Пути и способы формирования государства

Причины и генезис объясняются в различных теориях

возникновения государства: в теологической (божественная сила); в до-говорной (сила разума, сознание); в психологической (факторы психи-ки человека); в органической (биологические факторы); в материа-листической (социально-экономические факторы); в теории насилия (военно-политические факторы) и т. д.

Восточный путь происхождения государства Первые государства, возникшие на Древнем Востоке (Египет, Вавилон, Китай, Индия и т. п.), были доклассовыми, так как основной их функ-цией было одновременное управление сельскими общинами, объеди-ненными в государство-полис, и организация общественных работ на ирригационных сооружениях. В таких государствах наибольшее рас- пространение получил «азиатский способ производства». Основные причины появления государства здесь тесно связаны с сельским хо-зяйством: требовались масштабные ирригационные работы в связи с засушливым климатом и развитием поливного земледелия; необхо-димость объединения в этих целях значительных масс людей и больших территорий; необходимость единого, централизованного руководства ими. Так называемая «знать» как высшее сословие возникает из родо-племенной знати, постепенно превращаясь в обособленную социальную группу, осуществляющую управление, которая все более отделяется от остальных членов общества, приобретает собственные интересы, не совпадающие с общественными. Таким образом, этот (восточный или азиатский) путь возникновения государства отличается прежде всего тем, что политическое господство основывалось не на богатстве, а на отправлении какой-либо обществен-ной функции, занимаемой должности. Экономика основывается на го- сударственной и общественной формах собственности. Существовала там и частная собственность, однако она не оказывала существенного влияния на экономику — решающий вклад в общественное производ-ство вносил труд «свободных» общинников. Восточное государство возникло до появления сословий. Основное средство производства — земля — формально находится в собственно-сти общин. Общинники считаются свободными, однако фактически все стало государственной собственностью, включая личннсть и жизнь всех подданных, которые оказались в безраздельной власти государства, олицетворенного бюрократическо-чиновничьим аппаратом во главе с абсолютным монархом. Все восточные государства имели много об-щего в главном: все они были абсолютными монархиями, деспотиями; обладали мощным чиновничьим аппаратом; в основе их экономики лежала государственная форма собственности на основные средства производства (власть-собственность), а частная собственность имела второстепенное значение.

Западный путь возникновения государств По другому историческому пути шел процесс в европейских странах. Афинское рабовладельческое государство возникает без внутренне-го и внешнего насилия в результате появления частной собственности и раскола общества на сословия. С развитием частной собственности растет влияние экономически сильной группы, которая стремится ослабить роль народного собрания и передать власть своим представи-телям. Конфликт между наследственной аристократией и массами сопровождался борьбой за власть группы обладателей частной собст-венности, нажитой морским грабежом и торговлей. В результате бога-тейшие собственники стали занимать ответственные государственные должности, и господство родовой знати было ликвидировано. В главном и основном процесс государствообразования в Риме был таким же, как в Афинах. Разложение родоплеменного строя шло тем же путем, что в Греции. Так же, как в Греции, экономически сильная груп-па постепенно захватывает власть, формирует выгодные ей органы. Однако в Риме в эти процессы решительно вмешалась третья группа населения — плебеи. Представители пришлых племен, лично свобод-ые, не связанные с римским родом, обладали богатством, полученным в результате развития торговли и ремесла. Экономическое могущество плебеев возрастало. Их длительная борьба против патрициев — родовой римской аристократии, развернувшаяся в связи с укреплением частной собственности и углублением имущественной дифференциации, нало-жилась на процесс классообразования в римском обществе, стимули-ровала разложение родоплеменного строя, явилась своего рода катали-затором образования государства.

Несколько иным путем шло формирование государства на Русии во Франкском государстве. Этот путь получил наименование синтез-ного. Ранее в научной литературе он не выделялся как самостоятель-ный, а просто оговаривались особенности этих государств в рамкахзападного пути. При таком пути возникновения государства происхо-дит переход от родоплеменных отношений сразу к протофеодальномугосударству под воздействием политического и имущественного нера-венства одновременно. Община сохраняется из-за внешней угрозы.

Рабский труд не получает широкого применения из-за его неэффектив-ности. Наблюдается активное заимствование государственности у дру-гих народов (Русь — Византия, Германия — Рим).

Европейский путь возникновения государства характеризуется сле-дующими чертами: родовая знать оттесняется от власти богатой ари-стократией, военным, насильственным путем; основой государстваявляется частная собственность; классы определяются по отношениюк собственности; политическое господство определяется количеством богатства; административная структура складывается после появления частной собственности.

