Понятие охраны труда. Организационно-правовые формы обеспечения охраны труда

Охрана труда – это система обеспечения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства.

Выполнение требований и норм нормативных актов способствует полной или частичной нейтрализации воздействия на человека в процессе трудовой деятельности вредных производственных факторов, профилактика травматизма и профессиональных заболеваний. К вредным производственным факторам относятся факторы воздействие которых на работающего в определенных условиях может привести к заболеванию или к снижению работоспособности. В зависимости от уровня и продолжительности воздействия вредный производственный фактор может стать опасным.

Правовое регулирование вопросов охраны труда тесным образом связано с теми общественными отношениями, участники которых призваны своими действиями создавать для субъектов трудовых правоотношений здоровые и безо­пасные условия труда. А это значит, что меры охраны труда связаны непосредственно с определенными факторами, условиями, способствующими бесперебойности и четкости трудового процесса. Причем речь идет о таком уровне безопасности, который на данном этапе развития науки и техники может быть обеспечен экономическими, социальными, организационными, правовыми и другими средствами. Кроме того, средства охраны труда предполагают организацию эффективной службы контроля и надзора со стороны государства за выполнением участниками трудовых правоотношений требований нормативных актов по охране труда, устанавливают правовые последствия исполнения или ненадлежащего неисполнения этих требований.

Важнейшие направления практической работы по охране труда:

- соответствующее финансовое, материальное и научное обеспечение по созданию производственной обстановки, отвечающей требованиям нормативных актов (документов), усиление ответственности за их нарушения;

- укрепление связи всех субъектов хозяйствования с государственными, профсоюзными и другими общественными органами, повышение профессионализма специалистов государственных органов контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде, и охраны труда в частности.

Конституционное право работника на здоровые и безопасные условия труда может быть рассмотрено в различных аспектах. Это, прежде всего, - право работника на охрану труда (ст. 222 ТК), установленное и гарантированное государством для всех граждан, т.е. элемент правового статуса граждан. Кроме того, это право работника может выступать в качестве правомочия требовать от соответствующих органов и должностных лиц надлежащей организации и охраны труда, т.е. предстает в качестве элемента конкретного трудового правоотношения. Обе эти формы тесно связаны между собой, взаимообусловлены и взаимозависимы.

Условием возникновения права на охрану труда на производстве является вступление гражданина в трудовые или ученические правоотношения, причем независимо от будущей специальности работника. Охрана труда в коллективе не может зависеть от желания отдельных лиц, поскольку несоблюдение требований нормативных правовых актов (документов) по охране труда конкретными работниками может существенно влиять на безопасность окружающих.

Законодательные нормы, регулирующие охрану труда работающих, содержатся в Трудовом кодексе Республики Беларусь (ст. 221-232, 262, 272, 274, 275).

Межотраслевые нормативные акты (документы) разрабатываются на государственном уровне и являются обязательными для исполнения (применения) всеми субъектами экономической деятельности, расположенными (функцио­нирующими) на территории Республики Беларусь. К таким актам, в частности, относятся государственные стандарты системы СБТ, Правила пожарной безопасности и др.

Отраслевые правила и нормы охраны труда разрабатываются и утверждаются на уровне отраслей и учитывают специфику отдельных производств или видов работ и обязательны к исполнению (применению) в данной отрасли.

Кроме того, мероприятия по охране труда включаются на государственном уровне в Соглашение между Правительством Республики Беларусь, объединениями нанимателей и профсоюзов. Аналогичные соглашения разрабатываются на уровне отраслей и соответственно носят отраслевой характер. На уровне организаций заключаются коллективные договоры (соглашения), которые также должны предусматривать меры по охране труда.

