ПСГ: понятие, состав, виды преступлений;цели и виды наказаний

Под преступление ПСГ впервые в русском праве понимает причинение ущерба не только частному лицу и его имуществу, но и государству и его органам.

Участники: все свободные люди (холопы не упоминаются вообще). Социальный статус, пол, возраст и т.д. не влияет на наказание. Состав преступления еще не был сформулирован, но уже развивается понимание субъективной стороны преступления, которая выступала в виде вины, отсутствие которой исключало уголовную ответственность лица. Кроме этого ПСГ закрепляла институт соучастия и такие важнейшие элементы объективной стороны преступления как место совершения преступного деяния (церковь, кремль, здание суда) и способ (проникновение в дом, амбар, путем поджога).

Виды преступлений по ПСГ

1) Впервые упоминается о государственных преступлениях - «перевет» (измена). В Псковской летописи за 1453 г. упоминаются переветные грамоты. Покушение на преступление = окончательное преступление. Вид наказания всегда смертная казнь (даже за умысел).

2) Преступления против судебных органов:

а) тайный посул судье (взятка) - штраф;

б) нанесение удара подвернику (он следил за порядком);

в) насильственное вторжение в судебницу - штраф.

3) Корчемство - незаконное производство алкоголя и его реализация. Это было нарушением финансовых прав гос-ва. В ПСГ прямо говорится «Княжим людям в городах кормч не держать». До этого употребление алкоголя было в ведении церковных судов.

4) Имущественные преступления: татьба (кража); грабеж; разбой; наход (разбой, совершенный группой людей). Следует отметить, что простая татьба – это кража из закрытого помещения, с воза, из саней, с лодки. Например, кража зерна из амбара или сена из сеновала или скота, совершенная впервые или повторно. Совершение кражи в третий раз или впервые, но «коневой татьбы» (конокрадство) считалось квалифицированной татьбой, и виновный подлежал наказанию уже не в виде штрафа, а приговаривался к смертной казни.

5) Преступления против личности:

а) Во времена Древней Руси братоубийство, отцеубийство рассматривались церковным судом. Впервые в ПСГ ст. 97 рассматривает светский суд.;

б) Запрет самосуда над человеком. За самосуд - штраф;

в) Убийство, в результате непреступного причинения вреда;

г) Нанесение побоев, увечий;

д) Вырывание бороды (по РП - 12 гривен; по ПСГ - 2 руб.). Цель наказания: устрашение (казни в публичных местах), штрафы. Виды смертной казни: повешение, утопление, сожжение.

ПСГ предусматривала систему наказаний, включающую в себя смертную казнь, которой каралась целая группа составов преступления. Однако самым распространенным видом наказания были штрафы, которые не предусматривали вирных штрафных ставок, как это было ранее. Виру, известную еще РП, в ПСГ заменил штраф в размере 1 рубля. В связи с чем можно говорить об исчезновении института виры и замене его системой штрафов. Кроме этого в ПСГ нет дифференциации размера штрафа в зависимости от социального положения потерпевшего, за исключением тех случаев, если потерпевшим выступают должностные лица.

ПСГ: судоустройство, судопроизводство, виды судебных доказательств.

Судебное право регламентировалось в ПСГ более обстоятельно, чем в Русской Правде. Процесс носил состязательный характер, но роль суда усилилась: вызов в суд по повестке («позовнице») и через судебного исполнителя («позовника»). Сохраняются упомянутые в РП судебные доказательства и появляются новые: судебный поединок («поле») и письменные доказательства, разделяющиеся на «доски» (частные расписки) и «записи» (официально заверенные документы).

Возникает институт судебного представительства в судебном поединке («пособничество»), которым могли пользоваться только женщины, подростки, монахи, старые люди (ст. 68—69).

Псковское судоустройство основано на двойственной организации всякого суда, т.е. всякий трибунал состоит из княжеских и общинно-вечевых органов: центральное судилище - “господа”- состоит из князя, посадника и сотских - представителей общин. Хотя и указывается на отдельный суд княжий (ст.1) и посадничий (ст.3,6), но в действительности они судят всегда вместе. Такой же двойственный состав имеют и служебные органы суда: нераздельно действуют княжий человек и сотский (ст.18), дьяки княжий и городской (79), подверники по одному человеку от князя и от Пскова (59) - для наблюдения за порядком в суде. Провинциальное судоустройство имеет такой же двойственный характер: в пригородах управляют и судят посадники (ст.77) и княжеские наместники.

Судопроизводство.

