Нормативно-правовые акты в российской федерации
(См. схемы 10 и 11 на стр. 578, 579)
1. Понятие и структура нормативно-правового акта
Понимание нормативно-правового акта как акта, содержащего нормы права, правильно фиксирует основное предназначение такого письменного документа — закреплять властные веления государства, его органов в форме нормы права, вносить соответствующие коррективы в систему действующего права. Вместе с тем изложенное понимание нормативно-правового акта нуждается в некоторых дополнительных комментариях. Не всякий правовой акт, содержащий нормы права, непременно является нормативным. И наоборот, в систему нормативно-правовых актов входят акты, которые не содержат непосредственно норм права.
Можно выделить три вида правовых актов, которые содержат нормы права, но не являются нормативными.
Во-первых, это акты органов исполнительной власти, которыми до сведения подчиненных им органов, учреждений и предприятий доводятся нормативные акты, принятые вышестоящими органами: федеральные законы, указы Президента РФ, Правительства РФ и др. Издание подобных актов широко практиковалось в бывшем СССР в связи с тем, что значительная часть нормативных постановлений Совета Министров СССР не помещалась в источниках официального опубликования, а рассылалась государственным органам в нескольких экземплярах. Получив такой акт, министерство и ведомство должны были довести его до сведения всех исполнителей, входящих в систему данного министерства, ведомства. В этих целях министр, руководитель ведомства издавали приказ, который начинался следующим образом: «Принять к сведению и неукоснительному руководству Постановление Совета Министров СССР (далее приводились его реквизиты), которым устанавливается, что...». Затем дословно приводился текст самого постановления.
В настоящее время, когда все нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства РФ публикуются в источниках официального опубликования, объективная необходимость в издании подобных актов отпала. Однако значительная часть федеральных министерств и ведомств по-прежнему издают правовые акты с целью доведения до подчиненных им органов, учреждений, организаций акты Президента РФ и Правительства РФ. Все такие акты являются, безусловно, правовыми, содержат нормы права, но не обладают признаками нормативно-правового акта. Как справедливо полагает Ю.А. Тихомиров, это разновидность информационных актов, которые, хотя и оформляются как ведомственные, но не имеют силы ведомственного акта. Содержащиеся в них нормы обладают силой, производной от издавшего их органа, т.е. силой закона, указа, постановления.
Нормативно-правовой акт — это не любая совокупность действующих норм права. Он призван выражать волю издавшего его органа в виде новых,оригинальных норм права.В нормативно-правовом акте, как минимум, должна содержаться одна оригинальная норма. Правовой акт, состоящий из норм, принятых другими правотворческими органами, не закрепляет решения правотворческого органа на создание новых норм права и не является источником права. В этом качестве может выступать только нормативно-правовой акт органа, принявшего эти нормы.
Во-вторых, в систему нормативно-правовых актов не входят правовые акты, принимаемые органами государственной власти с целью разъяснения содержания действующих нормативно-правовых актов. Они не содержат новых оригинальных норм и составляют особую систему актов нормативного толкования, которые имеют общеобязательное значение, но не могут применяться самостоятельно, без акта, положения которого они разъясняют. Примером актов нормативного толкования могут служить постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, разъясняющие судам, как нужно понимать и применять ту или иную норму Конституции РФ и федеральных законов. В частности, названными органами 1 июля 1996 г. было принято постановление «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в котором были даны разъяснения положений ГК РФ, вызвавших определенные затруднения в процессе их толкования судебными органами.
В-третьих, в систему нормативно-правовых актов не включаются акты, содержащие оригинальные нормы права, но принятые
некомпетентным органом государственной власти. Право органа участвовать в нормативно-правовом регулировании общественных отношений определяется его компетенцией, и всякий выход за ее пределы означает незаконное вторжение в сферу деятельности другого органа.
Принятие норм права за пределами компетенции правотворческого органа может осуществляться двумя способами: 1) принятием нормативно-правового акта по вопросам, отнесенным к ведению другого органа; 2) принятием норм права, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам и иным актам вышестоящих органов. Такие действия признаются незаконными и не могут породить тех результатов, которые хотел получить орган, действуя за пределами своей компетенции. Соответственно, и принятые такими способами нормы права являются таковыми лишь по форме своего выражения. В действительности они являются разновидностью правонарушений, а содержащий их акт подлежит незамедлительной отмене в установленном Конституцией РФ или федеральными законами порядке.
