Процедурные и процессуальные правоотношения, возникающие в связи с социальным обеспечением граждан

Нормы права социального обеспечения регулируют отношения не толь­ко имущественного (материального) характера, объектом которых являет­ся определенное материальное благо, но и другие, вспомогательные отношения, объективно необходимые для функционирования материальных отношений. Они возникают в связи с осуществлением компетентным органом правоприменительной деятельности, результатом которой может быть установление юридических фактов, необходимых для реализации права на тот или иной вид социального обеспечения, либо принятие решения о применении нормы права. Это также правоотношения по защите нару­шенного права на социальное обеспечение, т.е. правоотношения юрисдикционного характера.

Вспомогательные отношения подразделяются на процедурные и процессу­альные.

Процедурные правоотношения - это отношения, возникающие по поводу установления юридических фактов либо реализации права на тот или иной вид социального обеспечения на основании волеизъяв­ления гражданина, который вправе требовать, а компетентный орган юридически обязан на основе оценки фактических обстоятельств принять решение о применении нормы права в установленные зако­ном сроки.

Процедурные правоотношения всегда предшествуют материальному правоотношению, а иногда могут и сопутствовать ему.

Единого процедурного правоотношения, как и единого имущественного от­ношения по социальному обеспечению не существует. К процедурным от­носятся правоотношения по установлению юридических фактов, необходи­мых для реализации права на тот или иной вид социального обеспечения, о чем уже говорилось выше. Данное правоотношение может предшествовать друго­му, также процедурному правоотношению, возникающему в связи с реали­зацией материального права на конкретный вид социального обеспечения.

Процедурные правоотношения, возникающие в связи с реализацией права на пенсию, пособие, компенсацию, медицинскую помощь и лечение, лекарственную помощь, социальную услугу, льготу, классифицируются на виды в зависимости от вида обеспечения, поскольку законом предусмот­рены различные процедуры его реализации.

По сроку действия процедурные правоотношения - это всегда правоотно­шения с определенным сроком действия, причем он не должен быть более того, который предусмотрен законом для принятия соответствующего ре­шения органом, осуществляющим социальное обеспечение. Так, орган, назначающий пенсию, в связи с волеизъявлением гражданина обязан в десятидневный срок рассмотреть представленные документы, проверить юридические факты и принять решение (положительное или отрицатель­ное) о применении нормы права о назначении пенсии.

Круг субъектов процедурных правоотношений в основном тот же, что и в материальных правоотношениях, если речь идет о гражданах. Что же каса­ется второго субъекта, обязанного принять решение о применении нормы права, то он не всегда совпадает с кругом субъектов, осуществляющих со­циальное обеспечение. Так, юридические факты могут устанавливаться органами, на которые не возложены функции по осуществлению социального обеспечения (факт инвалидности вправе установить только учрежде­ние медико-социальной экспертизы; факт иждивения устанавливается, в частности, судом и т.д.).

Не всегда совпадает и субъект процедурного правоотношения, прини­мающий решение о применении нормы права, с субъектом, непосредствен­но предоставляющим тот или иной вид социального обеспечения (напри­мер, решение о помещении пожилого гражданина или инвалида на полное или полустационарное обслуживание принимает орган социальной защи­ты, а обслуживание предоставляет соответствующее учреждение социаль­ного обслуживания).

Основанием возникновения процедурных правоотношений всегда являет­ся волеизъявление гражданина, который обращается в соответствующий компетентный орган по поводу предоставления конкретного вида социаль­ного обеспечения. В литературе высказана точка зрения, в силу которой под объектом процедурного правоотношения понимается именно результат оп­ределенных законом действий обязанного субъекта[95].

Какой же должна быть последовательность действий органа, применя­ющего норму права? В научных работах, посвященных проблемам приме­нения норм права, обосновывается наличие следующих основных стадий правоприменения: а) установление и анализ фактических обстоятельств дела; б) отыскание и анализ правовых норм, подлежащих применению; в) принятие решения и издание акта, закрепляющего это решение[96].

Таким образом, объектом процедурного правоотношения является юри­дическое действие обязанного субъекта, завершающееся принятием акта применения права.

Содержание процедурных правоотношений составляют права и обязанно­сти их субъектов: право граждан требовать от компетентного органа совер­шения определенного юридического действия и обязанность этого органа такие действия выполнить в установленные законом сроки и в установлен­ном законом порядке (установить юридический факт, рассмотреть заявле­ние и представленные документы, определить на основе их оценки право на тот или иной вид социального обеспечения, принять решение о его предоставлении).

