Проверка технического состояния АТС (рулевое управление)

4.1 Цель работы: изучить условия проведения проверки технического состояния рулевого управления и методики проверки в дорожных условиях автомобиля на исправность рулевого управления.

4.2 Теоретическая часть

4.2.1 Нормативные требования к рулевому управлению

Требования к элементам рулевого управления ТС регламентируются Правилами ЕЭК ООН № 79. Этот документ содержит в основном конструктивные требования к данным элементам. Основные эксплуатационные требования, согласно которым и проводится проверка технического состояния рулевого управления, изложены в СТБ 1641-2006 [6].

Суммарный люфт в рулевом управлении – это угол поворота рулевого колеса от положения, соответствующего началу поворота управляемых колес в одну сторону, до положения, соответствующего началу их поворота в противоположную сторону.

Суммарный люфт в рулевом управлении в регламентированных условиях испытаний не должен превышать предельных значений, установленных изготовителем в эксплуатационной документации, а при отсутствии таких данных не должен превышать: 10º для легковых автомобилей и созданных на их базе агрегатов грузовых автомобилей и автобусов; 20º для автобусов; 25º для грузовых автомобилей.

Начало поворота управляемого колеса – это угол поворота управляемого колеса на (0,06±0,01)º, измеряемый от положения прямолинейного движения.

При проверке суммарного люфта должны выдерживаться следующие предварительные условия:

· шины управляемых колес должны быть чистыми и сухими;

· управляемые колеса должны находиться в нейтральном положении на сухой ровной горизонтальной асфальто- или цементобетонной поверхности;

· испытания автомобилей, оборудованных усилителем рулевого привода, проводятся при работающем двигателе.

Значение суммарного люфта в рулевом управлении определяют по углу поворота рулевого колеса между двумя зафиксированными положениями начала поворота управляемых колес в результате двух или более измерений.

Натяжение ремня привода насоса усилителя рулевого управления и уровень рабочей жидкости в бачке должны соответствовать требованиям, установленным изготовителем ТС в эксплуатационной документации.

При органолептической проверке рулевого управления проверяется выполнение следующих нормативных требований:

· вращение рулевого колеса должно происходить без рывков и заеданий во всем диапазоне угла его поворота, неработоспособность усилителя рулевого управления (при его наличии на ТС) не допускается;

· самопроизвольный поворот рулевого колеса от нейтрального положения при неподвижном состоянии ТС с усилителем рулевого управления и работающем двигателе не допускается;

· максимальный поворот рулевого колеса должен ограничиваться только устройствами, предусмотренными конструкцией ТС;

· не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов рулевого управления относительно друг друга или опорной поверхности не допускаются; резьбовые соединения должны быть затянуты и зафиксированы способом, предусмотренным изготовителем ТС;

· применение в рулевом механизме и рулевом приводе деталей со следами остаточной деформации, трещинами и другими дефектами не допускается.

Взаимные перемещения деталей рулевого привода, крепление картера рулевого механизма и рычагов поворотных цапф определяются поворачиванием рулевого колеса относительно нейтрального положения на 40…60º в каждую сторону, а также приложением непосредственно к деталям рулевого привода знакопеременной силы.

4.3 Порядок выполнения работы

4.3.1 Проверка изменения усилия рулевого колеса:

1. Установить автомобиль на ровную площадку;

2. Повернуть рулевое колесо поочередно в каждую сторону на максимальный угол. При этом изменение усилия должно быть плавным во всем диапазоне угла поворота. А максимальный угол поворота рулевого колеса должен ограничиваться только устройствами, предусмотренными конструкцией АТС

Технические условия: Проверку производить при работающем двигателе на неподвижном АТС).

4.3.2 Проверка суммарного люфта рулевого управления [7]:

1. Привести управляемые колеса в положение, примерно соответствующее прямолинейному движению.

2. Установить позади рулевого колеса специальный шаблон (транспортир).

3. Повернуть рулевое колесо до положения, соответствующего началу поворота управляемых колес в одну сторону, а затем – в другую сторону до положения, соответствующего началу поворота управляемых колес в противоположную сторону. При этом измерить угол между указанными крайними положениями, который и является суммарным люфтом в рулевом управлении. Сравнить его с нормативным.

Технические условия:

1. Проверку производить на неподвижном АТС. Если АТС оборудовано усилителем рулевого управления, то двигатель должен работать.

2. Допускается максимальная погрешность измерений суммарного люфта не более 1°.

4.3.3 Проверка взаимных перемещений деталей рулевого привода

1. Приложить к рулевому колесу знакопеременные силы в направлении оси рулевого вала и в плоскости рулевого колеса перпендикулярно к колонке, а также знакопеременные моменты сил в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, проходящих через ось рулевой колонки. При этом осевое перемещение рулевого колеса и качание рулевой колонки в плоскостях, проходящих через ее ось, не допускается.

2. Повернуть рулевое колесо относительно нейтрального положения на 40–60° в каждую сторону. Одновременно с этим проконтролировать взаимные перемещения деталей рулевого привода, крепление картера рулевого механизма и рычагов поворотных цапф.

Приложить знакопеременную силу непосредственно к деталям рулевого привода.

При этом не допускается подвижность картера рулевого механизма, деталей рулевого привода относительно друг друга или относительно опорной поверхности. Также не допускается люфт в соединениях рычагов поворотных цапф и шарнирах рулевых тяг.

Технические условия:

Проверку производить органолептически на неподвижном АТС при неработающем двигателе.

4.3 Порядок выполнения работы и составления отчета

4.3.1. Наименование и цель работы;

4.3.2. Описание приборов используемых при проведения проверки технического состояния рулевого управления

4.3.3. Результаты измерений сравниваются с нормативными по ГОСТ 51-709-2001* и заносятся в таблицу 4.1.

4.3.4. Выводы по проделанной работе.

Таблица 4.1 – Испытания рулевого управления

Требования к рулевому управлению Результаты
Марка транспортного средства  
Самопроизвольный поворот рулевого колеса с усилителем  
Суммарный люфт (согласно ГОСТ 51-709-2001*)  
Максимальный угол поворота  
Проверка взаимодействий передних деталей рулевого привода  
Наличие рывков и заеданий при вращении рулевого колеса  

4.4 Контрольные вопросы

4.4.1 Перечислите основные технические требования, предъявляемые к рулевому управлению.

4.4.2 Какой метод проверки технического состояния АТС использовался в данной работе?

4.4.3 Перечислите приборы и способы проведения проверки технического состояния рулевого управления.

Практическая работа № 5

Наши рекомендации