Внешняя политика ССС. Отношения с социалистическими странами, США и европейскими странами, странами «третьего мира»
Внешняя политика: разрядка и возврат к напряженности. Международную политику Советского Союза, ее цели, задачи и практические пути их реализации в середине 1960-х – начале 1980-х годов определяла КПСС как «руководящая а направляющая» сила советского общества. В документах и материалах съездов и пленумов КПСС Л.И.Брежнева, члена Политбюро, министра иностранных дел А.А.Громыко на основе анализа социально-экономических и политических процессов, происходящих в СССР и в мире, были определены три приоритетные задачи:
1) укрепление и расширение социалистического лагеря, единство и сплочение политического, военного и экономического сотрудничества;
2) поддержка национально-освободительного движения, коммунистических и рабочих партий, решительный отпор агрессивным силам;
3) мирное сосуществование государств с различным социальным строем, устранение угрозы мировой войны, расширение взаимовыгодных деловых контактов.
Съезды КПСС конкретизировали тактические задачи на очередное пятилетие. Так, XXIV съезд (март – апрель 1971 г.) подтвердил преемственность и стабильность целей советской внешней политики и выработал новую внешнеполитическую доктрину, получившую название Программы мира. Она содержала конкретные предложения решения самых актуальных проблем по укреплению мира:
- ликвидация военных очагов в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке, достижение политического урегулирования в этих районах; оказание отпора любым актам агрессии и международного произвола; заключение международных соглашений о неприменении силы и угрозы ее применения для урегулирования спорных вопросов;
- окончательное признание территориальных изменений в Европе, происшедших в результате второй мировой войны, осуществление коренного поворота к разрядке и миру на этом континенте, созыв и успешное проведение общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству, создание системы коллективной безопасности в Европе, ликвидация военных группировок в Европе или их военных организаций;
- запрещение ядерного, химического и бактериального оружия, повсеместное прекращение испытаний ядерного оружия, создание безъядерных зон, созыв конференции по разоружению, ликвидация иностранных военных баз, сокращение вооруженных сил и вооружений в Центральной Европе, сокращение военных расходов;
- полная ликвидация оставшихся колониальных режимов, всеобщее осуждение и бойкот любых проявлений расизма и апартеида;
- развитие и углубление взаимовыгодного сотрудничества во всех областях с государствами, которые со своей стороны стремятся к этому.
Последующие съезды конкретизировали и развивали основные положения Программы мира.
Основные принципы внешней политики Советского государства были закреплены в ст.28,29, 30 Конституции СССР, принятой в октябре 1977 г. В нее были внесены основные положения взаимоотношений между народами, принятые на международном Совещании глав 33 европейских государств, а также США и Канады в Хельсинки. Эти взаимоотношения строятся на основе принципов:
→ суверенного равенства;
→ взаимного отказа от применения силы или угрозы силой;
→ нерушимости границ;
→ территориальной целостности государств;
→ мирного урегулирования споров;
→ невмешательства во внутренние дела;
→ уважения прав человека и основных свобод;
→ равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой;
→ сотрудничества между государствами;
→ добрососедского выполнения обязательств, вытекающих из общепризнанных принципов и норм международного права, из заключенных СССР международных договоров.
Руководство СССР уделяло первостепенное внимание взаимоотношениям с социалистическими странами. В 1971 году была принята Комплексная программа социалистической экономической интеграции. Она предполагала сближение экономик государств СЭВ, расширение товарооборота между соцстранами.
Навязывание советской модели развития вызывало недовольство в странах Восточной Европы. Экономическая интеграция оказывала деформирующее воздействие на структуру их экономик, тормозило действие рыночного механизма хозяйствования.
Для осуществления военного сотрудничества социалистических стран и в противовес НАТО, в мае 1955 года была создана Организация Варшавского договора. В нее вошли СССР, Польша, Чехословакия, ГДР, Венгрия, Румыния, Болгария и Албания.
Восстановлению полного контроля над социалистическим лагерем советскому руководству мешали сложности в отношениях с Китаем. Причиной этому стал отказ КНР в размещении военных баз СССР на своей территории. В ответ СССР отозвал из Китая военных специалистов, сократил материально-техническую помощь и свернул программы по сотрудничеству в области ядерной физики. Весной 1969 г. произошло вооруженное столкновение между советскими войсками и китайскими частями в районе пограничной р.Уссури. конфликт разгорелся из-за острова Даманский, территориальная принадлежность которого не была четко определена. Инцидент едва не перерос в советско-китайскую войну. После данных событий были приняты меры по укреплению границы с Китаем.