В отличие от процедурных процессуальные отношения всегда возни­кают по поводу защиты нарушенного права в связи с обращением граждан

со спором или жалобой на действия соответствующего органа (должност­ного лица).

Специфика данных отношений заключается в том, что они регулируют­ся, как правило, не нормами права социального обеспечения, а нормами гражданского процессуального и административного права.

Круг субъектов из числа граждан такой же, как в материальных право­отношениях (о них шла речь в предыдущих параграфах). Что же касается других субъектов, то это органы, компетентные рассматривать споры и жалобы по вопросам социального обеспечения.

В силу ст. 46 Конституция РФ каждый гражданин может реализовать свое право на судебную защиту. Поэтому право на социальное обеспечение может защищаться по всем видам социального обеспечения в судебном порядке без каких-либо предварительных условий.

Специфика процессуальных правоотношений в случае судебной защи­ты гражданином нарушенного права обусловлена тем, какой формой защи­ты он хочет воспользоваться: в виде искового требования к ответчику или в форме судебного обжалования действий, нарушивших его права.

Решение по жалобе в пользу заявителя, как правило, влечет отмену или изменение обжалованного действия (решения).

Процессуальное правоотношение возникает в связи с обжалованием решений органов (должностных лиц), осуществляющих социальное обес­печение, также в административном порядке. Жалобы подаются в исполнительный орган (долж­ностному лицу), к непосредственному ведению которого относится разре­шение поставленного гражданином вопроса об оспаривании правомерно­сти действий или решений подчиненного ему должностного лица или органа. Запрещается направлять жалобы для разрешения тем должностным лицам, чьи действия являются предметом жалобы. Если жалоба поступила в орган, не компетентный разрешить ее, он обязан направить ее компетентному органу с уведомлением об этом гражданина. Гражданин вправе требовать, а компетентный орган обязан рассмотреть жалобу в установленный срок.

Решение по жалобе должно быть мотивированным, положительное ре­шение - обоснованным, а исполнение решения - организованным. Оно своевременно сообщается гражданину. Если гражданин не согласен с реше­нием по жалобе, он вправе обжаловать это решение в административном порядке в вышестоящий исполнительный орган, либо в суд. В связи с та­ким обращением вновь возникнут процессуальные отношения по защите гражданином своего нарушенного права.

Контрольные вопросы

1. В каких отношениях, регулируемых нормами права социального обеспечения, объектом отношения является материальное благо?

2. Кто является субъектами правоотношений по социальному обеспечению?

3. Каковы содержание, основания возникновения, изменения и прекращения пенсионных правоотношений, возникающих по поводу: а) пенсии по старо­сти; б) пенсии за выслугу лет; в) пенсии по инвалидности; г) пенсии по случаю потери кормильца; д) социальной пенсии?

4. С какими юридическими фактами связано возникновение правоотношений по обеспечению граждан пособиями и компенсационными выплатами? Ка­ково их содержание?

5. Кто является субъектами правоотношений по социальному обслуживанию? Какие юридические факты влекут возникновение и прекращение данных правоотношений?

6. По поводу каких видов медицинской помощи возникают правоотношения? Каково их содержание и кто является их субъектами?

7. Каково содержание правоотношений по обеспечению граждан лекарственной помощью и кто их субъекты?

8. Что является объектом процедурных и процессуальных отношений, регулируемых правом социального обеспечения?

9. Какие юридические факты, необходимые для возникновения материального правоотношения по социальному обеспечению, могут устанавливаться ком­петентными органами? Что это за органы? Каково содержание данных правоот­ношений?

10. Между какими субъектами возникают правоотношения по поводу реализации гражданами права на тот или иной вид социального обеспечения? Что является объектом данного правоотношения?

11. В каком порядке граждане могут обжаловать действия органов (должностных лиц), осуществляющих социальное обеспечение?

12. Дайте общую характеристику правоотношений, возникающих в связи с обращением граждан со спорами по вопросам социального обеспечения.

Глава 6

ТРУДОВОЙ СТАЖ

§ 1. Понятие трудового стажа и его виды

§ 2. Общий трудовой стаж

§ 3. Специальный трудовой стаж

§ 4. Страховой стаж

§ 5. Специальный страховой стаж

§ 6. Страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам

§ 7. Исчисление трудового стажа

§ 8. Доказательства трудового стажа

Наши рекомендации