Глава 2. кризис: сущность, виды и основные причины возникновения

Кризисы и риски

Понятие «кризис» является одним из важнейших в понятийном аппарате теории антикризисного управления. От того, какое содержание вкладывается в понятие кризис, непосредственно зависит и содержание антикризисного управления.

Существует множество определений кризиса. К основополагающим определениям кризиса относятся следующие:

Кризис – затруднение, опасность, упадок.

Кризис (в переводе с латинского языка) - перелом, переворот, решительная пора переходного состоянья.

Кризис (греч. krisis – решение) резкое изменение, крутой перелом.

Кризис- состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации и проблемы.

Следует отметить, что первоначально термин «кризис»использовался в основном в медицине и в театре. В первом случае кризис обозначал резкое изменение течения болезни, после которого больной либо выздоравливал, либо умирал. Во втором случае кризис - решающий момент, кульминация театрального представления.

В настоящее время подкризисом понимается острая, нестабильная ситуация, имеющая негативные последствия. Вместе с тем необходимо отметить, что существует и иное представление о кризисе, в соответствии с которым критическая ситуация связана не только с разрушением, но и с обновлением, развитием.

Необходимым элементом антикризисного управления является теория и практика управления рисками. Общепринято под риском (от французского слова risque) понимать возможную опасность; угрозу потерь; действие наудачу в надежде на счастливую случайность.

В экономике различают риск в широком и узком смысле слова.

Риск (в широком смысле) - возможность появления обстоятельств, обусловливающих: неуверенность или невозможность получения ожидаемых результатов от реализации поставленной цели; нанесение материального ущерба; опасность потерь и др.

Риск (в узком смысле) - поддающаяся измерению вероятность понести убытки или упустить выгоду.

Некоторые характерные признаки риска:

1. относится к будущему: если фактор (причина) риска наступил, то это уже не риск, а случившаяся вероятность;

2. угроза негативных последствий (последствия разных рисков могут варьироваться от ничтожных до катастрофических);

3. всегда неопределенен; точно предсказать момент (и даже сам факт) наступления риска невозможно;

4. возможна количественная оценка.

Таким образом, следует различать такие понятия как «риск» и «кризис».Риск – любая вероятная угроза, к которой можно готовиться заблаговременно и планомерно. Под кризисом понимается возникшая (или развивающаяся) чрезвычайно опасная нестабильная ситуация, требующая немедленного реагирования. Такой подход позволяет различать «антикризисное управление» и «управление рисками». Вместе с тем в последние время за рубежом и в отечественной практике происходит все более тесное взаимовлияние и объединение методов антикризисного управления и управления рисками.

Типология кризисов

Существуют два метода построения типологии того или иного явления: формальный и прагматический.

Формальный метод заключается в продвижении от теории к практике и включает два этапа:

1. построение по определенному принципу схемы признаков (критериев) типизации явления;

2. определение типов явления по признакам типизации.

По каждому признаку может быть выделено несколько типов. Их количество определяется числом критериальных значений того или иного признака. Например, если признаком типизации кризисов выбраны стадии кризиса, то в концепции, предусматривающей три стадии кризиса, будет выделено три типа кризисов; а в теориях, подразделяющих развитие кризиса на четыре (пять, шесть) стадий, типов кризиса по этому признаку также будет четыре (пять, шесть).

Далее, предполагается, что явление может быть типизировано по нескольким признакам одновременно. Если применение какого-то признака типизации несовместимо с другими признаками, то этот признак должен быть выделен особо, и типы явления, определенные по этому признаку, образуют особую группу. Типы явления, выделенные по всем остальным признакам, будут характеризоваться критериальными значениями всех этих признаков (начальный экономический национальный кризис, развитый финансовый региональный кризис и т.д.).

Применительно к человеческой деятельности формальный метод типизации не очень продуктивен: практика здесь не всегда «вписывается» в теорию, и любая теория бывает относительно верна в весьма ограниченных временных и пространственных рамках.