Общая форма процесса уже с древнейших времен заключала в себе 3 стадии:

1) установление сторон,

2) производство суда,

3) исполнение решения.

Но наряду с общей существовали и другие формы, в которых недоставало той или другой из указанных частей процесса.

1. Стороны.

Обе стороны именовались истцами (ст.62), или сутяжниками (ст.58). Понятие о государстве как истце, в делах уголовных, еще не существовало, следовательно не было различия между уголовным и гражданским, следственным и обвинительным процессом. Но уже с довольно ранних времен государство помогает частному истцу в преследовании обвиняемых (65,98).

Сторонами по общему порядку во всех делах являлись частные лица. Но под частными лицамив древние времена подразумевались не лица физические: тогда истцами и ответчиками выступали семья, род и община. По русскому праву первоначальная обязанность общины отвечать по искам об убийстве не подлежит сомнению; из нее возникла круговая порука, по которой община является уже не только ответчиком, но и судьей по преступлениям.

Поэтому при иске к суду являлись целые толпы родственников и соседей. Это сохранилось до издания ПСГ. ПСГ запрещает ходить на суд “помочью”, приказывая “лезть в судебницу только двум сутяжникам”.

Кроме семьи, рода, общины, истцами и ответчиками являлись юридические лица в собственном смысле, обычно в полном составе своих членов - физических лиц (ст.70).

Можно заключить, что правоспособность имела безграничные пределы: могли искать женщины, дети (21), в НСГ упоминается о рабах.

Перед законодателем возник вопрос: всякое ли лицо должно непременно лично являться в суд или могло выставить за себя представителя. В эпоху ПСГ судебное представительство получило широкое распространение. По ПСГ право иметь представителя имели женщины, дети, монашествующие, старики и глухие. Кроме естественных представителей можно было выставить как ответчика всякое стороннее лицо с одним исключением: лица, обличенные общественной (административной) властью не могли быть частными поверенными (68-69). Это делалось для предотвращения давления на судью.

Однако право того времени еще неохотно допускало развитие ремесла поверенных: ПСГ запрещала одному поверенному вести два дела в один день (71). Оставалось еще немало процессуальных действий, которые не могли были быть выполнены наемником (целование креста 36).

Суд. Суд есть борьба сторон перед судьей. То, что сегодня мы называем судебные доказательства, в то время были средствами сторон, суд лишь регулировал и уравнивал эти средства. Средства были следующими:

1. Послухи,

2. Суды Божии,

3. Акты.

Число послухов в эпоху русской правды было различным от 2, до 12. ПСГ упрощает эту процедуру, во всех делах, требующих послушества, выступает только 1 послух, свидетелей же может быть несколько (27,55). Послуха обязан был выставлять только один истец, свидетелей же могли выставлять обе стороны.

Роль послуха на суде.

1) Послух должен быть на суде, его неявка вела за собой потерю иска для стороны его выставившей (22).

2) Послух должен был подтвердить словесно все, что говорила сторона, его выставившая. Если он не договорит, или переговорит, все его послушество теряло всякое значение (22).

3) Послух должен был выступать на судебный поединок с ответчиком.

Суды Божии.

1) Жребий.

2) Рота (крестное целование).

3) ПСГ признает присягу окончательным способом решения дел, возникающих из договоров личного найма между землевладельцем и крестьянином (41-42,51), между мастером и учеником (102) и в исках между родственниками совладельцами. Самостоятельное значение присяги должно быть признано и во всех тех случаях, где присяга являлась альтернативой поля (17, 92, 101, 20, 55). При судебных поединках рота предшествует полю, составляя как бы его необходимую первую часть (36). В эпоху судных грамот присягали не обе стороны вместе и не жребий решал выбор между ними, а одно общее правило: ответчику предоставлялось либо самому принести присягу, или предоставить присягу истцу. (92,101,20)

4) Ордалии.

5) Поле.

Существенное условие судебного поединка - равенство сторон, преимущественно в смысле физического равенства. Отсюда следующие положения:

- Мужчина против мужчины, женщина против женщины (119).

- Старые, дети, монахи не могли выходить против здоровых и сильных. Слабейшая сторона получала право иметь наймитов. Послух не мог иметь наймита (21).

- Равенство оружия.

- Время и место. При поединке должны были присутствовать чиновники суда.

- Сфера применения поединка совпадает с применением ордалии, иски, возникающие из преступлений (27). Поле имело место в исках о поземельной собственности, в которых право обоих сторон утверждалось равносильными письменными актами (10). Поле применялось в исках не требующих формального заключения сделки (92,101). Во всех других случаях поле запрещено (28).