В системе нормативно-правовых актов имеются и такие акты; которые не содержат новых оригинальных норм, а представляют собой перечень нормативно-правовых актов, утративших силу. По принятии нового нормативно-правового акта правотворческий орган принимает специальное решение о том, какие ранее принятые нормативно-правовые акты утрачивают силу и прекращают свое действие. Решения оформляются в виде нормативно-правового акта, где отсутствуют какие-либо новые нормы права, а называются лишь реквизиты актов, утративших силу. Так, Президент РФ указом от 1 декабря 1995 г. № 1207 утвердил Перечень утративших силу полностью или частично актов Президента РФ. Тем самым акт вносит коррективы в действующую систему права, выражает волю правотворческого органа на ее изменение и в теории права признается вспомогательно-нормативным актом.
Таким образом, нормативно-правовой акт представляет собой письменный документ, с помощью которого правотворческий орган в пределах своей компетенции вносит изменения в систему действующих норм права путем принятия новых норм права или решения, направленного на отмену устаревших актов.
Как официальный документ, исходящий от органа государственной власти, нормативно-правовой акт имеет строго определенные внешние реквизиты. В их число входят: 1) вид акта, 2) наименование принявшего его органа, 3) заголовок, 4) дата принятия акта; 5) номер акта; 6) сведения о должностном лице, подписавшем акт. Каждый нормативно-правовой акт непременно должен иметь все реквизиты. Исключение делается лишь в отношении заголовка. Некоторые акты, например распоряжения Правительства РФ, принимаются без заголовка.
Официальные реквизиты нормативно-правового акта выполняют несколько функций.Во-первых, они индивидуализируют нормативный акт, выделяют его из совокупности других нормативно-правовых актов, словом, играют ту же роль, что и фамилия, имя и отчество человека. Во-вторых, официальные реквизиты содержат необходимую информацию об органе, принявшем акт. В-третьих, официальные реквизиты удостоверяют подлинность нормативно-правового акта, содержат все необходимые сведения о том, что правотворческий орган действительно выразил свою волю подобным образом. Отсутствие каких-либо официальных реквизитов у нормативно-правового акта порождает справедливые сомнения в его подлинности.
Каждый нормативно-правовой акт, как правило, имеет сложную структуру и подразделяется на отдельные, относительно самостоятельные части. В числе основных структурных единиц нормативно-правового акта выделяют: 1) преамбулу, 2) пункты и статьи, 3) главы, 4) разделы, 5) части, 6) примечания, 7) приложения.
Преамбулапредставляет собой вступительную часть нормативно-правового акта, в которой определяются его цели, задачи и некоторые другие положения. По общему правилу преамбула не может содержать норм права. Нормативно-правовые либо индивидуальные предписания формулируются в статье либо пункте.Статья может подразделяться на части, а пункты — на абзацы и подпункты. В больших по объему нормативно-правовых актах статьи и пункты объединяются в главы,а они в свою очередь — в разделы.Возможна и иная ситуация: статьи, пункты объединяются в разделы, а разделы — в главы. Так, Конституция РФ состоит из преамбулы, 137 статей, девяти глав и двух разделов.
В нормативно-правовых актах могут содержаться примечания и приложения. Примечанияиспользуются для разъяснения текста соответствующей статьи либо для изложения положений, не связанных с темой нормативно-правового акта (см., например, примечания к ст. 158, 171, 177 УК РФ). В приложенияхобычно помещаются формы документов, таблицы, иная информация, связанная с темой нормативно-правового акта. Иногда приложения значительно превышают объем нормативной части акта. Так, Положение о диссертационном совете, утвержденное решением Президиума ВАК России от 14 ноября 1994г., содержит двадцать приложений. В отдельных случаях в приложениях могут содержаться и нормы права.
2. Понятие и виды законов в Российской Федерации
Вершину системы нормативно-правовых актов Российской Федерации венчает Конституция РФ и принятые на ее основе федеральные законы и законы субъектов РФ.Названные акты обладают высшей юридической силой, что означает их прямое и независимое от других нормативно-правовых актов действие. Акты, противоречащие законам, не могут применяться при регулировании общественных отношений.