Прагматический метод типизации заключается в продвижении от практики к теории и состоит в анализе практики, определении существующих типов явления, и затем, - при накоплении достаточного эмпирического материала, - в разработке реальной типологии. Данный подход основан на учете таких типов кризисов,реальность которых подтверждена практикой антикризисного управления.

В настоящее время используются оба метода типизации кризисов. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что человеческая деятельность, в частности, в сфере антикризисного управления, изменяется и развивается очень быстро, и типология кризисов может изменяться.

Классификации кризисов в зависимости от таких критериев как масштаб объекта кризиса и характер кризиса представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1.

Классификация кризисов

Критерий кризиса Вид кризиса
Масштаб объекта кризиса · глобальный · интеграционный · национальный · региональный · местный · организации · семьи · личности
Характер кризиса · военно-политический · политический · экономический · техногенных катастроф · социальный · стихийных бедствий · экологический

Практически любые типы кризисов попадают в эти две большие группы. В отношении практически каждого типа кризиса, образуемого одновременным применением обоих вышеприведенных признаков, существуют свои механизмы антикризисного управления.

Кризисы организаций

Кризисы организации отражают собственный ритм организации, часто несовпадающий с ритмами общего развития или жизненным циклом развития других организаций. Каждая организация имеет свой потенциал развития, свои условия его реализации и подчиняется закономерностям циклического развития всей социально-экономической системы.

К причинам кризиса организации относятся следующие факторы:

· общие

· специфические

· внутренние

· внешние

· снижение управляемости

· реструктуризация, реорганизация

· вхождение в зону риска

· экологическая среда

· конкуренция

· неопределённость ситуации

· цикл развития.

Кризис организации содержит в себе угрозы для хозяйствующего субъекта экономики. Однако, среди специалистов нет единой точки зрения относительно сущности кризиса организации. В наиболее общем виде кризис организации может быть определен как ситуация, угрожающая ее целям, жизнеспособности или существованию. Характеристика этих признаков представлена в таблице 2.2.

Таблица 2.2..

Цель, жизнеспособность и существование организации

Цель организации Жизнеспособная организация Существование организации
· Важнейшая категория стратегического менеджмента, обозначающая общественное предназначение, миссию организации, то, что отличает ее от других структур. · Способность полностью и в срок выполнять свои финансовые обязательства (то есть организация платежеспособная) Физическое, финансовое, юридическое и пр. существование
· Определяет стратегию организации, ее структуру и направления деятельности. · Ликвидность - легкость реализации, продажи, превращения материальных или иных ценностей в денежные средства для покрытия текущих финансовых обязательств; способность активов превращаться в деньги быстро и легко, сохраняя фиксированной свою номинальную стоимость.  
· Не сводится только к получению прибыли. Это может быть обеспечение конкретной стратегической задачи (оборонной, энергетической, транспортной, социальной и т.д.).    

Существует множество классификаций кризисов. В частности, за рубежом широко используется классификация кризисов на внезапные (Sudden) кризисы и тлеющие (Smoldering) кризисы[1].Причем, на долю внезапных кризисовприходится 29% всех кризисов организаций в мире, а на долю тлеющих - 71%.[2]

Внезапный кризис - непредвиденное и внезапное нарушение экономической деятельности организации.

Внезапные кризисы можно подразделить на два подтипа:

1. кризис непрерывности (бесперебойности)деятельности организации из-за катастрофы или несчастного случая;

2. кризис репутации (доверия, огласки), под которым понимаетсянеожиданное негативное событие (серия событий), вызывающее интенсивное и нежелательное обсуждение в обществе, наносящее ущерб репутации организации, приводящее к нарушению ее нормального функционирования, уменьшению прибыльности или конкурентоспособности организации.

Этим двум видам внезапных кризисов соответствуют два самостоятельных типа антикризисного управления (см. рис. 2.1.)

