Образовательная политика государства, ее приоритеты

Термин «государственная политика в области образования» или «государственная образовательная политика» прочно занял свое место в научной литературе в 60-70-е годы XX столетия, когда в США, странах Европы, в Японии и ряде стран Азиатско-Тихоокеанского региона начали глубоко осознавать роль образования как важнейшего фактора экономического роста и как сферы, требующей особого внимания и заботы на общегосударственном уровне. Основными предпосылками возникновения образовательной политики выступают: переход человечества от индустриальной к постиндустриальной цивилизации, рационализация профессиональной деятельности человека; усиление взаимозависимости воспитания и образования, культуры и образования, ментальности и образования как способа сохранения и развития цивилизованности отдельных государств; альтернативный характер развития самого образовательного процесса, его комплексность, системность и структурность содержательного и организационного порядка; необходимость обеспечения общечеловеческих потребностей образовательной деятельности, обогащение совместным опытом предоставления образовательных услуг; информатизация общественной жизни в целом, определяющая инновационный характер развития сферы образования.

В самом общем плане под образовательной политикой понимают идеальную и предметную деятельность государства, его властных и иных полномочных органов по созданию, совершенствованию (реформированию) системы образования в стране, приведению ее в соответствие с достижениями научно-технического прогресса и современными параметрами социально-экономического развития, интегрированию в международное образовательное пространство, а также по руководству образовательными учреждениями, их всестороннему обеспечению в интересах повышения уровня образованности и профессиональной компетентности населения страны, обеспечения национальной безопасности.

Образовательная политика устанавливает приоритетные направления финансирования, управления, планирования и контроля системы образования.

Само понятие «государственная образовательная политика» подразумевает, что субъектом ее выступают государственные органы регулирования образовательного процесса (органы законодательной, исполнительной и судебной власти, институты гражданского общества). Однако в современных политических условиях субъектами государственной образовательной политики выступают как региональные структуры управления образованием, так и международные органы и организации, осуществляющие образовательную политику на мировом уровне (например, ЮНЕСКО, Международный валютный фонд, ОЭСР, ЕС и другие). Состав и компетенция органов и институтов образовательной политики специфичны для каждого государства.

Что касается России, то на сегодняшний день отсутствует единая методологическая рамка рассмотрения понятия «образовательная политика». В официальных документах образовательная политика определяется в обычном ее понимании — как комплекс необходимых мер по поддержанию функционирования и развития системы образования. Образовательная политика как курс правительства нашел отражение в официальных источниках современной России (прежде всего, федеральных документах). Такими документами являются: ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Федеральная целевая программа образования на период 2006−2010 гг., нормативные документы по реализации Национального приоритетного проекта «Образование», выступление Президента РФ на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» (февраль, 2008 г.), национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Послание Президента РФ Д. А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации (12 ноября 2009 г.). Именно в них закреплены приоритетные направления развития российского образования до 2025 года, и именно в них система образования рассматривается как основа развития государства.

В этих документах определяется главная задача российской образовательной политики, которая заключается в обеспечении современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Здесь же определяются «субъекты образовательной политики», которыми «должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты».

«Национальная образовательная политика должна быть выражением общественного договора между всеми субъектами образования — его заказчиками, его исполнителями, его благоприобретателями. Наличие такой политики есть гарантия не только того, что российское образование выйдет из проблемных зон, но и того, что оно станет силой, консолидирующей общество, станет основой экономики знаний, сделает российскую цивилизационную модель конкурентоспособной в условиях глобальных вызовов ХХI века».

Как мы уже отмечали, официальные документы обозначают стратегические ориентиры развития системы образования РФ на ближайшую перспективу - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач развития образования как важнейшего элемента долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года:

• обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях;

• формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях;

• модернизация институтов образования как инструментов социального развития;

• создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.

Как видим, в образовательной политике первенствующее значение имеют социальные ценности и приоритеты (в их широком смысле).

Образовательная политика выступает инструментом обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, повышения темпов социально-экономического и научно-технического развития, гуманизации общества, роста культуры.

Наши рекомендации