Особое положение законов в системе нормативно-правовых актов обусловливается следующими обстоятельствами.
1) Они представляют собой акты представительных органов госу
дарства, которые избираются непосредственно населением в ходе пря
мых, всеобщих и равных выборов при тайном голосовании. Подоб
ным образом избирается и Государственная Дума, и представитель
ные (законодательные) органы субъектов РФ. Таким образом, законы
предстают как нормативно-правовые акты, в которых наиболее пол
но и последовательно может быть выражена воля всех граждан РФ или
населения отдельного субъекта РФ и реально осуществляются полно
мочия народа как единственного источника государственной власти в
стране. Законы могут приниматься и непосредственно народом в ходе
референдума.
2) Законы издаются по наиболее важным вопросам государствен
ной и общественной жизни и устанавливают основы правового регу
лирования во всех отраслях права без какого-либо исключения. Все
действующие отрасли и институты права неизменно содержат ту или
иную часть законодательных норм в качестве своей исходной осно
вы, которая органически конкретизируется и развивается в совокуп
ности, системе подзаконных нормативно-правовых актов.
3) Законы всегда содержат нормы права, являются нормативны
ми. Исключение составляют лишь отдельные предписания, содер
жащие предложения органам исполнительной власти привести свои
акты в соответствие с вновь принятым законом или принять необхо
димые акты в его развитие.
4) Законы могут быть изменены или отменены только органом, их принявшим, либо Конституционным Судом РФ, конституционными судами республик в случае несоответствия законов Конституции. Ни Президент РФ, ни Правительство РФ, иные органы исполнительной власти не могут приостанавливать либо вовсе подменять законы своими нормативно-правовыми актами.
Таким образом, закон представляет собой нормативно-правовой акт, который принимается Государственной Думой, представительными органами субъектов Российской Федерации либо непосредственно народом по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни и обладает высшей юридической силой.
По значимости содержащихся норм законы подразделяются на два вида: конституционные и обыкновенные.
На уровне Федерации к конституционным законамотносятся следующие:
Конституция РФ,принятая в ходе референдума, состоявшегося 12 декабря 1993 г. Как основной закон государства Конституция РФ устанавливает исходные нормы по вопросам организации и деятельности государства, закрепляет права и свободы граждан Российской Федерации, порядок национально-территориального устройства, деятельности органов местного самоуправления.
Федеральные конституционные законы.К их числу относятся прежде всего законы, необходимость принятия которых прямо предусматривается действующей Конституцией РФ в качестве федеральных конституционных законов. Это, в частности, законы о Правительстве РФ, о Конституционном Суде РФ, законы, определяющие порядок изменения статуса субъекта РФ, принятие в Российскую Федерацию нового субъекта и др. При этом нужно иметь в виду, что не всякий закон, о котором упоминается в Конституции РФ, является конституционным. Так, в форме обыкновенного федерального закона предусматривается принятие закона о Прокуратуре РФ, порядке формирования Совета Федерации и порядке выборов депутатов Государственной Думы.
Поправки к главам 3—8 Конституции РФ,возможность которых предусматривается Конституцией, но которые пока что не принимались.
Все остальные федеральные законы считаются обыкновеннымии не могут противоречить Конституции РФ и конституционным федеральным законам. Обыкновенные законы в свою очередь подразделяются на кодификационные и текущие. К кодификационным
относятся все кодексы,принятые Государственной Думой или Верховным Советом РФ. Это, в частности, гражданский, уголовный, уголовно-процессуальный, гражданский процессуальный кодексы. В ближайшее время Государственная Дума дополнит систему действующих кодексов новым налоговым кодексом. К кодификационным могут относиться не только кодексы, но и иные законы, устанавливающие основы правового регулирования в какой-либо отрасли права. Это, например, Законы РФ «Об охране окружающей природной среды», «Об образовании».
Текущиезаконы регулируют какой-либо отдельный институт или вопрос отрасли права. Так, Федеральный закон «О федеральной фельдъегерской связи», принятый Государственной Думой 16 ноября 1994 г., регулирует довольно специфический вид общественных отношений в сфере административного права.
