ФЗ №120 от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Функции и задачи учреждений социальной защиты по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

Органы соц. защиты являются одними из составляющих всей государственной системы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

ФЗ №120 от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Статья 12. Органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания

1. Органы управления социальной защитой населения в пределах своей компетенции:

1) осуществляют меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организуют индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;

2) контролируют деятельность специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, иных учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, а также осуществляют меры по развитию сети указанных учреждений;

3) внедряют в деятельность учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, современные методики и технологии социальной реабилитации.

2. Учреждения социального обслуживания, к которым относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и иные учреждения социального обслуживания, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:

1) предоставляют социальные услуги несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, на основании просьб несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей либо по инициативе должностных лиц органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации;

2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, осуществляют социальную реабилитацию этих лиц, оказывают им необходимую помощь в соответствии с индивидуальными программами социальной реабилитации;

3) принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с безнадзорными несовершеннолетними, в том числе путем организации их досуга, развития творческих способностей несовершеннолетних в кружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях социального обслуживания, а также оказывают содействие в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.

3. Должностные лица органов управления социальной защитой населения и учреждений социального обслуживания имеют право:

1) в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними, их родителями или иными законными представителями и иными лицами;

2) запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей и иных лиц.


Основные направления деятельности в области профилактики:

- организация индивидуальной профилактической работы с семьями и несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении;

- организация культурно-досуговой занятости детей и подростков, а также несовершеннолетних, состоящих на учете в органах внутренних дел и комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав;

- деятельность по профессиональной ориентации, трудовому устройству и временной занятости несовершеннолетних граждан;

- осуществление мер по реализации прав детей на дошкольное образование.

Основной целью деятельности по профилактике безнадзорности детей и подростков является социальный патронаж детей и семей «группы риска», оказание им социальной помощи, социальная защита и поддержка детей реализация их права на нормальную жизнь, реабилитация в жизненном определении.

Организация работы строится на принципах:

· своевременности;

· гуманизма;

· индивидуального подхода;

· стимулирования семьи к самопомощи;

· интеграции усилий.

Задачи отделения:

Выявление детей с девиантным поведением и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, постановка их на учет;

Осуществление социального патроната детей с девиантным поведением и семей «группы риска»;

Разработка индивидуальных рекомендаций по оказанию социальной помощи безнадзорным детям и их семьям;

Осуществление педагогической коррекции девиантного поведения подростков и их родителей;

Привлечение государственных, негосударственных, общественных органов, организаций и учреждений к решению вопросов по социальной адаптации детей и семей в обществе.

Работа специалиста по социальной работе отделения профилактики безнадзорности детей и подростков строится следующим образом:

-выявление асоциальных семей, безнадзорных детей и подростков, патронаж семей и детей, состоящих на учете в отделе опеки и попечительства;

-получая информацию о семьях, специалисты отделения проводят обследование жилищно-бытовых условий и условий воспитания детей. По итогам посещения составляется акт обследования;

-на основе полученной информации проводится всесторонний анализ проблемной ситуации, который осуществляется социальным консилиумом;

-на каждую взятую семью, составляется реабилитационная программа и по данной программе специалисты работают с семьей.

Специализированными учреждениями решаются вопросы временного жизнеустройства безнадзорных детей, оказания им социально-реабилитационной, правовой, психолого-педагогической, социально-медицинской помощи. Тем не менее, деятельность специализированных учреждений ориентирована на сохранение кровной семьи и семейные формы жизнеустройства воспитанников.

Организация воспитательно-образовательного процесса проводится индивидуально в соответствии с возрастом и психологическими особенностями каждого воспитанника. Для детей, которые по медицинским и психолого-педагогическим показаниям не могут обучаться в образовательных учреждениях на общих основаниях, совместно с органами образования организуется обучение на дому. Социальными педагогами проводятся индивидуальные и групповые занятия по формированию положительной школьной мотивации, восполнению пробелов в школьных знаниях. Для успешного проведения социально-педагогической реабилитации и адаптации, несовершеннолетние включаются в общественно полезный труд, организуется обучение навыкам самообслуживания, проводятся занятия по интересам с применением мультимедийной продукции по техникам ручного труда, народным промыслам, привлекаются в подготовке и проведении календарно-тематических и познавательно-развлекательных мероприятиях. В целях нравственного и эстетического воспитания организуются посещения театров, выставок, экскурсий. Для развития и реализации творческого потенциала воспитанники привлекаются в различные кружки и клубы по интересам. В целях формирования здорового образа жизни проводятся спортивные мероприятия, ведется работа по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании.

Сущность профилактики дезадаптированных детей и подростков заключается в социально направленной, личностно-ориентированной поддержке детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или подвергшихся воздействию асоциальных факторов с целью раскрытия внутренних возможностей и приобретения опыта самореализации в детско-подростковой и взрослой социальной среде.

КАТЕГОРИИ

В соответствии со ст.20 Федерального закона от 21.11.2011 года N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» право на получение бесплатной юридической помощи имеют:

1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (далее - малоимущие граждане);

2) инвалиды I и II группы;

3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации;

4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;

4.1) лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью;

4.2) усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей;

5) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов";

6) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);

7) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании";

8) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;

8.1) граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации:

а) супруг (супруга), состоявший (состоявшая) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти) в результате чрезвычайной ситуации;

б) дети погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

в) родители погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

г) лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

д) граждане, здоровью которых причинен вред в результате чрезвычайной ситуации;

е) граждане, лишившиеся жилого помещения либо утратившие полностью или частично иное имущество либо документы в результате чрезвычайной ситуации;

9) граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Социально-правовые услуги – организация консультирования по вопросам, связанным с правом граждан на социальное обслуживание, пенсионное обеспечение и предоставление социальных выплат, содействие в получении мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, содействие в оформлении документов при направлении на медико-социальную экспертизу, оказание помощи в оформлении и восстановлении документов, содействие в сохранении занимаемых ранее жилых помещений, содействие в предоставлении бесплатной помощи адвоката, сопровождение (представление интересов) во всех судах, исполнение функций опекунов и попечителей в отношении недееспособных пожилых людей, инвалидов и детей-инвалидов, нуждающихся в опеке или попечительстве.

Направления социально-правового консультирования:

· консультирование по социально-правовым вопросам (гражданское, жилищное, семейное, трудовое, права детей, женщин, отцов, инва­лидов, военнослужащих и др.);

· помощь в оформлении документов;

· оказание юридической помощи и содействие в получении установленных законодательством льгот и преимуществ, социальных выплат;

· содействие в привлечении к уголовной ответственности виновных в физическом и психическом насилии, совершенном в семье над детьми, женщинами, престарелыми людьми и инвалидами.

Задачи правового консультирования:

1. оказание помощи клиентам в определении характера проблем, с которыми они сталкиваются, а затем в принятии решения о том, что они способны реально сделать, чтобы ослабить воздействие этих проблем на себя и своих близких;

2. содействие клиенту в мобилизации ресурсов, в способности регулировать собственную жизнь и принимаемые решения;

3. обеспечение консультирования по социально-правовым, психологическим и другим вопросам, связанным с проблемой клиента;

4. пренаправление клиента, в соответствии с запросом,в другие отделения или другие организации.

Наши рекомендации