значение во внешнеполитических взаимоотношениях;

Ÿ Реформы местного управления 1556 г. – отмена кормлений; замена кормленщиков головами и целовальниками.

Падение Избранной Рады послужило началом одному из самых ужасающих периодов истории России – опричнины. Одной из причин её падения была чрезмерная подозрительность царя Ивана 4 Грозного и предположительная её причастность к его супруги.

22. Культура России в XVI веке

Культура Руси 16 века кратко

Единство русских земель не могло не отразиться на культуре освобожденной Руси 16 века. С размахом велось строительство, развивалась культура государства.

Архитектура

В 15-16 веках строительство было преимущественно из дерева, но его принципы применялись и в каменном строительстве. Восстанавливались укрепления, крепости, в городах Руси строились кремли.

Архитектура Руси 16 века была богата на выдающиеся сооружения церковного зодчества.

Одними из таких сооружений считаются церковь Вознесения в с. Коломенском (1532 г.) и храм Василия Блаженного в Москве (1555 – 1560 гг.). Многие возведенные церкви и храмы относятся к распространенному в то время (характерному для деревянных храмов древней Руси) шатровому стилю.

Под руководством Федора Коня была возведена самая мощная крепость (в Смоленске) и окружен стенами и башнями Белый город в Москве.

Живопись

К живописи 16 века в России относится главным образом иконопись. Стоглавый собор принял в качестве канона в церковной живописи работы А. Рублева.

Ярчайшим памятником иконописи стала «Церковь воинствующая». Икона создавалась в честь взятия Казани, и трактует описанное событие как победу православия. В росписи Золотой палаты Московского кремля чувствовалось влияния запада. При этом церковь была противником проникновения жанровой и портретной живописи в церковную.

Типография

Также в 16 веке появилась на Руси первая типография, началось книгопечатание. Теперь многочисленные документы, приказы, законы, рукописные книги могли быть напечатаны, хоть и их стоимость превышала рукописную работу.

Первые книги напечатаны в 1553 – 1556 гг. «анонимной» московской типографией. Первое, точно датированное издание, относится к 1564 г., напечатано оно Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем и называется «Апостол».

Литература

Перемены в политике, заключающиеся в становлении самодержавия и всех вытекающих последствий, стимулировали идейную борьбу, которая способствовала расцвету публицистики. Литература Руси 16 века включает в себя «Истории о казанском царстве», «Сказание о князьях Владимирских», 12-томник «Великие Четьи-Минеи», включающий все чтимые на Руси произведения для домашнего чтения (произведения, не вошедшие в популярный сборник, отошли на второй план).

Мода

В 16 веке на Руси простые по крою и форме одежды бояр приобрели необыкновенную эффектность и роскошь благодаря декоративным украшениям. Такие костюмы придавали пышность и величавость.

За счет огромных территорий Руси, на которых проживают разные народы, имеющие свои традиции и народные костюмы, одежда различается в зависимости от мест поселения её обладателя. Так, в северных регионах государства была распространена рубаха, сарафан и кокошник, а в южных – рубаха, кичка и юбка-понева.

Общим нарядом (усредненным) можно считать длинную рубаху длиной до подола сарафана, распашной сарафан, кокошник и плетеную обувь. Мужской костюм заключался в длинной рубахе из домотканого полотна – до середины бедра или же до колен, портах – узких и плотно облегающих ноги. При этом особых различий в стиле одежды знати и крестьян не наблюдалось.

23. Эпоха царствования Петра I и его реформы

Тяжелые последствия Смутного времени заставили передовых людей задуматься о месте России в мире. В конце 17 века наметились признаки серьезного отставания в экономическом и культурном отношении от западных стран. Сложился общероссийский рынок, и купечество требовало отмены привилегий иностранцев во внутренней торговле. Укрепление самодержавия привело к усилению центральной власти и падению роли Земских соборов и Боярской думы. Создание регулярной армии тормозило наличие Стрелецкого войска. Россия была отрезана от внешнего мира отсутствием выхода к морям. Решение этих задач стало основным условием прогресса. Весь ход истории, проблемы, стоящие перед Российским государством, предопределили необходимость будущих преобразовании Петра I.

Царь Федор Алексеевич умер в 1682 г., и по причине его бездетности встал вопрос о наследнике престола. Из двух его братьев слабоумный Иван, которому было 15 лет, не мог занимать престол, а Петру - сыну от второго брака исполнилось только 10 лет.