или

Формирование гос-ва - длительный процесс, который у различных народов шел разными путями. Истории известны следующие основные пути образования гос-ва: военный (например, при формировании восточных деспотий война выступала как способ перераспределения общественного продукта и выделения правящей элитарной верхушки из среды военачальников); аристократический (например, в Риме с его делением общества на патрициев и плебеев происходит отделение правящей верхушки – аристократии от народа); плутократический (при котором происходит сосредоточение власти в руках отдельных лиц, вокруг которых собираются их многочисленные сторонники). Выделение этих путей происходит в рамках концепции олигархического (элитарного) возникновения гос-ва, господствующей в современной науке и предполагающей социальную асимметрию в обществе (В.Е.Чиркин. Основы сравнительного государствоведения.) При этом нельзя упускать из виду, что в чистой форме ни один из названных путей институциализации власти не имеет место. В реальной истории каждый из них включал в себя элементы двух других. Л.И. Спиридонов считает, что на заре цивилизации в масштабах ойкумены количественно преобладал военный путь формирования власти или политогенеза. Причина тому – та роль, которую постоянно играла в те времена война как способ изъятия и перераспределения общественного продукта – материальной базы любого общества. На этом пути решающая роль принадлежала военно-демократическим, а затем – военно-иерархическим формам организации власти. Специфика аристократического политогенеза заключена в становлении отделенной от народа надобщинной власти на основе перерождения традиционной родоплеменной аристократии, которая оттесняла от участия в управлении общими делами рядовых общинников. Постепенно аристократия объединяла в своих руках управление общественным хозяйством, включая распределение его продукта, и военной деятельностью. Плутократический путь формирования гос-ва историки связывают с появлением «бигмена», т.е. «большого человека», тип которого сформировался в наиболее развитых в экономическом отношении обществах и был связан с накоплением в руках одного лица значительных ценностей, с формированием вокруг него на этой основе многочисленных сторонников и с концентрацией власти, что имело место при становлении буржуазных гос-ных форм. В свое время Ф. Энгельс уже указывал на два пути образования политически и экономически господствующих классов – во-первых, через присвоение должностей с помощью наследственного механизма и обогащения на этой основе и, во-вторых, с помощью присвоения прибавочного продукта. Первый путь оказывается исторически наиболее распространенным, типичным. (Спиридонов Л.И. ТГП). Однако в юр-кой литературе вопрос о «путях» возникновения гос-ва традиционно ставился и в ином, более широком смысле. Под ними понимались формы, в которых гос-во поднимается на развалинах родового строя (Ф. Энгельс). Именно Ф. Энгельс и выделял афинскую, римскую и древнегерманскую (Соч Маркс К., Энгельс Ф.,). Афины – самая чистая классическая форма возникновения гос-ва, поскольку гос-во возникает непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя. В Риме образование гос-ва ускорилось борьбой бесправных, живших вне римских родов плебеев против римской родовой аристократии (патрициев). Возникновению древнегерманского гос-ва в значительной степени, как отмечает Ф. Энгельс, послужило завоевание обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена. Современные исторические данные свидетельствуют о том, что не рабовладельческое государство (Греция, Рим) было тем типичным гос-вом, которое пришло на смену социальной организации первобытнообщинного строя, а раннеклассовое город-гос-во, со сложной социальной структурой, многочисленными общественными функциями, обеспечивающие дальнейшее развитие производящей экономики. Это раннеклассовое гос-тво в своем дальнейшем развитии переросло в государство так называемого азиатского способа производства, которое оказалось типичным, распространенным во многих регионах Земли и существовавшим сотни лет. Гос-ва же рабовладельческие возникли в силу весьма конкретных исторических обстоятельств в Греции и Риме и являлись уникальными государствами. Наконец, феодальное государство (главным образом в Европе), возникнув позднее как своеобразная мутация, однако удачная мутация, так как последующее развитие общества по этому («европейскому») пути пошло более быстрыми темпами к социальному прогрессу. Ряд исследователей считает, что в истории человечества существовали по крайней мере два способа появления государства. Условно их назовем: государство-собственность и государство-власть. Гос-во как регулятор и защитник частной собственности возникло и существовало в основном на территории Западной Европы. Его формулой образования может послужить тезис: « я имею собственность, потому и властвую». Другой способ образования гос-ва имел место в основном в регионах Азии и Африки. Его суть состоит в следующем. Задолго до появления частной собственности выделился слой людей, связанных с исполнением необходимых для общественной жизни общих функций, требовавших применения насилия. Формула процесса образования государства и частной собственности здесь противоположная: « я властвую, потому и обладаю собственностью». Именно здесь возникло такое явление как власть-собственность (оставляя должность, человек теряет свой достаток, свою «собственность»). Однако общим знаменателем указанных способов образования гос-ва явилось разделение, в конечном счете, людей на бедных и богатых, на правящих и управляемых. По мнению Т.В. Кашаниной, что хотя второй способ образования государства имел место на большем пространстве земного шара, и считается, что он был наиболее распространенным, вряд ли его следует признавать типичным, а первый - уникальным. А причина многовариантности процесса образования государства кроется в природно-климатических условиях.

Наши рекомендации