Гуманистическая функция и нравственные основы науки
Призвание науки — действовать во благо человека. В этом состоит её гуманистическая функция. Новейшие научные достижения широко вторгаются в нашу жизнь. На основе научных разработок создаются и внедряются в массовое производство новые материалы, технические изобретения. При этом очень важно заранее определить, насколько они безопасны для людей, какое влияние могут оказать на наше здоровье.
В последнее время в молекулярной биологии выполнены эксперименты, свидетельствующие о возможности размножения живых организмов путём клонирования. Клон (от греч. klon— ветвь,побег) — генетически однородное потомство растения или животного, получаемое путём бесполого размножения (например, потомство одной клетки). Учёные изучают возможность использования этой технологии не только для воспроизводства особо ценных сельскохозяйственных растений и животных, но и для клонирования человека. Однако отсутствуют надёжные доказательства безопасности клонирования человека для физического и психического здоровья потомства. Неясны и социальные последствия клонирования людей.
В своё время выдвигалась идея улучшения природы человека чисто биологическими методами. Такие методы широко используются при разведении сельскохозяйственных животных, однако надо ещё доказать, что их допустимо использовать в отношении людей.
В связи с успехами экспериментов по пересадке сердца и других человеческих органов с особой остротой встал вопрос об определении момента смерти их донора. Этот и другие подобные вопросы имеют не только медицинский, но и нравственный аспект.
А. Д. Сахаров (1921 — 1989) |
Задача гуманизации науки неизбежно обращает нас к вопросу о нравственных основаниях научной деятельности. Выдающийся физик и общественный деятель А. Д. Сахаров писал: «Учёный
8.3ак.1537.
прежде всего — человек. И поэтому мораль, нравственны! ценности важней всего — и в личной, и в общественно! жизни, и в научной работе».
От учёного, как и от учителя, требуется бескомпромисс ная преданность истине. Поиск истины не может осущест вляться вне связи с моральными принципами и нормами Ещё в 40-х годах XX в. оформилась определённая систем* правил, действующих внутри научного сообщества и полу чившая название этики науки.
С точки зрения видного американского социолога Р. Мертона, нормы науки группируются вокруг четырёх основополагающих ценностей.
Первая из них — универсализм, или убеждение в том, что изучаемые наукой природные явления повсюду протекают одинаково. Поэтому истинность научных выводов должна оцениваться по одним и тем же правилам, которые не зависят от возраста, пола, расы, авторитета, титулов и званий тех, кто формулирует эти выводы. Требование универсализма предполагает, в частности, что результаты авторитетного учёного должны подвергаться столь же строгой проверке и критике, как и результаты его молодых коллег.
Вторая ценность — общность, смысл которой в том, что научное знание должно свободно становиться общим достоянием. Тот, кто его впервые получил, не вправе монопольно владеть им, хотя и имеет право претендовать на достойную оценку коллегами его вклада в науку.
Третья ценность — незаинтересованность. Она предполагает, что первичным стимулом деятельности учёного является бескорыстный поиск истины, свободный от соображений личной выгоды — завоевания славы, получения денежного вознаграждения и т. д. Признание и вознаграждение должны рассматриваться как возможные следствия научных достижений, а не как цель, во имя которой проводятся исследования.
Четвёртая ценность — организованный скептицизм. Это означает, что каждый учёный несёт ответственность за оценку доброкачественности того, что сделано его коллегами, и за то, чтобы эта оценка стала достоянием гласности. Учёный, опиравшийся в своей работе на данные, заимствованные из работ коллег, не освобождается от ответственности за ошибки, обусловленные тем, что он не проверил точность используемых данных. Из этого требования следует, что в науке нельзя слепо доверяться авторитету предшественников, сколь бы высок он ни был. Равно необходимы как уважение к тому, что сделали предшественники, так и критическое отношение к результатам их исследований. Более того, учёный должен не только настойчиво отстаивать свои научные убеждения, но и иметь мужество отказаться от этих убеждений, если будет обнаружена их ошибочность.