В Чехословакии в июне 1967 г. съезд писателей открыто выступил против руководства партии, далее последовали массовые студенческие демонстрации и забастовки. Усилившаяся оппозиция вынудила Новотного в январе 1968 г. уступить руководство партией Дубчеку. Новое руководство решило провести ряд реформ. Установилась атмосфера свободы была упразднена цензура, КПЧ согласилась на альтернативные выборы своих руководителей. Однако «выход» был навязан традиционно советский: «по просьбе чехословацких товарищей» в ночь с 20 на 21 августа 1968 г. войска пяти стран участниц Варшавского договора вступили в Чехословакию. Сразу же усмирить недовольство не удалось, демонстрации протеста против оккупации продолжались, и это вынудило советское руководство отстранить Дубчека и его окружение от руководства страной и поставить во главе КПЧ Г.Гусака (апрель 1969 г.), сторонника СССР. Силой подавив процесс реформирования чехословацкого общества, Советский Союз остановил модернизацию этой страны на целых двадцать лет. Так на примере Чехословакии реализовался принцип «ограниченного суверенитета», часто называемый «доктриной Брежнева».
Серьезная ситуация возникла и в Польше из-за повышения цен в 1970 г., вызвавшего массовые волнения рабочих балтийских портов. В последующие десять лет положение в экономике не улучшилось, что породило новую волну забастовок, которую возглавил независимый профсоюз «Солидарность» во главе с Л.Валенсой. лидерство массового профсоюза делало движение менее уязвимым, поэтому руководство СССР не решилось на ввод войск в Польшу и пролитие крови. «Нормализация» положения была доверена поляку, генералу Ярузельскому, который ввел 13 декабря 1981 г. военное положение в стране. Хотя прямого вмешательства СССР не было, но его роль в «успокоении» Польши была заметна. События в Польше, возникновение там «Солидарности», покрывшей всю страну сетью своих организаций, свидетельствовали о том, что здесь была пробита наиболее серьезная брешь в замкнутой системе восточноевропейских режимов.
Организация Варшавского Договора в 60-70-х годах была не только военным оборонительным союзом социалистических стран Восточной Европы и СССР, но также политическим и экономическим центром, координирующим международные отношения социалистического лагеря в целом. ЦК КПСС фактически руководил действиями всех прокоммунистических режимов стран Азии, Африки, Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока.
По мнению советского руководства, крах колониальной системы проходил на фоне углубляющегося кризиса капитализма и явился фактом его дальнейшего углубления. Таким образом, необходимо было активизировать наступление социализма в странах, еще не определившихся в своем дальнейшем пути развития.
Исходя из классовых позиций, Советский Союз оказывал им не только моральную, но и военную помощь.
С 1967 г. СССР методически вел политическую и дипломатическую борьбу, осуществляя военную помощь арабским народам Ирака, Сирии, Палестины, НДРЙ. Такая политика, вытекавшая из ленинского учения о справедливых и несправедливых войнах, соответствовала международным соглашениям, нормам международного права, Уставу ООН. Наглядный пример тому – события 70-х годов в Анголе, Эфиопии, Никарагуа, Кампучии. Советский Союз принимал участие в вооруженных конфликтах в Эфиопии, сомали, Йемене, вдохновлял кубинское военное присутствие в Анголе, оказывал помощь Народному фронту освобождения Мозамбика, вооружал «прогрессивные», по мнению советского руководства, режимы в Ираке, Ливии и других странах.
Ввод советских войск в Афганистан, начавшийся в конце 1979 года нанес смертельный удар по политике «разрядки». В 1978 году в Афганистане произошла смена политического режима, на которую западные державы никак не отреагировали. СССР же решил, что необходимо оказать помощь пришедшему к власти дружественному правительству. Афганская «акция» в результате резко ухудшила отношения между СССР и США.
Важнейшей составной частью интернациональной помощи развивающимся странам стало экономическое сотрудничество, особенно интенсивное в конце 1960-х 1970-х годах. При техническом содействии Советского Союза в освободившихся государствах создавались крупнейшие государственные предприятия в ключевых отраслях экономики: металлургии, энергетике, машиностроении, геологоразведочных работах, сельском хозяйстве.
СССР представлял развивающимся странам кредиты на более льготных условиях, чем развитые капиталистические государства.
Подготовка высококвалифицированных специалистов в советских ВУЗах не стоила ни копейки прибывшим на обучение из развивающихся стран.
Щедрая помощь Союза ССР обошлась ему «в копеечку». На октябрь 1992 г. страны «третьего мира» задолжали СССР 146 млрд. долл., львиную долю которых вернуть невозможно. При этом Советский Союз сам задолжал капиталистическим странам около 81 млрд. долл.