Образование русского централизованного государства: предпосылки, этапы. 27. Московское княжество в 12 – 14 вв., усиление власти московских князей. 28. Особенности социально-экономического и политического развития Московского княжества в 12-14 вв. Новая государственная идеология.

Русское централизованное государство сложилось в XIV—XVI вв.
Предпосылки образования русского централизованного государства:
— экономические— интенсивность развития сельхоз-производства, рост феодального землевладения и включение феодального хозяйства в торговлю, появление новых городов — центров торговли и ремесла, расширение экономических связей и товарно-денежных отношений;
— социальные — увеличивается зависимость крестьян от крупных землевладельцев, и одновременно растет сопротивление крестьян, выявляется необходимость в сильной централизованной власти;
— политические:
1) внутренние — в XIV—XVI вв. московские князья строят государственный аппарат для укрепления своей власти, значительно возрастает и расширяется власть Московского княжества;
2) внешнеполитические — свержение татаро-монгольского ига, тормозившего развитие Русского государства и восстановление независимости Руси. Это требовало всеобщего объединения против монголов с юга, литовцев и шведов с запада.
Объединение земель вокруг Москвы и Московского княжества происходило с конца XIII до начала XVI в.
Причины усиления роли Москвы:
— удачное экономическое и географическое положение;
— Москва была обособлена от внешней политики и стала центром национально-освободительной борьбы;
— ее поддерживали крупнейшие русские города — Кострома, Нижний Новгород;
— Москва являлась центром православия на Руси;
— отсутствие внутренней борьбы за престол среди московской знати.
Особенности объединения русских земель в Московское княжество:
— на Руси объединение происходило в условиях расцвета феодализма, а в Европе — при его ослаблении;
— союз московских князей послужил базой для объединения в Московское государство, в Европе этой базой для объединения стала буржуазия;
— первоначально причинами объединения Руси были политические причины, тогда как европейские государства объединялись по экономическим причинам.
Образование Русского централизованного государства проходило в несколько этапов:
Этап 1. Возвышение Москвы (конец XIII - начало XIV вв.). К концу XIII в. старые города Ростов, Суздаль, Владимир теряют былое значение. Возвышаются новые города Москва и Тверь.
Возвышение Твери началось после смерти Александра Невского (1263 г.). В течение последних десятилетий XIII в. Тверь выступает в роли политического центра и организатора борьбы против Литвы и татар и пытался подчинить важнейшие политические центры: Новгород, Кострому, Переяславль, Нижний Новгород. Но это стремление натолкнулось на сильное сопротивление других княжеств, и прежде всего Москвы.
Начало возвышения Москвы связано с именем младшего сына Александра Невского - Даниила (1276 - 1303 гг.). Даниилу в удел досталось небольшое селение Москва. За три года территория владения Даниила увеличилась в три раза: к Москве присоединились Коломна и Переяславль. Москва стала княжеством.
Его сын Юрий (1303 - 1325 гг.). вступил с тверским князем в борьбу за владимирский престол. Началось долгое и упорное противоборство за титул великого князя. Брат Юрия Иван Данилович по прозвищу Калита в 1327 г. пошёл на Тверь с войском и подавил восстание. В благодарность в 1327 г. татары отдали ему ярлык на Великое княжение.
Этап 2. Москва - центр борьбы с монголо-татарами (вторая половина ХIV - первая половина ХV вв.). Усиление Москвы продолжалось при детях Ивана Калиты - Симеоне Гордом (1340-1353 гг.) и Иване II Красном (1353-1359 гг.). При правлении князя Дмитрия Донского 8 сентября 1380 г. состоялась Куликовская битва. Татарское войско хана Мамая было разгромлено.
Этап 3. Завершение образования Русского централизованного государства (конец ХУ - начало ХVI вв.).Объединение русских земель завершилось при правнуке Дмитрия Донского Иване III (1462 - 1505 гг.) и Василии III (1505 - 1533 гг.). Иван III присоединил к Москве весь Северо-Восток Руси: в 1463 г. - Ярославское княжество, в 1474 г. - Ростовское. После нескольких походов в 1478 г. окончательно была ликвидирована самостоятельность Новгорода.
