Итоги развития скандинавских стран в рамках социального государства

Стремительный рост государства сменился определенным спадом, особенно в 1960-е и 1970-е годы. В 1975 году Швеция была в числе четырех самых богатых стран по показателю ВВП на душу населения. В 1993 году Швеция занимала лишь 14-ю позицию. Превращаясь в «большое государство», Швеция оказывала разрушительное воздействие на предпринимательство. После 1970 года сократилось количество вновь создаваемых фирм. Интересный факт: лишь 2 из 100 фирм Швеции, которые обладали наивысшим доходом в 2004 году, были образованы после 1970 года, 21 из них были созданы до 1913. Также еще до образования «государства благосостояния» в Швеции на высоком уровне были распространены принципы равенства в стране. Иными словами, равенство не было результатом деятельности «государства благосостояния». Переход к нему повлек за собой различные социальные проблемы. Возможно, важнейшей из них стала возникшая среди определенных групп высокая зависимость от государства.

Экономический кризис начала 1990-х годов и рост социальных выплат, с которыми была не в силах справиться экономика страны, заставили Швецию изменить политику «социального государства». Руководство Швеции было вынуждено предпринимать шаги именно в этом направлении, и в области образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения были проведены рыночные реформы. Благодаря этому в Швеции, как показывали международные индексы, повысилась степень экономической свободы. В этот же период экономическая свобода в США и Великобритании значительно сократилась. Сегодня более 95% промышленности Швеции находится в частных руках. Система «школьных ваучеров», которая в наибольшей степени обсуждается в США, в самой распространенной форме в мире применяется в Швеции.

Таким образом, «социальное государство» или «государство благосостояния» не является некоей особой системой. «Социальное государство» – это политика государства-правительства, которую позволяют реализовать материальные блага, созданные рынком. Иными словами, если курица – это рыночная экономика, то яйцо – «социальное государство». Пока рыночная экономика находится в тонусе и демонстрирует высокий экономический рост, часть созданного богатства может быть распределена государством в соответствии с неэкономическими ценностями и целями. Однако, это приводит к сокращению роста рыночной экономики, и неизбежно уменьшается потенциал общества производить материальные блага и, следовательно, размер богатства, который может быть распределен государством с целью обеспечения социального равенства и «социального государства». К тому же, если к этому добавляется нарушение баланса между работающим населением и неработающими пенсионерами, а также чрезмерные социальные выплаты, то государство сталкивается с тяжелым финансовым бременем, и в результате вынуждено минимизировать политику «социального государства». И это явление, которое сейчас имеет место во всем мире, не навязывается неким центром империалистического капитала, как полагают некоторые, как и не представляет собой нечто, что любят или жаждут сделать политики. Это всего лишь необходимость, которая возникает под воздействием меняющихся условий.

1.4 Скандинавский вариант «социального государства»

Самая первоначальная модель, которая зародилась в социально ориентированной рыночной экономике это - Скандинавская экономическая модель.

Скандинавская модель (также Шведская модель, Нордическая модель или Нордическая социал-демократия) — экономическая и социальная модели североевропейских стран (Дания, Исландия, Норвегия, Швеция и Финляндия). Существуют значительные различия между североевропейскими странами но все они имеют некоторые общие черты, в их числе — социальное государство, конкретно направленное на повышение индивидуальной автономии, содействие социальной мобильности и обеспечение основных прав человека, а также на стабильность экономики. Скандинавская модель отличается от других типов социальных государств своим акцентом на максимизацию участия рабочей силы (всеобщая занятость), на гендерное равенство, эгалитарные и обширные социальные пособия, большую степень перераспределения богатства.

Скандинавская модель характеризуется такими общими целями социальной политики, как укрепление солидарности и увеличение равенства, обеспечение полной занятости населения и предупреждение безработицы, даёт право на основные социальные гарантии, которые предоставляют трансферы, особенно для низкодоходных групп, чтобы обеспечить «нормальный» уровень жизни.

В скандинавской модели государства любое значительное вмешательство государства в экономику отсутствует, политика государства является более уравнительной. В отличие от большинства стран Европы, обладающих аналогичными широкими системами социальных гарантий, но сталкивающихся с серьёзными проблемами, как политического, так и социально-экономического характера, скандинавские страны сохраняют высокую динамику развития, наличие в обществе политического компромисса по основным вопросам развития стран, высокий уровень социального сплочения и коллективизма.

Принцип «скандинавской модели» социального обеспечения состоит в том, что социальные блага одинаково доступны всем гражданам, независимо от их семейного и социального положения и предлагает гражданам гораздо больше возможностей, чем в других странах Европы. Вследствие этого, «скандинавская модель» предусматривает гораздо больший объём собираемых налогов и то, что, помимо собственных денежных выплат, граждане страны имеют доступ к широкому спектру бесплатных услуг, предоставляемых государством. К ним относятся образование, здравоохранение и общественный транспорт.

Главным результатом действия социальной модели в скандинавских странах является максимальная и активная интеграция социально слабых групп в рынок труда. Социальное выравнивание и защищённость создают социальные, политические и экономические предпосылки для более эффективного развития экономики, что позволяет выкладывать средства в благосостояние населения.

Основные характеристики:

1) Развитая система социальной защиты в дополнение к общественным услугам, таким как бесплатное образование и всеобщее здравоохранение

2) Государственные пенсионные системы.