Законы субъектов РФявляются актами высшей юридической силы по отношению к нормативно-правовым актам, принимаемым органами исполнительной власти субъектов РФ. Законы республик имеют ту же классификацию, что и федеральные законы. Среди них можно выделить Конституцию Республики, конституционные и обыкновенные законы. Законы края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа подразделяются на два вида: уставы, которыми закрепляется правовой статус органов субъекта РФ, порядок управления экономикой, защиты прав и свобод граждан и др., и текущие законы.
Действующие законы, в том числе и конституции республик и уставы субъектов РФ, не могут противоречить Конституции РФ. В случае такого противоречия применению подлежит Конституция РФ. Дела о соответствии действующих законов Конституции РФ разрешаются Конституционным Судом РФ. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу сразу же по принятии соответствующего решения. Будучи актом высшей юридической силы, закон должен возводить в качестве общеобязательных требований подлинное право и служить образцом нормативно-правового регулирования общественных отношений для органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
3. Подзаконные федеральные нормативно-правовые акты
Подзаконный нормативно-правовой акт понимается как акт, принятый на основе Конституции в соответствии с законом с целью конкретизации и дополнения его нормативных положений.Подзаконные федеральные нормативно-правовые акты принимает Президент РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, иные федеральные органы исполнительной власти.
Множественность органов, наделенных правом принимать подзаконные акты, приводит к тому, что система таких актов является необычайно сложной, многообразной и разноуровневой. Ориентированная на реализацию Конституции РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ система содержит немало принципиально важных нормативных предписаний, завершающих процесс нормативно-правового регулирования и обеспечивающих эффективное действие конституционных и законодательных норм.
Система подзаконных нормативно-правовых актов подразделяется на четыре больших массива: федеральные акты, акты субъектов РФ, акты органов местного самоуправления и локальные акты организаций, учреждений, предприятий.
В системе федеральных подзаконных нормативно-правовых актов наибольшей юридической силой обладают указы и распоряжения Президента РФ,что прямо и непосредственно вытекает из его конституционного статуса главы государства. Возложенная на Президента РФ обязанность определять основные направления внутренней и внешней политики государства объективно обусловливает его активное участие в нормативно-правовом регулировании общественных отношений, установлении и закреплении правовых предписаний по важнейшим вопросам жизни и деятельности общества и государства.
В соответствии со ст. 90 Конституции РФ указы и распоряжения Президента являются обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации. Президент РФ весьма активно принимает нормативные указы по достаточно широкому кругу вопросов. Наибольшее значение имеют его указы, принимаемые по важнейшим вопросам экономики, культуры, образования, обороноспособности страны. Так, Президент РФ своим указом гарантировал право граждан на бесплатное полное среднее общее образование. Конституция РФ 1993 г., закрепив право на бесплатное основное общее образование, т.е. девять классов, отменила прежнее конституционное право россиян на бесплатное полное среднее общее образование. Чтобы сохранить это демократическое право, Президент РФ 8 июля 1994 г. издал указ «О гарантиях прав граждан на получение образования».
Названный указ Президента РФ гарантировал более широкие права граждан по сравнению с теми, что закреплены в Конституции РФ и, соответственно, не противоречил ей. Ибо согласно ст. 90 Конституции РФ нормативные акты Президента РФ не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Однако не во всех указах это требование выполняется неукоснительно. Президентом РФ принимались указы по вопросам налогового законодательства, приватизации государственных предприятий, борьбы с преступностью, отнесенным к ведению федерального законодательного органа. Наличие указов Президента, однако, не ограничивает права Государственной Думы принять по этому вопросу федеральный закон и установить иные нормы.
Конституционный Суд РФ может признать нормативные акты Президента РФ неконституционными. В этом случае они утрачивают силу полностью или частично сразу же после принятия соответствующего решения.
Согласно ст. 115 Конституции РФ Правительство РФ издает нормативно-правовые постановления и распоряжения,которые не могут противоречить Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ. Правительство РФ, будучи органом, осуществляющим и возглавляющим исполнительную власть, играет важную роль в создании системы эффективно действующих норм права. Практически каждый третий федеральный закон содержит поручения Правительству подготовить и принять нормативные постановления. Соответственно и степень действенности значительной части законодательных норм ставится в прямую зависимость от оперативности и полноты нормативно-правового регулирования, осуществляемого Правительством.