Садако Сасаки, девочка Памятник Садако Сасаки
из Хиросимы (Япония)
С проблемой нравственных оснований науки тесно переплетена проблема ответственности учёного перед обществом. Одними из первых с ней столкнулись физики-ядерщики. В августе 1945 г. на японские города Хиросима
и Нагасаки были сброшены американские атомные бомбы, в создании которых главную роль сыграли именно учёные. Случилось так, что открытие нестабильности в мире атомов совпало с одним из самых нестабильных периодов в истории человечества — Второй мировой войной. Когда учёным стало ясно, какой громадной силой обладает атомное оружие, многие из них обратились с призывом отказаться от его применения в военных целях. Однако военные и политики не были склонны принимать в расчёт мнение учёных. Высочайшие достижения научной мысли были обращены против человечества. Вследствие гонки вооружений под угрозой оказалось само существование человечества.
Развитие биотехнологий и нанотехнологий, генной инженерии, испытание новых сильнодействующих лекарственных препаратов на животных и человеке показывают, что последствия научных исследований в ряде случаев могут быть непредсказуемыми. В современных условиях особое значение приобретают активные действия учёных, направленные на предотвращение возможных негативных последствий практического использования научных достижений.
Вопросы и задания
1.Охарактеризуйте основные общественные функции морали. 2. На примере конкретных художественных произведений покажите, как в них отражён поиск человеком смысла жизни, подлинных ценностей, борьба добра и зла, столкновение влечения и долга. 3. Какие нравственные ценности закреплены в религии? 4. Каковы основные этические нормы науки? 5. Почему в современном мире остро стоит задача гуманизации науки?
Практикум
1. В современном мире существуют различные модели обучения. Так, американский профессор А. Эллиас, директор школьных программ университета Сиэтл Пасифик (штат Вашингтон, США), разработал модель обучения, основанную на концентрации знаний. Она предполагает глубокое изучение
академических дисциплин: естественных, гуманитарных, общественных и математики. Каждый предмет преподаётся последовательно в течение всего курса обучения в школе.
Иной способ учёбы предлагают Дж. Брунер и Дж. Шваб: каждый ученик сам как бы становится учёным или писателем и таким образом активно вовлекается в учебный процесс.
Какой из названых подходов кажется вам более приемлемым? Обоснуйте свой выбор. Какие другие способы приобретения знаний в процессе учёбы известны вам?
2. Д. Болз, профессор, директор школы, консультант по
учебным программам г. Венечи (штат Вашингтон, США),
считает:
«Если учитель знает нужды учеников, если он использует их сильные стороны либо старается помочь им преодолеть слабые, процесс обучения изменится коренным образом. Во-первых, ученик добивается больших успехов, когда использует сильные качества, во-вторых, ему помогают ликвидировать свои недостатки без чувства стыда и огорчения. Ученики становятся более уверенными и компетентными». Согласны ли вы с точкой зрения Д. Болза? Какие ещё факторы, на ваш взгляд, влияют на успешность процесса обучения?
3. Доказывая ненаучность астрологии, немецкий фило
соф XX в. К. Поппер отмечал: пророчества астрологов не
определённы; их трудно проверить; многие пророчества не
сбывались; астрологи используют неубедительный способ
объяснения своих неудач (предсказание индивидуального
будущего — сложная задача; взаимное расположение звёзд
и планет постоянно меняется; астрологические таблицы
раньше были несовершенны).
Какие критерии различения научного и ненаучного знания использует здесь К. Поппер? Какие ещё критерии вы могли бы назвать? Проанализируйте с позиций этих критериев следующие суждения:
• «У каждого человека есть своя аура».
• «Каждый человек обладает определённым набором генов — носителей информации».
• «Все люди стремятся к материальному достатку».
4. Сопоставьте два взгляда на функции искусства.
С. П. Дягилев: «Для меня совершенно непонятно требование общественного служения от искусства на почве установленных для него предписаний... Великая сила искусства заключается именно в том, что оно самоценно, самополезно и главное — свободно».
В. И. Ленин: «Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких народных масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их».
Какая из приведённых точек зрения, на ваш взгляд, в большей степени отвечает современному пониманию назначения искусства?