По решению патриарха Иоакима на царствование был провозглашен Петр, до совершеннолетия которого государством должна была править его мать, Наталья Кирилловна. Однако старшая сестра Ивана, властолюбивая и энергичная царевна Софья и поддержавшие ее бояре Милославские, воспользовались недовольством стрельцов и подняли бунт против родственников Петра - бояр Нарышкиных. 15 мая 1682 г. стрельцы, убив нескольких именитых сторонников Нарышкиных, посадили на трон обоих братьев. Иван и Петр были провозглашены царями, а регентство было передано царевне Софье.

Петр рос в подмосковном селе Преображенском. Будущий царь проявлял необыкновенную страсть к познаниям. Одаренный от природы, он окружил себя талантливыми, грамотными людьми.

Играя в военные игры, Петр составил потешное войско, которое стало прототипом будущих настоящих гвардейских полков - Преображенского и Семеновского (по названию сел).

В 1689 г. Петру 1 исполняется семнадцать лет, и становится понятным, что пришло время править молодому, сильному телом и умом, не знающему устали в работе российскому царю. Однако Софья и ее фаворит В.В.Голицын решили организовать новое стрелецкое восстание. Августовской ночью 1689 г. Петра предупредили о грозящей ему опасности, и он бежал из Преображенского в Троицкий монастырь. Окруженный верными войсками, он стал недосягаем для Софьи. Понимая бесполезность борьбы, она отказалась от власти, и была навечно заключена в Новодевичий монастырь.

Свое царствование Петр 1 начал с борьбы за выход в Азовское и Черное моря. В 1695 г. он предпринимает свой первый поход на крепость Азов. Отсутствие флота в составе русских войск не позволило этой компании стать удачной. Понимая это, царь зимой 1695/96 г. в Воронеже создает верфи, на которых начинает строительство 30 фрегатов. Вторая осада закончилась победой. Взяв Азов, Петр заложил и построил крепость Таганрог.

Весной 1697 г. для переговоров с европейскими державами о заключении союза против Турции выехало Великое посольство, которое должно было посетить столицы ряда европейских государств. В составе свиты тайно присутствовал царь. В результате визита Петр получил ясное представление о международной обстановке в этот период, своими глазами увидел европейские достижения в науке и технике, присмотрелся к новшествам в кораблестроении. Пришедшее летом 1698 г. из Москвы известие об очередном стрелецком бунте вынудило царя вернуться в Россию.

Расформировав стрельцов, Петр Первый с 1699 г. переходит к системе комплектования армии набором рекрутов - по одному человеку с определенного количества крестьян и посадских дворов. Это стало важнейшим шагом на пути укрепления оборонной мощи России.

В 1699 г. Петр осуществляет городскую реформу. Создаются органы самоуправления - ратуши в Москве и земские избы в провинциальных городах.

В 1701 г. в Москве открытием Навигационной и Артиллерийской школ было положено начало создания сети учебных заведений для подготовки военных специалистов.

Реформы Петра. Абсолютизм

С первых дней своего царствования, Петр 1 стремился к концентрации власти в своих руках. Абсолютная монархия - это последняя форма феодального государства, возникающая в период зарождения капиталистических отношений. Основная ее черта заключается в том, что глава государства является источником законодательной и исполнительной власти. Абсолютизм - форма правления, при которой власть принадлежит монарху.

Главным своим противником молодой царь считал духовенство. В 1721 г. он ликвидирует патриаршество и вводит Синод, ставя дела религии под контроль светских чиновников. С 1722 г. надзор за Синодом осуществлял обер-прокурор Синода. Это означало победу светской власти над духовной.

Петр начинает формировать гибкий централизованный аппарат, который строго контролируется центральными органами власти.

В 1711 г. был создан Сенат - верховный орган управления страной, высший распорядительный орган по судебным, финансовым, военным и зарубежным делам. Члены Сената назначались самодержцем. Для контроля и надзора за исполнением государственных законов и распоряжений в 1722 г. во главе Сената была введена должность генерал-прокурора (назначен П.И.Ягужинский). Он осуществлял контроль за деятельностью всех правительственных учреждений и доносил о злоупотреблениях должностных лиц центрального и местного аппарата.

В 1718 г. взамен приказов были созданы 12 коллегий, которые ведали политическими, промышленными и финансовыми делами. Коллегии отличались от приказов структурой и функциями (президент, вице-президент, советники, асессоры, секретари) и формировалась из представителей дворянства.

Наши рекомендации