3) Низкий уровень коррупции. В 2012 году в Индексе коррупции Transparency International, все пять стран Северной Европы вошли в число 11-ти наименее коррумпированных из 176 стран списка.

4) Высокий процент рабочих, входящих в профсоюзы. В 2010 году членами профсоюза были 69,9% рабочих в Финляндии, 68,3% в Швеции, и 54,8% в Норвегии. Для сравнения членство в профсоюзах составляет 12,9% в Мексике и 11,3% в США.

5) Партнерство между работодателями, профсоюзами и правительством, причем эти социальные партнеры часто договариваются об условиях между собой, а не только через процедуры установленные законом.

6)Высокие пособия по безработице и досрочному выходы на пенсию. В 2001году пособия по безработице были около 90% от заработной платы в Дании и 80% в Швеции, по сравнению с 75% в Нидерландах и 60% в Германии.

7) Государственные расходы на здравоохранение и образование значительно выше в Дании, Швеции и Норвегии по сравнению с другими странами ОЭСР.

8) Защита права собственности, легкость ведения бизнеса.

9) Низкие барьеры для свободной торговли.

10) Общая налоговая нагрузка (в процентах от ВВП) является одной из самых высоких в мире, в Швеции (51,1%), в Дании (46% в 2011г.), и в Финляндии (43,3%), по сравнению с другими странами, такими как Германия (34,7%), Канада (33,5%) и Ирландия (30,5 %).

Скандинавская (шведская) модель фактически представляет собой либеральный вариант, надстроенный сильной социальной политикой и политикой выравнивания доходов. В области собственно производства и бизнеса господствуют свободные рыночные отношения, доля государственной собственности несущественно отличается от сложившейся в странах с либеральной экономикой.

Избрав принцип всеобщего благосостояния, организаторы скандинавской («шведской») модели постепенно расширили государственный сектор экономики до размеров, сделавших страну уникальной в этой области: занятость в государственном секторе достигла одной трети дееспособного населения. Естественно, это нашло отражение в исключительно высоких ставках налогообложения. Суммарные государственные расходы, включающие затраты на содержание государственного сектора и трансфертные платежи, превысили 60% ВВП Швеции, что вывело ее по этому показателю на первое место в мире. Высокий уровень налогообложения позволил государству сосредоточить в своих руках значительные финансовые средства и направить их на решение социальных задач.

Опыт Швеции интересен в том отношении, что в ее социально-экономический практике общие закономерности развития социально-ориентированной рыночной экономики, присущие и другим странам постиндустриального общества, проявились наиболее ярко.

Тестовая часть

Тесты:

1.Является ли признаком «социального» развитие принципа справедливого

распределения материальных и духовных благ общества?

а) да

б) нет

Ответ: Да

2.Был ли СССР «социальным государством»?

а) да

б) нет

Ответ: Нет

3.На каком главном принципе основывалась модель социального

государства скандинавских стран?

а) на идеологии и политике демократического социализма или

социал-демократии

б) на либеральной идеологии

Ответ: А

4 Какой из двух названных путей (моделей) выбрала современная

Россия?

а) либеральную (монетаристскую)

б) социально ориентированное государство

Ответ: Б

5.Какой из двух сегментов социальной политики преобладает в

современной России?

а) социальная благотворительность

б) совокупность действий, направленных на обеспечение

нормальных условий существования и развития общества

Ответ: Б

6. Восстановление каких гарантий, обеспечивавших в советское время,

предусматривает Концепция развития социального государства?

а) защиты частной собственности

б) гарантий на труд

в) гарантий на своевременное получение зарплаты, пенсии

Ответ: Б, В

7. Если Вам не выплачивают вовремя зарплату, то какое ваше право

при этом нарушается?

а) политическое;

б) коллективное;

в) социально-экономическое.

Ответ: В

8. Какой из названных документов входит в Международный Билль

о правах?

а) Великая хартия вольностей (1215г.);

б) Факультативный протокол к Международному пакту о

гражданских и политических правах(1966г.);

Ответ: Б

9. Какой документ впервые разграничил понятия права «человека» и

права «гражданина»?

а) Билль о правах (1789 г., США);

б) Декларация прав человека и гражданина (1789 г.,Франция).

Ответ: Б

10. Международный пакт о гражданских и политических правах был

принят:

а) в 1948 г. с созданием ООН;

б) в 1966 г.

Ответ: Б

Список использованной литературы

1. Аксёнов С.М. Трансформирование шведской модели социально-экономического развития - консолидированное движение к единой Европе, или Развитие процессов регионализации стран Северной Европы / М., 2008. -- С.112-220.

2. Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран. М: ИНФРА-М, 2006

3. Баликоев В.Т. Реализация моделей социальной политики: мировая практика / Экономические интересы и социальная политика. - Ростов н/Д. Изд-во СКАГС, 2006

4. Вейбуль, Й. Краткая история Швеции. - Стокгольм, 1994

5. Гринько М. А. История государства и права зарубежных стран: Учебно-методическое пособие / М.А. Гринько, Л.Л. Кофанов, О.Л. Лысенко; Отв. ред. Н.А. Крашенинникова. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 320 с

6. Смоленский М. Б. Теория государства и права: Учебник / М.Б. Смоленский. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 272 с

7. http://www.expert.ru/

8. http://www.inosmi.ru/

Наши рекомендации