5. Недавно один зарубежный исследователь выдвинул
новую гипотезу появления СПИДа. Согласно ей заражение
людей вирусом иммунодефицита, содержащимся в крови
шимпанзе, произошло в начале 1950-х гг. в ходе использо
вания вакцины против полиомиелита, приготовленной на
основе крови этих обезьян. Учёный утверждал, что массовые
прививки этой вакцины были проведены именно в тех райо
нах Африки, которые в дальнейшем стали первыми очагами
неизвестной доселе смертельно опасной инфекции.
Следовало ли, по вашему мнению, запретить поиски такой вакцины против полиомиелита, учитывая возможные негативные последствия этих исследований? Если гипотеза подтвердится, подлежат ли, на ваш взгляд, ответственности люди, которые создавали вакцину?
6. Проанализируйте текст и постарайтесь определить,
всё ли сказанное в нём правильно.
«В структуре научного знания выделяют два уровня — эмпирический и теоретический.
Эмпирическое знание накапливается только путём наблюдений. Наблюдая какой-либо объект, человек может установить его объективные характеристики, свойства. Так, многолетние наблюдения за Венерой позволили установить наличие на ней плотного слоя атмосферы. Близок к наблюдению эксперимент, но он уже не даёт строгого знания, потому что человек здесь вмешивается в естество изучаемого
предмета: помещает в несвойственную ему среду, испытывает в экстремальных условиях и т. д. Таким образом, получаемое в ходе эксперимента знание лишь отчасти можно считать истинным, объективным.
На теоретическом уровне наука ещё дальше уходит от действительности. Здесь используются понятия, за которыми нет никаких реальных объектов: «абсолютно твёрдое тело», «идеальный газ», «материальная точка».
Поэтому факты оспорить трудно, а теории опровергаются легко. Например, в физике только на протяжении XX в. сменилось несколько десятков теорий, объясняющих фундаментальные свойства мира. При этом каждая последующая теория полностью опровергала предыдущую».
Выпишите в одну колонку высказанные здесь суждения, с которыми можно согласиться, а в другую — спорные или даже ошибочные утверждения. Обоснуйте свой выбор.
7. Познакомьтесь с размышлениями Б. Л. Пастернака об истоках творчества.
«Ни у какой истинной книги нет первой страницы. Как лесной шум, она зарождается бог весть где, и растёт, и катится, будя заповедные дебри, и вдруг, в самый тёмный, ошеломительный и панический миг, заговаривает всеми вершинами сразу, докатившись».
Как вы понимаете приведённое высказывание?
Документы и материалы
1. В лекциях по истории философии Гегель говорил: «Созданное каждым поколением в области науки и духовной деятельности есть наследие, рост которого является результатом сближения всех предшествующих поколений, святилище, в котором все человеческие поколения благодарно и радостно поместили бы всё то, что им помогло пройти жизненный путь, что они обрели в глубинах природы и духа. Это наследование есть одновременно и получение наследства, и вступление во владение этим наследством. Оно является душой каждого последующего поколения, его духовной субстанцией, ставшей чем-то привычным, его
принципами, предрассудками и богатствами; и вместе с тем это полученное наследство низводится получившим его поколением на степень подлежащего материала, видоизменяемого духом. Полученное таким образом изменяется, и обработанный материал именно потому, что он подвергается обработке, обогащается и вместе с тем сохраняется».
Почему приобщение к культурному наследию предшествующих поколений философ сравнивает с получением наследства и с вступлением во владение этим наследством? В чём, на ваш взгляд, состоит различие между получением такого наследства и вступлением во владение им?
2. Известный физик М. Борн в книге «Моя жизнь и взгляды» рассуждает об ответственности учёного. Он пишет:
«Даже самому бесстрастному учёному не чуждо человеческое: он хочет быть правым, желает убедиться, что интуиция не обманывает его, надеется добиться известности и успеха. Эти надежды стимулируют его труд так же, как и жажда знания.