При Иване III произошло одно из важнейших событий русской истории - было сброшено монголо-татарское иго (в 1480 г. после стояния на реке Угре).
Причины быстрого возвышения Москвы, прежде всего в выгодах ее географического положения. Москва возникла в XII в. как маленький городок на южной окраине Ростовско-Суздальской земли, т.е. в центре тогдашнего русского мира и была расположена на перекрестке трех важных дорог. Таким образом, Москва рано стала узлом торговых путей и, в частности, важным центром торговли хлебом, а это дало ее князьям важные экономические выгоды и значительные денежные средства, которые позволили им впоследствии, с одной стороны, приобретать у ханов Золотой Орды «ярлык» на великое княжение Владимирское, а с другой – расширять свои владения путем «прикупов» и «примыслов».
Находившиеся на опасных окраинах Новгород, Рязань, Нижний Новгород и ряд других не имели шансов возглавить объединение. Они прикрывали собой (Москву) с разных сторон от внешних опасностей и нападений с запада, юга и востока.
После того как московские князья стали великими князьями Владимирскими, служба московским князьям обещала больше выгод и больше почета, чем служба иным русским князьям, и в Москву потянулись бояре и слуги вольные не только из областей русских княжеств, но и с далекого юго-запада, из областей Киевской, Волынской и Черниговской; образовавшийся в XIV в. плотный слой московского боярства стал важной и надежной опорой государя великого князя Владимирского и Московского.
Великое значение в деле возвышения Москвы имело также содействие, которое оказывало духовенство великому князю Московскому. Митрополит Петр, канонизированный скоро после своей смерти и почитаемый как небесный покровитель Москвы, подолгу живал в Москве и был в тесной дружбе с Иваном Калитой. Его преемник, митрополит Феогност, окончательно поселился в Москве, которая стала таким образом церковной столицей всея Руси.
А великая победа, одержанная под московскими знаменами в 1380 г. над татарами на Куликовом поле, сообщила московскому князю значение национального вождя северной Руси в борьбе с внешними врагами.
Возвышение Москвы. Москва и Тверь. После смерти Александра Невского (1262 г.) великое княжение было в руках его младших братьев. Затем борьба за великое княжение развернулась между сыновьями Александра Дмитрием Переяславским и Андреем Городецким. Оба брата неоднократно привлекали на свою сторону ордынцев и наводили их на русские земли. Наиболее крупное ордынское нашествие той поры – «Дюденева рать» 1293 г.
Московский князь Даниил Александрович в борьбе за великое княжение не участвовал, однако поддерживал старшего брата Дмитрия. В то же время он стремился расширить собственные владения. Так, в 1301 г. к Москве была присоединена Коломна, принадлежавшая ранее рязанским князьям. Бездетный племянник Иван Дмитриевич Переяславский, умирая, завещал свои владения Даниилу.
После смерти Даниила (1303 г.) и Андрея Городецкого (1304 г.) в борьбу за великое княжение вступили тверской князь Михаил Ярославич и московский князь Юрий Данилович. Орда стремилась использовать борьбу русских князей за владимирский престол для того, чтобы стравливать их и укреплять собственное влияние.
Первоначально великокняжеский ярлык находился в Твери, но в 1318 г. новый хан Узбек передал ярлык Юрию и дал ему войско во главе с военачальником Кавгадыем для похода на Тверь. Московско-ордынское войско было под Тверью разбито, жена Юрия (сестра хана) попала в плен и там умерла. По обвинению в отравлении сестры хана Михаил Тверской был казнен в Орде, а ярлык передан Юрию. В 1324 г. сын Михаила тверской князь Дмитрий Грозные Очи, встретив Юрия в Орде, убил его. Дмитрий был казнен, но ярлык, тем не менее, вновь перешел в Тверь – к князю Александру Михайловичу. Одновременно хан приблизил нового московского князя Ивана Даниловича Калиту. По приказу хана Иван Калита совершал карательные походы на русские города, жители которых пытались протестовать против тяжелой ордынской дани («выхода»).
Тверское восстание 1327 г. В 1327 г. в Тверь прибыл ордынский сборщик податей Шевкал. Злоупотребления ордынцев при сборе «выхода» привели к восстанию, которое возглавил сам тверской князь. Шевкал и его свита были перебиты. Иван Калита с ордынскими войсками обрушился на Тверь с карательным походом и разгромил ее. Позиции Твери были надолго подорваны. Великокняжеский ярлык перешел в Москву.
