Государство и государственность (соотношение понятий)

В последнее время в юридической литературе нередко использу­ется слово «государственность». В большинстве публикаций это по­нятие рассматривается как синоним государства вообще, государ­ства того или иного исторического типа, как структура власти и властных отношений в государстве, т. е. определенная конституци­ей система государственных институтов и правил их взаимодей­ствия1. По этому поводу высказаны и иные суждения, например, ут­верждается, что «государство» и «государственность» — понятия не идентичные, имеющие разный объем, — соотносятся как часть и це­лое. В этом контексте признается «государственность» — значитель­но более широкая категория, означающая сложную, многоуровневую систему общественных отношений, опосредованных государством и правом. Государственность не замыкается только на власти, сосредо­точенной в государственных структурах, как бы выходит за их пре­делы. «Государственность, — отмечает В.Е. Чиркин, — широкое по­нятие, охватывающее государства, предгосударственные образова­ния (например, при первоначальном возникновении государства), а также национально-государственные образования и иные автоном­ные образования политического характера»2.

Как видно, представления о государственности как комплекс­ном целостном образовании не получили в отечественной науке необходимого развития и свидетельствуют о дискуссионности про­блемы.

В контексте исторического подхода уместно отметить следую­щее: государственность формируется под воздействием совокуп­ности социальных, политических, национальных и иных отноше­ний. Эти отношения — своеобразный фактор, побуждающий к то­му, что сначала складываются элементы государственности, а затем и собственно государство и производные от него структуры, ска­жем, муниципальные образования. Исторические факты подтверждают названную тенденцию. Известно, что у народов, восстанав­ливающих утраченную государственность либо формирующих новую, прежде всего воссоздаются отдельные государственные органы (имевшие место в прошлом) либо организуются новые орга­ны. А затем на их основе образуется государство с иными элемента­ми государственности, т. е. новыми, нетрадиционными институци­ональными структурами, которые могут быть временными или утвердиться в качестве постоянных.

По-видимому, государственность, являясь институциональной системой, включает прежде всего систему органов государственной власти и управления.

Вместе с тем государственность охватывает также те институты общества, которые взаимодействуют с органами государствен­ной власти и управления при осуществлении последними функций управления обществом. Можно также сказать, что государствен­ность характеризует государственно-организованное общество, по­казывает организацию органов публичной власти и их взаимодей­ствие с обществом.

В этом контексте в качестве центральных, основополагающих или первичных элементов государственности выделяют специфи­ческие составляющие (узлы, блоки).

1. Государство, государственная власть — главный организатор и регулятор общественных отношений, важнейшая составная часть российской государственности. Именно в этом качестве государ­ство в состоянии сконцентрировать все многообразие интересов граждан, интересов общества, оказать регулирующее воздействие на экономические, политические, социальные и иные процессы.

2. Все органы государственной власти и управления, как на фе­деральном, так и на региональном уровне (в федеративном государ­стве), т. е. составляющие элементы механизма государства.

3. Институты общества, поддерживающие государственную власть и способствующие реализации ее функций, например Общественная палата РФ, деятельность которой направлена на установление взаимодействия граждан с государством. Таковы и институты общества, обеспечивающие взаимодействие органов государственной власти с общественными объединениями, полити­ческими партиями в период выборов органов государственной власти и др.

5. Личность во взаимоотношениях с государством. В этом контек­сте государственность — не только пространство государственной политики, но и поле, в рамках которого осуществляется деятель­ность граждан, направленная на взаимодействие с государством, либо позиция, выстраиваемая гражданами под его влиянием. В этом аспекте существенны фактическое участие граждан в выборах пред­ставительных органов государственной власти, в выработке госу­дарственных решений посредством референдума — всенародного голосования граждан по вопросам государственного значения и др.

Вместе с тем следует иметь в виду, что личные свойства челове­ка могут не только положительно, но и существенно отрицательно влиять на правовые, социальные и другие стороны жизни (скажем, на расследование дела, на рассмотрение его в суде и др.).

6. Государственная идеология как системообразующий фактор, так или иначе объединяющий элементы государственности.

Идеология — это относительно систематизированная совокуп­ность понятий, идей, представлений, свойственных индивидам, соци­альным группам, нациям и т. п., в соответствии с которыми формиру­ются определенные политические и иные позиции и осуществляется практическая деятельность в определенной сфере отношений (поли­тической и др.1. По сути, идеология государства — это политичес­кая идеология, представляющая собой систему идей, реализуемых посредством идеологической функции государства. Цели такой идео­логии — консолидация общества, снятие социальной напряжен­ности, влияние на политическое и правовое сознание граждан и др.

Вопрос о таком понятии, как идеология государства, является дискуссионным. Это объясняется тем, что в ч. 2 ст. 13 Конституции РФ говорится: «Никакая идеология не может устанавливаться в ка­честве государственной или обязательной». Данную норму Консти­туции РФ можно толковать различно. Прежде всего допустимо усмотреть в ней конституционный запрет на поддерживаемую госу­дарством идеологию в принципе. Но тогда возможно образование определенного идеологического вакуума, что крайне нежелательно. По этому поводу можно присоединиться к следующему мнению; «Норму, содержащуюся в ч. 2 ст. 13 Конституции РФ, следует пони­мать как запрет лишь на инициативное установление государством общеобязательной, жесткой, нетолерантной государственной идео­логии.

Примечательно, что в комментарии к ч. 2 ст. 13 Конституции РФ справедливо отмечается, что для любой идеологии, существующей в России, обязательным условием является лояльное отношение к конституции и подчинение требованиям конституции.

Следовательно, российскую государственность надо рассматри­вать как совокупность не только чисто государственных процессов, но и сопровождающих их процессов и явлений, включающих опре­деленную идеологию, либерализацию экономики и др.

В юридической литературе в качестве свойств, характеризую­щих государственность, называют следующие:

а) динамизм, т. е. изменение государственности в ходе ее истори­ческого развития под влиянием самых различных экономических, политических, социальных, внутринациональных и других факторов;

б) единство, т. е. проявление стабильности, устойчивости, не­смотря на отдельные изменения. Такая целостность выражается в стабильном государственно-правовом и политическом режиме и др.

Итак, государственность — это комплекс элементов, структур, институтов публичной власти, а также иных факторов, оказываю­щих влияние на государственную власть, способствующих решению ее задач и функций.

Наши рекомендации