Макс Борн 1882—1970) |
Сегодня вера в возможность чёткого отделения объективного знания от процесса его поисков разрушена самой наукой. В реальной науке и её этике произошли изменения, которые делают невозможным сохранение старого идеала служения знанию ради него самого, идеала, в который верило моё поколение. Мы были убеждены, что он никогда не может обернуться злом, поскольку поиск истины есть добро само по себе. Это был прекрасный сон, от которого нас пробудили мировые события. Даже тот, кто погрузился в эту спячку глубже, чем другие, очнулся в августе 1945 г. от взрывов первых атомных бомб, сброшенных на японские города. С тех пор мы поняли, что результаты нашей работы полностью связывают нас с жизнью людей, с экономикой и политикой, с борьбой за господство между государствами и что поэтому на нас лежит огромная ответственность». 216
Какие изменения произошли в прошлом столетии в этике науки? Что означает на деле ответственность учёного за свои открытия, их применение?
3. Познакомьтесь с фрагментом из эссе академика Д. С. Лихачёва «Заметки о русском».
Д. С. Лихачёв (1906—1999) |
«До известных пределов утраты в природе восстановимы... Иначе обстоит дело с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определённой эпохой, с определёнными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно.
«Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается со всепрогрессирующей скоростью. Техника, которая сама является продуктом культуры, служит иногда в большей мере умерщвлению культуры, чем продлению её жизни. Бульдозеры, экскаваторы, строительные краны, управляемые людьми бездумными, неосведомлёнными, уничтожают и то, что в земле ещё не открыто, и то, что над землёй, — уже служившее людям. Даже сами реставраторы... становятся иногда в большей мере разрушителями, чем охранителями памятников прошлого. Уничтожают памятники и градостроители, особенно если они не имеют чётких и полных исторических знаний. На земле становится тесно для памятников культуры не потому, что земли мало, а потому, что строителей притягивают к себе старые места, обжитые и оттого кажущиеся особенно красивыми и заманчивыми для градостроителей...
Чтобы сохранить памятники культуры, необходимые для «нравственной оседлости» людей, мало только платонической любви к своей стране, любовь должна быть действенной».
Объясните, почему невосстановимы утраты памятников культуры. Как вы понимаете выражение учёного «нравственная оседлость»? Какие памятники культуры нуждаются, на ваш взгляд, в особой защите?
4. Прочитайте текст «Сверкающая кисть» о творчестве Карла Павловича Брюллова.
«Ни один из европейских художни
ков в XIX в. не знал такого грандиоз
ного триумфа, какой выпал на долю
молодого русского художника Карла
Брюллова, когда в середине 1833 г.
он открыл для зрителей двери своей
мастерской с только что законченной
картиной «Последний день Помпеи».
Подобно Байрону, он имел право ска
зать о себе, что в одно прекрасное утро
проснулся знаменитым.
К. П. Брюллов Рисовать Брюллов научился рань-
(1799—1852) ше, чем ходить. Очень болезненный,
он до пяти лет лежал в постели и рисовал грифелем на доске. С пяти лет началось серьёзное обучение под руководством отца. Семья Брюлловых дала России талантливых художников, архитекторов, скульпторов, мастеров резьбы по дереву. Из поколения в поколение передавались в семье традиции трудолюбия. Мальчику было 9 лет, когда его приняли в Академию художеств. Он закончил Академию с золотой медалью и был направлен для продолжения художественного образования в Италию. Там была задумана и написана картина, ставшая главным произведением в творчестве художника.
Зрелище Помпеи ошеломило Брюллова. Он бродил по улицам раскопанного мёртвого города и старался представить страшный день 24 августа 79 года нашей эры... Чёрный мрак опустился на город. Молнии разрывают тьму. Грохочет вулкан. Кричат люди. Трещат и рушатся здания. Падают статуи богов... Здесь, на улицах древней Помпеи, рождался замысел картины. Слепая стихия отнимает жизнь у людей, но в самых страшных испытаниях настоящий человек преодолевает страх и сохраняет достоинство, честь, гуманность. Обе эти мысли легли в основу картины. Но чтобы претворить замысел в жизнь, художнику предстояло решить множество задач. Он читает исторические ма-218
териалы, делает зарисовки испуганных лошадей, изучает рисунки античных пряжек на женской одежде. Он, словно актёр, превращается то в старика, то в его сына, то в главу семейства, спасающего семью. Он приводит натурщиков и требует он них невозможного — почувствовать ужас, страх и одновременно готовность проявить мужество ради спасения других людей.