Правление Ивана Калиты. При Иване Калите (1324-1340 гг.) Московское княжество окончательно стало сильнейшим на Руси.
Московских князей поддерживала церковь. Русские митрополиты до конца XIII в. пребывали в Киеве. Но в 1299 г. митрополит перебрался во Владимир, спасаясь от хозяйничавших на юге ордынцев. Уже митрополит Петр поддерживал Юрия в борьбе с Тверью и большей частью жил не во Владимире, а в Москве. Митрополит Феогност в 1328 г. окончательно сделал Москву своей резиденцией.
Собирая ордынский «выход», Калита значительно разбогател. К Московскому княжеству были присоединены Углич, Белоозеро, Кострома, Галич, Ростов. Вотчины местных землевладельцев конфисковывались и передавались московским боярам. Князь также покупал земли за пределами московских владений и поощрял к тому же своих бояр. Это обеспечило московским князьям твердую поддержку боярства.
Политику Калиты продолжали его сыновья Симеон Гордый (1340-1353) и Иван Красный (1353-1359). Симеон временно примирился с Тверью, утвердил свое влияние в Новгороде.
Политика Калиты не была рассчитана на подготовку к борьбе с Ордой. Он думал лишь об укреплении собственной власти, преследовал своекорыстные интересы. Более того, его расправы над теми, кто пытался противостоять Орде, лишь отдаляли день свержения ига. Тем не менее, усиление Москвы объективно привело к сплочению Руси вокруг одного центра, а это, в свою очередь, позволило ей позднее вступить в успешную борьбу с Ордой.
Княжение Дмитрия Ивановича. Дмитрий вступил на княжеский престол после смерти отца – Ивана Красного – в 1359 г., в возрасте 9 лет. Воспользовавшись малолетством московского князя, нижегородский князь Дмитрий Константинович добился от Орды ярлыка на великое владимирское княжение. Однако сплоченное московское боярство под руководством митрополита Алексия уже через три года (в 1362 г.) сумело вернуть ярлык в Москву. Уже в 60-х – начале 70-х гг. XIV в. Москва стала подчинять других русских князей.
Достигший совершеннолетия, Дмитрий начал вести энергичную и смелую политику. Он продолжал расширять пределы своего княжества, включив в состав непосредственных своих владений Углич, Галич и Белоозеро и приобретя ряд новых городов с их округами (Калугу, Медынь, Стародуб, Дмитров). Он вел энергичную и успешную борьбу со своими русскими соперниками, великими князьями Тверским и Рязанским, которые заключили союз с опасным противником Москвы великим князем Литовским Ольгердом. Ольгерд Литовский дважды вторгался при Дмитрии в московские владения и подступал к Москве, но не мог взять сильной крепости.
Но главной заботой внешней политики Дмитрия были татарские отношения. В Золотой Орде в это время происходили смуты и междоусобия, и московский князь стал думать, что пришло время избавить Русь от татарского ига. В 1378 г. русские войска разбили на реке Воже большой татарский отряд, пытавшийся вторгнуться в русские области. После этого обе стороны стали готовиться к решительной борьбе.
Куликовская битва. В 1380 г. татарский князь Мамай, захвативший власть в Орде, заключил союз против Дмитрия с великим князем Литовским Ягайлом и, собрав огромное войско, двинулся против Дмитрия. Дмитрий, со своей стороны, собрал большую рать (по словам современников – до 150 тысяч) и, получив благословение от прп. Сергия, выступил против «нечестивых агарян». В этой страшной борьбе Новгород и Тверь занимали выжидательную позицию, а Олег Рязанский прямо перешел на сторону Мамая. Но все полки центральной Великороссии (т.е. Ростовско-Суздальско-Владимирской земли) сошлись под знамёнами великого князя Московского и под этими знаменами одержали полную победу
Через два года (1382 г.) новый хан Золотой Орды Тохтамыш с большим войском вторгся в русские области, взял и опустошил Москву. Дмитрий вынужден был снова признать над собой татарскую власть, но все же Куликовская победа имела огромное политическое и национальное значение, ибо показала, что Великороссия, объединенная под властью великого князя Московского, может победить своего векового угнетателя, и все севернорусское население начинало видеть именно в московском государе своего национального вождя.