Большая нормотворческая работа осуществляется Правительством РФ по собственной инициативе. Всего же оно ежегодно принимает около 1000 нормативно-правовых актов по вопросам финансовой и кредитной политики, образования, науки, управления федеральной собственностью, охраны правопорядка, прав и свобод граждан.
Новой формой реализации федеральных законов являются федеральные целевые программы,которые принимаются Правительством России начиная с 1992 г. Будучи комплексным актом, содержащим нормативно-правовые и оперативно-хозяйственные предписания, программы закрепляют финансовые, материально-технические, организационные и иные меры, с помощью которых предполагается успешное решение соответствующей экономической, социальной или иной жизненно важной проблемы государства и общества.Дак, федеральная целевая научно-техническая программа на 1996—2000 годы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники гражданского назначения», утвержденная постановлением Правительства РФ от 23 ноября 1996 г. № 1414, определяет перечень приоритетных направлений развития науки и техники, порядок и размеры их финансирования, порядок участия научных коллективов в реализации этой программы и др. В конечном итоге Программа дает системное решение вопросам развития науки в условиях кризисного состояния экономики России.
Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ.
В системе подзаконных нормативно-правовых актов весьма велик удельный вес ведомственных нормативных актов,принимаемых федеральными министерствами, иными федеральными органами исполнительной власти (ведомствами). Акты этих органов издаются на основе федеральных законов, указов Президента РФ и актов Правительства РФ.
По сфере действия ведомственные акты подразделяются на два вида: 1) акты, которые подлежат исполнению только органами, учреждениями и организациями соответствующей отрасли экономики, культуры, управления; 2) общеобязательные акты,которые носят межведомственный характер и распространяют свое действие на граждан, иные организации и учреждения. Правом издания последних актов обладают министерства финансов, юстиции, образования, внутренних дел, Госналогслужба России, другие ведомства, в компетенцию которых входит осуществление функций межотраслевого управления.
Примером общеобязательного акта может служить приказ Минобразования России и Минздрава России от 18 апреля 1994 г. № 268/ 146 «Об освобождении от итоговой аттестации выпускников 9, 11 (12) классов общеобразовательных учреждений», который является обязательным для исполнения гражданами, образовательными и медицинскими учреждениями независимо от их организационно-правовых форм.
Чтобы исключить практику принятия и действия общеобязательных нормативно-правовых актов, нарушающих права и свободы граждан, иных лиц, все такие акты подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ.
Действующая Конституция РФ не регламентирует правотворческую деятельность министерств и ведомств и не определяет форм, в которых могут приниматься их нормативно-правовые акты. Поэтому на практике наблюдается необычайная пестрота в видах ведомственных нормативно-правовых актов. Чаще всего такие акты принимаются в форме приказов, инструкций, указаний, писем, постановлений и даже телеграмм.
В правотворческой практике федеральных министерств и ведомств в последнее время широко применяется новый вид правовых источников — соглашения, заключаемые с органами исполнительной власти субъектов РФ. С помощью таких соглашений закрепляется перераспределение полномочий между органами исполнительной власти субъектов Федерации и федеральными органами, предусмотренное ч. 2 и 3 ст. 79 Конституции РФ, что способствует снятию противоречий и коллизий между ними.
Нормативно-правовые акты федеральных министерств и ведомств могут быть отменены Правительством РФ.
4. Подзаконные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации
Правотворческая деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ осуществляется на основе федеральных законов, нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти, а также законов, принимаемых законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ. В компетенцию органов исполнительной власти субъектов РФ входит регулирование общественных отношений по весьма широкому кругу вопросов, связанных с реализацией полномочий в сфере планирования, бюджета, финансов, использования земли и других природных ресурсов, строительства, транспорта и связи, коммунального, торгового и социального культурного обслуживания, социальной защиты населения, охраны прав и свобод граждан.
Порядок правотворческой деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ определяется Конституциями республик, уставами и положениями краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Президенты республик принимают указы и распоряжения. Глава исполнительной власти субъекта РФ правомочен принимать нормативно-правовые акты в форме постановлений и распоряжений. Руководители министерств, управлений, иных органов исполнительной власти субъекта РФ могут принимать приказы, издавать инструкции, рекомендации, положения.