Вид внезапного кризиса   Тип антикризисного управления
Кризис непрерывности (бесперебойности)деятельности организации
 
  глава 2. кризис: сущность, виды и основные причины возникновения - student2.ru

Антикризисное управление в целях восстановления после катастрофы и в целях сохранения непрерывности деятельности организации
Кризис репутации (доверия, огласки)
 
  глава 2. кризис: сущность, виды и основные причины возникновения - student2.ru

Антикризисный PR (антикризисные общественные связи)

Рис. 2.1. Внезапные кризисы и типы антикризисного управления

Тлеющий кризис – это проблема, скрыто существовавшая и развивавшаяся в организации, но о которой вплоть до момента ее выявления не было известно ни внутри организации, ни вне нее, и которая может привести к превышающим всякие ожидаемые размеры расходам, убыткам и прочим угрозам[3].

К основным причинам тлеющих кризисов относятся:

· нарушения установленных государством норм безопасности (пожарной, санитарной, экологической и пр.);

· неудовлетворенность потребителей качеством товаров и услуг, ценами;

· расследования со стороны государственных или местных органов власти (фискальных, надзорных, контрольных и др.);

· саботаж или шантаж угрозой огласки/исков со стороны недовольных /уволенных сотрудников;

· наличие серьезных внутренних проблем, которые скрывались от заинтересованных лиц, акционеров, потребителей, инвесторов.

Развитие тлеющего кризиса, как правило, является длительным процессом, состоящим из несколько этапов.

Первый этап, именуемый кризисом стратегии, характеризуется неэффективностью выбранной менеджерами стратегии функционирования организации или отсутствием стратегии вообще. Причинами стратегического кризиса являются неверные управленческие решения в основной деятельности, в выборе клиентов, в определении ключевых факторов успеха.

Структурный кризис выражается в неадекватности структуры организации параметрам внешней экономической среды и является следствием принятия неверных стратегических решений.

Нерешенность проблем структурного кризиса незамедлительно приводит к денежному кризису (кризису рентабельности), при котором стратегические и структурные просчеты способствуют падению прибыли. Именно на этой стадии руководство обычно пытается реализовать программу краткосрочных действий с целью решения или сокрытия проблем.

Если отмеченные выше меры оказываются безуспешными, то возникает кризис ликвидности. Краткосрочные действия менеджмента не решают фундаментальных проблем и приводят к недостатку денежных средств.

Если в ходе развития кризиса не принималось никаких антикризисных мер, то это неизбежно приводит к следующей стадии – несостоятельности.Именно на этой стадии применяются принудительные процедуры законодательства о несостоятельности (банкротстве).

Для самооценки главы 2:

· ответить на вопросы:

1. Каковы причины возникновения кризисов?

2. Какие существуют классификации кризисов?

3. Как проявляется кризис на уровне организации?

4. Что такое риск?

5. Каковы социально-экономические последствия кризисов?

6. Какую роль играет человеческий фактор при кризисных ситуациях?

· выполнить задание:

Выберите правильный ответ

1. В настоящее время под кризисом понимается:

а) период переходного состояния;

б) острая, нестабильная ситуация, имеющая только негативные последствия;

в) критическая ситуация, связанная не только с разрушением, но и с обновлением, развитием.

2. Риск в узком смысле слова это:

а) поддающаяся измерению вероятность понести убытки или упустить выгоду;

б) нанесение материального ущерба;

в) возможность появления обстоятельств, обусловливающих: невозможность получения ожидаемых результатов от реализации поставленной цели.

3. Характерными признаками риска не являются:

а) относится к будущему;

б) угроза негативных последствий (последствия разных рисков могут варьироваться от ничтожных до катастрофических);

в) всегда неопределенен; точно предсказать момент наступления риска невозможно;

г) невозможна количественная оценка.

4. Прагматический метод типизации кризисов предполагает:

а) продвижение от практики к теории;

б) изучение теории и выработку практических рекомендаций;

в) исследование только теоретических аспектов кризисов.

Наши рекомендации