Обязанности нанимателя при организации труда работников:

- обеспечивать здоровые и безопасные условия труда на каждом рабочем месте, соблюдать установленные нормативными правовыми актами (документами) требования по охране труда и предоставлять гарантии и компенсации за работу с вредными условиями труда. При отсутствии в нормативных правовых актах (документах) требований, обеспечивающих безопасные условия труда, наниматель принимает меры по обеспечению здоровых и безопасных условий труда;

- принимать необходимые меры по профилактике производственного травматизма, профессиональных и других заболеваний работников; постоянно контролировать знание и соблюдение работниками требований инструкций по технике безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности; своевременно и правильно проводить расследование и учет несчастных случаев на производстве;

- в случаях, предусмотренных законодательством и локальными нормативными актами, своевременно предоставлять гарантии и компенсации в связи с вредными условиями труда (сокращенный рабочий день, дополнительные отпуска, лечебно-профилактическое питание и др.); соблюдать нормы по охране труда женщин, молодежи и инвалидов;

- обеспечивать работников в соответствии с установленными нормами специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, организовывать надлежащее хранение и уход за этими средствами.

В соответствии со ст. 226 ТК наниматель обязан обеспечивать охрану труда работников, в том числе:

- безопасность при эксплуатации производственных зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов и применяемых в производстве материалов и химических веществ, а также эффективную эксплуатацию средств защиты;

- условия труда на каждом рабочем месте, соответствующие требованиям техники безопасности и производственной санитарии;

- организацию в соответствии с установленными нор­мами санитарно-бытового обеспечения, медицинского и лечебно-профилактического обслуживания работников;

- режим труда и отдыха работников, установленный законодательством;

- выдачу работникам, занятым на производстве с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, специальной одежды, специальной обуви и других необходимых средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами;

- постоянный контроль за соблюдением нормативных правовых актов по охране труда;

- постоянный контроль за уровнями опасных и вредных производственных факторов;

- подготовку (обучение), инструктаж, повышение квалификации и проверку знаний работников по вопросам охраны труда;

- проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических в течение трудовой деятельности медицинских осмотров работников;

- информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся средствах индиви­дуальной защиты, компенсациях по условиям труда;

- расследование и учет несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, аварий, разработку и реализацию мер по их профилактике;

- возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью работников, в том числе выплату единовременной материальной помощи работнику, утратившему трудоспособность;

- пропаганду и внедрение передового опыта безопасных методов и приемов труда и сотрудничество с работниками, их полномочными представителями в сфере охраны труда;

- выделение в необходимых объемах финансовых средств, оборудования и материалов для осуществления предусмотренных коллективными договорами, соглашениями мероприятий по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда, санитарно-бытового обеспечения, медицинского и лечебно-профилактического обслуживания работников;

- беспрепятственный допуск представителей соответствующих органов, имеющих на то право, к проведению проверки, предоставление сведений по охране труда по вопросам их компетенции;

- назначение должностных лиц, ответственных за организацию охраны труда.

Права работников в сфере охраны труда:

- труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, здоровые и безопасные условия труда;

- социальное страхование, пенсионное обеспечение и гарантии в случае профессионального заболевания, трудового увечья, инвалидности и потери работы;

- рабочее место, соответствующее правилам по охране труда, защищенное от воздействия опасных и (или) вредных производственных факторов;

- обучение (инструктирование) безопасным методам и приемам труда;

- обеспечение необходимыми средствами коллективной и индивидуальной защиты;

- получение от нанимателя или государственных и общественных органов достоверной информации о состоянии техники безопасности и условий труда на рабочем месте, а также о принимаемых мерах по их улучшению;

- проведение проверок по охране труда на его рабочем месте соответствующими органами, имеющими на то право, в том числе по запросу работника с его участием;

- отказ от выполнения порученной работы в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья его и окружающих до устранения этой опасности, а также при непредоставлении ему средств индивиду­альной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда.

Виды инструктажей по охране труда:

- вводный, проводимый инженером по охране труда или специалистом, на которого возложены эти обязанности, а с учащимися в учебном заведении - преподавателем или мастером производственного обучения. Этот инструктаж проводится со всеми работниками, впервые принятыми на постоянную или временную работу; с учащимися, воспитанниками и студентами, которые направлены к нанимателю для прохождения производственной практики, а также перед началом трудового и профессионального обучения в лабораториях, мастерских, на полигонах и иных местах;

- первичный - проводят на рабочем месте по утвержденной программе до начала производственной деятельности со всеми работниками, принятыми на работу индивидуально;

- повторный - проходят все работники индивидуально или проводят с группой работников, обслуживающих однотипное оборудование в пределах рабочего места по программе первичного инструктажа на рабочем месте или в объеме инструкции для данной профессии (вида работ) не реже одного раза в полугодие;

- внеплановый - проводится при введении в действие новых или переработанных нормативных актов по охране труда, изменении технологического процесса, нарушении рабочим требований инструкции, предъявлении требований государственных специализированных органов надзора и контроля по вопросам охраны труда, перерываx в работе более 6 месяцев;

- целевой - проводится при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности: при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф, производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение, при проведении экскурсий.

Первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит непосредственно руководитель работ (начальник производства, цеха, участка; мастер, инструктор и т.п.).

При поступлении на работу, т.е. при заключении трудового договора, наниматель обязан потребовать, а гражданин предъявить медицинское заключение о состоянии здоровья (п. 6 ст. 27 ТК), а также наниматель обязан обеспечить проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических в течение трудовой деятельности медицинских осмотров работников (п. 10 ст. 226, ст. 228 ТК).

Обязательные периодические медосмотры проводятся в рабочее время с сохранением заработка.

Медицинские осмотры в зависимости от целей, которые они преследуют, подразделены на 4 самостоятельные группы:

- медосмотры, проводимые в интересах охраны труда работников:

· занятых в производствах и профессиях, указанных в особых Списках;

· занятых на тяжелых работах;

· несовершеннолетних.

- медосмотры, цель которых – предотвратить опасность как для самого работника, так и для окружающих его на производстве лиц (например, для прохождения водительской комиссии);

- медосмотры, обеспечивающие интересы общественной гигиены и санитарии и предупреждающие различные инфекционные заболевания (работники пищевой промышленности, детских и лечебно-профилактических учреждений);

- медосмотры, цель которых – выяснить пригодность работника в физическом отношении к выполнению определенной работы.

Наниматель не вправе устанавливать по своему усмотрению медосмотры, не предусмотренные законодательством.

Наниматель ведет чет всех работников, подлежащих обязательным медицинским осмотрам, и хранит личные медицинские книжки, в которые заносятся сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях и результатах осмотров.

По юридической значимости медосмотры могут быть дифференцированы следующим образом:

- медицинские осмотры как необходимая предпосылка для заключения трудового договора (при поступлении на работу);

- медицинские осмотры, преследующие цель проверить возможность дальнейшего использования работника на конкретной работе (сохранение трудового правоотношения). Например, регулярные проверки состояния здоровья водительского состава транспортных средств;

- медицинские осмотры (освидетельствования) для установления группы инвалидности и степени утраты общей и профессиональной трудоспособности;

- иные виды медосмотров, проведение которых не влечет непосредственного наступления каких-либо правовых последствий для обследуемого работника.

Для организации работы и осуществления контроля по охране труда наниматели вводят должность специалиста по охране труда или создают соответствующую службу из числа лиц, имеющих необходимую подготовку (ст. 227 ТК).

33. Особенности правового регулирования труда женщин.

- Глава 19 ТК.

- Список тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых запрещается привлечение к труду женщин, утвержденный постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 12.06.2014 г. № 35. и и др.

Виды специальных норм:

- в отношении всех женщин:

· запрещение применения труда женщин на тяжелых работах, на работах с вредными условиями труда (например, заливщиком металла, заготовщиком химических растворов и красок), на подземных работах (кроме некоторых), на работах, связанных с перемещением тяжестей вручную, превышающих установленные для них предельные нормы (не более 10 кг груза до 2 раз в час и другие нормы);

· дополнительные гарантии работницам у нанимателей, применяющих преимущественно труд женщин (организация детских садов и яслей, комнат для личной гигиены женщин и т.п.);

- в отношении беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет:

· запрещается привлечение к сверхурочным работам, работе в государственные праздники и праздничные дни (ч.1 ст. 147 ТК), выходные дни и направление в служебную командировку (ч.1 ст. 263 ТК);

· запрещается привлечение к работе в ночное время (ч.2 ст. 263 ТК);

· беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо они переводятся на более легкую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе (ч. 1 ст. 264 ТК);