Брюллов писал картину не щадя сил. Несколько раз он падал у холста, теряя сознание от переутомления. Окончив картину, он остался недоволен ею. По его расчёту, фигуры должны выходить из холста, а на полотне они не имели той рельефности, которую он хотел им придать. «Целые две недели, — говорил Брюллов, — я каждый день ходил в мастерскую, чтобы понять, где мой расчёт был неверен. Наконец мне показалось, что свет от молнии на мостовой был слишком слаб. Я осветил камни около ног воина, и воин выскочил из картины. Тогда я осветил всю мостовую и увидел, что картина моя была окончена».
Художник словно вырвал из истории трагический день. Но не ужас составляет основное настроение картины. Люди на его полотне прекрасны, они самоотверженны и не теряют духа перед лицом катастрофы. В эти страшные минуты они думают не о себе, а о своих близких. Мы видим двух сыновей, несущих на плечах старого отца; мы видим юношу, умоляющего мать подняться, мужчину, стремящегося преградить путь камням и уберечь от гибели жену и детей. Мы видим мать, в последний раз обнимающую своих дочерей. Брюллов изобразил и себя с ящиком красок и кистей на голове среди жителей Помпеи. При этом он проявляет зоркую наблюдательность художника — в блесках молний он отчётливо видит совершенные в своей пластической красоте человеческие фигуры. «У Брюллова является человек для того, чтобы показать всю красоту свою», — писал о картине Гоголь. Красота превращается у него в мужественную силу, противопоставленную губительным стихиям природы.
Выставки картины в Риме и Милане превратились в событие. Восторженные толпы носили художника на руках — при свете факелов, под звуки музыки. Ему устраивали
овации в театре, его приветствовали на улице. Посмотреть картину приехал старый больной Вальтер Скотт. Его привезли в мастерскую Брюллова и усадили в кресло перед полотном. «Это не картина, это целая эпопея», — с восторгом повторял великий романист».
Чем, на ваш взгляд, можно объяснить небывалый успех картины «Последний день Помпеи»? К каким размышлениям побуждает картина? Объясните смысл названия текста «Сверкающая кисть». Подготовьте рассказ о жизни и творчестве Карла Брюллова.
5. Современная классификация видов искусства сложилась не сразу. В Древней Греции почитались и были персонажами мифов девять муз: Клио — муза истории, Евтерпа — муза поэзии и музыки, Талия — муза комедии, Мельпомена — муза трагедии, Терпсихора — муза танца, Каллиопа — муза эпоса, Полигимния — муза гимнов, Урания — муза астрономии, Эрато — муза любовной лирики. В Средние века в состав «свободных искусств», помимо поэзии и музыки, входили астрономия, риторика, математика, философия. А скульптура, живопись, архитектура включались в состав ремёсел. Если рассматривать динамику развития искусства на большом историческом пространстве, то мы обнаружим, что время от времени происходит изменение в соотношении видов искусства — то один, то другой занимает доминирующее положение. Например, живопись и скульптура в эпоху Возрождения, литература — в эпоху Просвещения.
В основу современной типологии искусства положены три критерия. В соответствии с первым критерием искусства делятся на пространственные (изобразительные искусства, архитектура, декоративно-прикладные), где образ не изменяется во времени, временные (литература, музыка) и пространственно-временные (кино, театр, танец), где образ существует во времени и в пространстве.
Второй критерий — механизм восприятия. В соответствии с этим выделяют зрительные искусства (изобразительные, архитектура, декоративно-прикладные), зрительно-слуховые (кино, театр, танец) и слуховые (музыка). Литература в этой классификации занимает особое место. 220
Третий критерий исходит из языка искусства. Тогда виды группируются следующим образом: литература, где образ рождается только посредством слова; изобразительные искусства, музыка, танец, архитектура, декоративно-прикладные, которые пользуются особым для каждого из них языком искусства, но не словом; третья группа, в которой сочетаются слово и другие языки, — кино, театр, вокальная музыка.
Границы между искусствами подвижны, часто различные виды переплетены или сочетаются. Например, музыкальный театр — это вокал, танец, литература (либретто), театральная живопись. В таких случаях говорят о полифоническом языке искусств.