В случае противоречия актов органов исполнительной власти субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина Президент РФ имеет право приостанавливать действия таких актов до решения вопросов соответствующим судом.
Этим правом Президент РФ пользовался несколько раз. В частности, 18 января 1996 г. Президент РФ приостанавливал действие указа Президента Республики Башкортостан «О мерах по совершенствованию валютного контроля за импортом товаров, работ и услуг предприятиями, учреждениями и организациями Республики Башкортостан в порядке предоплаты». До судебного рассмотрения дело, однако, не дошло в связи с тем, что указ был отменен Президентом Республики Башкортостан.
Система нормативно-правовых актов органов местного самоуправления состоит из нормативных решений, принимаемых на референдумах, собраниях и сходах граждан, а также органами местного самоуправления. Порядок осуществления нормотворческой деятельности при решении вопросов местного самоуправления определяется уставами муниципальных образований, которые принимаются либо непосредственно населением, либо представительным органом местного самоуправления. Этим же актом определяются и формы, в которых принимаются нормативные решения.
Органы местного самоуправления правомочны принимать нормативно-правовые решения в пределах их компетенции, в том числе устанавливать порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью, устанавливать местные налоги и сборы, утверждать местный бюджет, принимать программы развития муниципального образования. Нормативные решения, принятые в ходе референдума, представительными органами местного самоуправления и должностными лицами подлежат обязательному исполнению всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами. Названные решения в случае их несоответствия Конституции, законам, иным нормативно-правовым актам государственных органов могут быть отменены только в судебном порядке.
5. Система нормативно-правовых актов в Российской Федерации
Множественность государственных органов, компетентных принимать нормативно-правовые акты, приводит к тому, что правовое регулирование в Российской Федерации осуществляется с помощью достаточно большого количества таких актов. Скорее всего их счет идет на десятки тысяч. Однако было бы неправильно рассматривать массив нормативно-правовых актов как механический конгломерат, где каждый акт действует сам по себе, вне какой-либо связи с другими. Наоборот, все компоненты этого массива находятся между собой в постоянной и устойчивой связи. Каждый нормативно-правовой акт действует постольку, поскольку имеется еще ряд дополняющих и развивающих его актов.
Все правотворческие органы стоят перед сложной и не всегда удачно решаемой ими проблемой: нужно принять такие нормативно-правовые установления, которые бы вносили новый элемент в правовое регулирование и одновременно были бы согласованы с Конституцией РФ и нормами, принятыми вышестоящими органами. В идеале система действующих нормативно-правовых актов не должна содержать логических противоречий, коллизий.Новый акт должен органично встраиваться в систему действующих актов и усиливать, а не нейтрализовать либо вовсе разрушать ее регулятивные воздействия на общественные отношения.
Согласованность нормативно-правовых актов обеспечивается двумя способами.
1) Установлением каждому государственному органу четких пре
делов его правотворческой деятельности. Конституция РФ, федераль
ные законы и иные нормативно-правовые акты определяют, какие
акты может принимать тот или иной орган государства, по какому
кругу вопросов и в какой форме.
2) Последовательным проведением иерархической связи между
нормативно-правовыми актами.Эта связь выражается в том, что каж
дый нормативно-правовой акт не может противоречить норматив
но-правовым актам вышестоящего правотворческого органа.
Компетенция правотворческого органа непосредственным образом определяет юридическую силу принимаемых им актов. От того, какое место занимает орган в иерархии государственных органов, какие вопросы государственной и общественной жизни он управо-мочен решать, зависит и положение его нормативно-правовых актов
в системе нормативно-правовых актов. Например, приказы министра не могут содержать норм, противоречащих нормативным установлениям Правительства, поскольку само министерство является подотчетным ему органом.
Ранжированные по юридической силе нормативно-правовые акты РФ образуют структурный ряд, в котором каждый из его элементов занимает строго определенное место. В связи с федеративным устройством Российской Федерации система нормативно-правовых актов РФ состоит из двух структурных рядов: 1) нормативно-правовых актов, принимаемых по вопросам исключительного ведения Федерации и ее совместного с субъектами РФ ведения; 2) нормативно-правовых актов, принимаемых субъектами РФ по вопросам их исключительного ведения.
