Глава 33. Понятие и виды местных бюджетов
Понятие местного бюджета
Состояние финансовых ресурсов муниципального образования наиболее полно отражено в местном бюджете.
Традиционно под бюджетом муниципального образования понималась опись доходов и расходов органов местного самоуправления. Это не случайно, поскольку начиная с 1930-х гг. в системе органов власти нашей страны местные органы играли роль проводника идей центра на местах, своеобразного филиала центральной власти, что полностью соответствовало существовавшей тогда системе экономических отношений, базировавшейся на единой общегосударственной собственности. Соответственно и бюджетные права органов местного самоуправления заключались не в самостоятельном распоряжении бюджетом, а в работе в рамках сметы расходов.
В связи с переходом к муниципальной системе управления, формированием полноценных органов и, прежде всего, выделением собственных предметов веденияместного самоуправления возникает необходимость формирования и соответствующих бюджетных отношений. Появление собственных предметов ведения требует собственной хозяйственной деятельности, в том числе и финансовой. В этом случаебюджет ¾ не только опись доходов и расходов, но и важнейший инструмент осуществления определенной политики, а значит, определение, данное выше, отражает лишь внешнюю форму ¾ констатацию определенной деятельности. Следовательно, бюджет ¾ это документ, отражающий реальные цели и задачи данного муниципального образования. Местный бюджет ¾ это план финансовой деятельности органов местного самоуправления на определенный период, представленный в форме описи доходов и расходов. Главный признак полноценного местного бюджета ¾ возможность использовать его как инструмент проведения определенной хозяйственной и социальной политики.
Местные бюджеты образуют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно статье 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджет муниципального образования (местный бюджет) есть форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для выполнения функций и решения задач, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Развитие принципов бюджетного федерализма позволяет предполагать различные трактовки данного определения в зависимости от отношений к конкретному уровню бюджетной системы.1
Местный бюджет ¾ это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования. Формирование, утверждение и исполнение, а также контроль над исполнением местного бюджета осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно.2
С позиций развития муниципальных финансов термин «местный бюджет» может пониматься как совокупность экономических отношений, существующих между юридическими и физическими лицами как участниками формирования аккумулированного централизованного фонда финансовых средств конкретного муниципального образования. При этом функции осуществления бюджетного процесса регулируются органом местного самоуправления на основе закрепленных федеральным законом статей Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Местные бюджеты выполняют следующие функции:
§ формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;
§ распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
§ контроль над финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений, подведомственных указанным органам власти.
Виды местных бюджетов
Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:3
1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
2) бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
3) местные бюджеты, в том числе:
§ бюджеты муниципальных районов,
§ бюджеты городских округов,
§ бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга,
§ бюджеты городских и сельских поселений.
Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.
В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
С точки зрения содержания деятельности местный бюджет подразделяется:
§ на текущий бюджет (в приложении к местному бюджету) ¾ совокупность доходов и расходов органов местного самоуправления, обеспечивающих первоочередные нужды, функционирование муниципального хозяйства (прежде всего, сюда относятся расходы по финансированию постоянно действующих хозяйственных структур местного самоуправления);
§ бюджет развития ¾ совокупность доходов и расходов, направляемых на совершенствование и развитие муниципального образования; делится на долгосрочный (стратегический), среднесрочный (тактический) и краткосрочный (оперативный). Содержание деятельности по планированию в каждом из этих видов бюджета развития представлено в табл. 32.1.
Формирование и исполнение местного бюджета затрагивает бюджеты физических лиц, предприятий и организаций, расположенных на данной территории, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности (в виде перечисления местных налогов и сборов, социальных расходов и пр.). Согласно законодательству, эти бюджеты не входят в бюджетную систему Российской Федерации, но их участие определяет структуру местного бюджета.
Предложенная классификация, несмотря на ее условность (на практике средства могут переходить из одного бюджета в другой), тем не менее крайне важна, потому что позволяет выделить и более четко определить цели и задачи муниципального хозяйства, планировать его перспективу. Без разделения бюджета на эти две важнейшие группы (текущий бюджет и бюджет развития) невозможно сколько-нибудь серьезное финансовое планирование и построение структуры самого муниципального хозяйства.
В зависимости от полномочий органов местного самоуправления можно выделить также два вида местного бюджета:
1) направляемый на реализацию собственных полномочий органов местного самоуправления;
2) направляемый на исполнение государственных полномочий, которые делегированы органами государственной власти органам местного самоуправления на основе закона.
Такое разделение обусловлено тем, что порядок расходования средств, выделенных на исполнение государственных полномочий, определяется органом, их передавшим, и, следовательно, может быть отличным от порядка расходования собственных средств местного бюджета.
Приведенные выше классификации местных бюджетов, естественно, не могут применяться в чистом виде, потому что бюджет сам по себе ¾ это комплексный документ, включающий элементы всех перечисленных выше видов бюджетов. Однако эти классификации дают возможность более грамотно построить структуру бюджета, а также сам процесс составления бюджета и финансового планирования деятельности муниципального образования.
Структура бюджета ¾ это направления расходования средств и их источники, т. е. статьи расходов и доходов. Поскольку бюджет ¾ это документ, отражающий реальные цели и задачи данного муниципального образования, выбор его структуры зависит от конкретной ситуации и задач анализа.
_______________
1 Бюджетный кодекс Российской Федерации. М., 2004. Глава 9.
2 Бабун Р. В. Организация местного самоуправления: учебное пособие. СПб.: Питер, 2005.
3 Бюджетный кодекс Российской Федерации. М., 2004. Статья 10.