· запрещение отказа в заключении трудового договора и снижения заработной платы по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей в возрасте до 3 лет;

· запрещается их увольнение по инициативе нанимателя, кроме случаев ликвидации организации, прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного подразделения организации, расположенных в другой местности, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, а также по виновным основаниям (п.п. 4, 5, 7-9 ст. 42 ТК), ст. 47 ТК.;

- в отношении женщин, имеющих детей в возрасте до 1,5 лет:

· перевод на другую работу в случае невозможности выполнения прежней работы с сохранением среднего заработка по прежней работе до достижения ребенком возраста 1,5 лет (ч. 3 ст. 264 ТК);

· предоставление помимо общего перерыва для отдыха и питания дополнительных перерывов для кормления ребенка не реже чем через 3 часа продолжительностью не менее 30 мин каждый, а при наличии 2-х и более детей в возрасте до 1,5 лет – не менее 1 ч. (ст. 267 ТК).

34. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних.

- глава 20 ТК

Особенности:

- возрастные ограничения при приеме на работу;

- запрещение применения труда несовершеннолетних на тяжелых работах, на работах с вредными условиями труда, на подземных и горных работах, на работах, связанных с перемещением тяжестей вручную, превышающих установленные для них предельные нормы;

- запрещение привлечения к работам в ночное время, к сверхурочным работам, работам в государственные праздники и праздничные дни, работам в выходные дни. Не запрещается направлять их в командировки, однако они не должны носить систематический характер;

- обязательные (предварительные и ежегодные) медицинские осмотры независимо от характера выполняемой работы с сохранением среднего заработка;

- право на предоставление трудового отпуска в летнее время или, по желанию несовершеннолетнего, в любое другое время года;

- сокращенная продолжительность рабочего времени;

- правила о броне молодежи на работу и профессиональное обучение и о предоставлении первого рабочего места, в том числе в порядке государственного распределения выпускников государственных вузов и средних специальных учебных заведений;

- дополнительные гарантии при расторжении трудового договора: для увольнения по инициативе нанимателя по невиновным основаниям (п. 1-3, 6 ст. 42 ТК) – только с согласия районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних, а для увольнения по виновным основаниям – после предварительного, не менее чем за 2 недели, уведомления указанной комиссии.

35. Понятие и виды трудовых споров.

Правовой институт трудовых споров представляет собой совокупность процедурных и процессуальных норм трудового права, регулирующих отношения по рассмотрению и разрешению индивидуальных и коллективных трудовых споров. В свою очередь этот институт состоит из двух подинститутов: индивидуальные и коллективные трудовые споры.

Трудовые споры можно классифицировать по различным ос­нованиям. По субъектному составу все трудовые споры делятся на индивидуальные и коллективные. Субъектами индивидуальных трудовых споров являются, с одной стороны, отдельный работник, а с другой стороны - наниматель. В коллективных трудовых спо­рах участвуют, с одной стороны, группа работников, работники организации (организаций), с другой - наниматель (наниматели, объединения нанимателей) или его представители.

По содержанию трудовые споры подразделяются на споры об установлении либо применении условий труда и споры о приме­нении законодательства о труде. Например, споры о присвоении новых тарифных разрядов, об установлении новых норм выработки, споры, возникающие при заключении коллективного договора, - это споры об установлении или применении условий труда, а споры об увольнении, оплате сверхурочных работ - это споры о применении законодательства о труде.

Споры об установлении либо применении условий труда но­сят неисковой характер, поскольку в них оспаривается право на применение или установление условий труда, т.е. речь идет не о восстановлении нарушенного права (законного интереса), а об ус­тановлении нового права.

Споры о применении законодательства о труде, коллективно­го договора носят исковой характер, поскольку это споры о восста­новлении или признании права или законного интереса, рассмат­риваемые на основании соответствующего заявления (иска) юрисдикционными органами.

В основном трудовые споры искового характера являются ин­дивидуальными, так как в большинстве своем трудовые права, предоставляемые работникам, имеют персональный характер и защита их осуществляется в индивидуальном порядке. Споры не­искового характера могут быть и индивидуальными, и коллектив­ными, в зависимости от вида правоотношений, из которых они воз­никают.

Наши рекомендации