Москва - третий Рим

Третий Рим - это прежде всего духовный центр православного мира, его сердцевина. Русь Московская стала им реально после гибели Византии. А православная государственность, созданная на духовном основании Русской Церкви, явилась уже ее следствием, производной. И сегодня, когда духовная жизнь в России, несмотря на все трудности и безобразия нашего страшного времени, возрождается, очевидно, что для всего православного мира истерзанная и поруганная в годы безбожия и гонений Москва по-прежнему остается реальным центром притяжения. Поэтому и возобновляется внимание к идее пятивековой давности -- учению о Третьем Риме.

Концепция идеи «Москва - третий Рим» возникла на рубеже 15-16 вв. в силу ряда объективных причин, главная из которых - падения Константинополя под напором турок-сельджуков. Это событие пришлось на время, когда в Московском княжестве сложились тенденции к объединению русских земель вокруг Москвы. В 1480 году Россия фактически стала независимым государством, а ее территория к началу 17в. была сравнима уже с французским королевством - крупнейшим государством Средневековья. Все это послужило возникновению известной теории о всемирно - исторической роли Москвы, кратко изложены в посланиях игумена Псковского монастыря старца Филофея к великим московским князьям.

С самого своего возникновения концепция «Москва - третий Рим» носила двойственный характер. С одной стороны она подразумевала связь Московского государства с внешними религиозными ценностями. Делая благочестие главной чертой и основной государственной мощи Москвы, это идея подчеркивала теократический аспект ориентации на Византию. В этом варианте она подразумевала изоляцию от «нечистых» земель. С другой стороны, Константинополь воспринимался как второй Рим, в политической символике которого подчеркивалась имперская сущность - в Византии видели мировую империю, наследницу римской государственной мощи. Таким образом в этой идеологеме сливались две тенденции: благости и священство, власти и царство. Символическим выражением первого становится Ерусалим, второго - Рим.

Идея «Москва - третий Рим» краеугольным камнем легла в основу идеологии Московского государства. Благодаря ей Русь становится центром истинно религиозного и политического средоточения для всего христианского, да и не только христианского мира. Она нашла свое дальнейшее подкрепления в тех практических шагах и мифологемах, которые создавались на Руси в течение двух веков.

29. Государственная централизация 14-15 вв. Преобразование политической системы и административных органов. Кормления. Боярская дума.
Московское государство оставалось еще раннефеодальной монархией. В силу этого отношения между центром и местами строились первоначально на основе сюзеренитета-вассалитета. Однако с течением времени положение постепенно менялось. Московские князья, как и все другие, делили свои земли между наследниками. Последние получали обычные уделы и были в них формально самостоятельны. Однако фактически старший сын, приобретший «стол» великого князя, сохранял положение старшего князя.

Со второй половины XIV в. вводится порядок, по которому старший наследник получал большую долю наследства, чем остальные. Это давало ему решающее экономическое преимущество. К тому же он вместе с великокняжеским «столом» обязательно получал и всю Владимирскую землю.
Постепенно изменилась и юридическая природа отношений между великим и удельными князьями. Эти отношения основывались на иммунитетных грамотах и договорах, заключаемых в большом количестве. Первоначально такие договоры предусматривали службу удельного князя великому князю за вознаграждение. затем она стала связываться с владением вассалами ни вотчинами. Считалось, что удельные князья получают свои земли от великого князя за службу. И уже начале XV в. установился порядок, по которому удельные князья были обязаны подчиняться великому князю просто в силу его положения.
Великий князь. Главой Русского государства был великий князь.Он издавал законы, осуществлял руководство государственным управлением, имел судебные полномочия.
Реальное содержание княжеской власти с течением времени меняется в сторону все большей полноты. Эти изменения шли в двух направлениях - внутреннем и внешнем. Первоначально свои законодательные, административные и судебные правомочия великий князь мог осуществлять лишь в пределах собственного домена. Даже Москва делилась в финансово-административном и судебном отношениях между князьями-братьями. В 14-15 вв. великие князья оставляли ее обычно своим наследникам на правах общей собственности. С падением власти, удельных князей великий князь стал подлинным властелином всей территории государства. Иван III и Василий III не стеснялись бросать в тюрьму своих ближайших родственников - удельных князей, пытавшихся противоречить их воле.
Централизация государства явилась внутренним источником усиления великокняжеской власти. Внешним источником ее усиления было падение власти Золотой Орды. В начале московские великие князья были вассалами ордынских ханов, из рук которых они получали праве на великокняжеский «стол». После Куликовской битвы эта зависимость стала только формальной, а после 1480 г. московские князья стали не только фактически, но и юридически независимыми, суверенными государями. Новому содержанию великокняжеской власти были приданы новые формы. Начиная с Ивана III московские великие князья именовали себя «государями веся Руси». Иван III и его преемник пытались присвоить себе и царский титул.
В целях укрепления международного престижа Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог - единственной наследнице уже не существующего константинопольского престола.
Власть монарха была ограничена другими органами раннефеодального государства, прежде всего Боярской думой.

Наши рекомендации