Первый структурный рядобразуют семь элементов: 1) федеральные законы, 2) указы Президента РФ, 3) постановления Правительства РФ, 4) законы субъекта РФ, 5) нормативно-правовые акты федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти, 6) органов исполнительной власти субъекта РФ, 7) нормативные акты органов местного самоуправления, организаций, учреждений и предприятий.
Второй структурный рядобразуют три элемента: 1) законы субъекта РФ, 2) нормативные акты исполнительных органов субъекта РФ, 3) нормативные акты органов местного самоуправления, организаций и предприятий.
Завершает и объединяет оба структурных ряда Конституция РФ, которая устанавливает не только предметы ведения Федерации и субъектов РФ, но и способы разрешения противоречий между нормативно-правовыми актами, а также другие вопросы нормотворчес-кой деятельности в Российской Федерации. В аналогичной роли выступают Конституции республик и уставы субъектов РФ по отношению к законам и нормативным актам субъектов РФ. Таким образом, внешне обособленные структурные ряды нормативно-правовых актов имеют единую правовую основу — общие принципы и нормы, содержащиеся в Конституции РФ, Конституциях республик и уставах субъектов РФ. Единство правовой основы структурных рядов и позволяет рассматривать их как одно целое — систему нормативно-правовых актов Российской Федерации.
Система нормативно-правовых актов РФ, таким образом, представляет собой совокупность иерархически взаимосвязанных нормативно-правовых актов, принимаемых компетентными правотворческими
органами на основе и в соответствии с Конституцией РФ, Конституциями республик и уставами субъектов РФ.
Каждый структурный ряд системы нормативно-правовых актов характеризуется иерархической связью его элементов, которая выступает как необходимая, закономерная связь этой системы. Иерархическая связь выражается в том, что нормативные акты имеют в структурном ряду определенное место и не могут содержать норм, противоречащих вышестоящим актам. В свою очередь, каждый нормативный акт выступает исходной правовой базой для нормативных актов, расположенных в структурном ряду после него.
Нормативный акт, нарушающий иерархическую связь и содержащий нормы, противоречащие вышестоящим актам, не подлежит применению в конкретных отношениях, поскольку не обладает свойствами, необходимыми для акта, содержащего подлинные нормы права. Вследствие такого основополагающего значения в построении системы нормативно-правовых актов иерархическая связь последовательно закрепляется нормами Конституции РФ, хотя термин «иерархическая связь» в ней не употребляется.
Федеральный закон как акт наибольшей юридической силы, принятый по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации, имеет приоритет над остальными актами. Ему не могут противоречить ни указы Президента РФ, ни постановления и распоряжения Правительства РФ, ни законы субъектов РФ. Согласно ч. 5 ст. 76 Конституции РФ в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Указы Президента и постановления Правительства РФ, принятые по вопросам, отнесенным к ведению Федерации, также имеют приоритет над нормативно-правовыми актами субъектов РФ, что прямо закреплено ст. 90 и 115 Конституции РФ.
Иным образом построен структурный ряд нормативно-правовых актов, принимаемых по вопросам, отнесенным к исключительному ведению субъектов РФ. Приоритет здесь отдается не федеральным законам, а законам субъектов РФ. Именно они и только они могут устанавливать исходные, основополагающие нормы права, подлежащие конкретизации в нормативно-правовых актах органов исполнительной власти субъектов РФ. Согласно ч. 6 ст. 76 Конституции РФ в случае противоречия между федеральным законом и нормативным актом субъекта РФ, действует нормативно-правовой акт субъекта РФ.
Конституция, таким образом, закрепляет органичную связь нормативно-правовых актов разных уровней и содержит четкие предпи-
сания о том, каким актам следует отдавать приоритеты в тех или иных ситуациях. Последовательное проведение этих конституционных положений позволяет создать гармоничную и логически непротиворечивую систему нормативно-правовых актов РФ. Однако важно не только определить критерии оптимального состояния правового явления, но и разработать способы, средства, позволяющие провести эти критерии в реальной жизни. Конституция РФ содержит необходимые решения и по этому аспекту формирования системы нормативно-правовых актов.