И, наконец, в некоторых случаях говорят о синтезе искусств, в частности, когда речь идёт о храмовом действе. Синтез храмового действа вовлекает в свой круг изобразительное искусство, вокальное, поэзию, драматургию. Всё, что связано с храмом — и внешняя, архитектурная форма, и внутреннее убранство, и действо, — подчинено единой цели — достижению катарсиса, душевного очищения.
Синтез искусств оказался возможен именно потому, что в основе каждого из них — человеческое переживание, выраженное разными языками — словом, цветом, звуком или формой. Поэтому часто художник описывает одни виды искусств через другие.
Какой из приведённых выше критериев классификации искусства вам кажется самым убедительным и интересным? Поясните свой выбор.
6. Познакомьтесь с рассуждениями известного русского философа П. А. Флоренского.
П. А. Флоренский (1882—1937) |
«...Наши философы стремятся быть не столько умными, как мудрыми, не столько мыслителями, как мудрецами. Русский ли характер, исторические ли условия влияли тут — не берусь решать. Но несомненно, что философии «головной» у нас не повезло.
Стародумовское «ум, коли он только ум, — сущая безделица» находит отклик, кажется, во всяком русском.
Философия каждого народа по глубочайшей своей сущности есть раскрытие веры народа, из этой веры исходит и к этой же вере устремляется. Если возможна русская философия, то только — как философия веры православной.
Что я делал всю жизнь? Рассматривал мир как единое целое, как единую картину и реальность, но в каждый момент или, точнее, на каждом этапе своей жизни, под определённым углом зрения. Я просматривал мировые соотношения на разрезе мира по определённому направлению, в определённой плоскости и старался понять строение мира по этому, на данном этапе меня занимающему признаку. Плоскости разреза менялись, но одна не отменяла другой, а лишь обогащала. Отсюда непрестанная диалектичность мышления (смена плоскости рассмотрения), при постоянстве установки на мир как целое.
Русская вера сложилась из взаимодействия трёх сил: греческой веры, принесённой нам монахами и священниками Византии, славянского язычества, которое встретило эту новую веру, и русского народного характера, который по-своему принял византийское православие и переработал его в своём духе».
Что в приведённых рассуждениях побуждает к дискуссии? Как понимает их автор задачи философии?
7. Академик Н. Н. Моисеев пишет:
«Новая цивилизация должна начаться с
новых научных знаний и с новых обра
зовательных программ. Люди должны
воспринимать себя не господами, а ча
стью природы. Новые моральные прин
ципы должны войти в кровь и плоть
Человека. Для этого необходимо иметь
не только специальное, но и гуманитар
ное образование. Я убеждён, что XXI в.
будет веком гуманитарного знания, по-
Н. Н. Моисеев добно тому, как XIX в. был веком пара
(1917—2000) и инженерных наук».
Согласны ли вы с тем, что без гуманитарных знаний невозможно достижение согласованного развития человечества и природы? Свой ответ аргументируйте.
8. Познакомьтесь с отрывком из работы академика В. И. Вернадского «Научная мысль как планетарное мышление»
(1937—1938).
В. И. Вернадский (1863—1945) |
«Есть одно коренное явление, которое определяет научную мысль и отличает научные результаты... от утверждений философии и религии, — это общеобязательность и бесспорность правильно сделанных научных выводов, научных утверждений, понятий, заключений. Научные, логически правильно сделанные действия имеют такую силу только потому, что наука имеет своё определенное строение и что в ней существует область фактов и обобщений, научных, научно установленных фактов и эмпирически полученных обобщений, которые по своей
сути не могут быть реально оспариваемыми. Такие факты и такие обобщения, если и создаются временами философией, религией, жизненным опытом или социальным здравым смыслом и традицией, не могут быть ими, как таковые, доказаны... Проявление личности, столь характерное и яркое для философских, религиозных и художественных построений, отходит резко на второй план...»
Можно ли утверждать на основании приведённого фрагмента, что наиболее доказательным учёный считает эмпирический уровень науки? Какова в таком случае познавательная роль научной теории? Свой ответ аргументируйте. Разделяете ли вы мнение В. И. Вернадского о том, что личность в науке отходит на второй план? Разъясните свою позицию.
9. Современный итальянский философ Э. Агацци особенности человека характеризует так:
«Философы очень часто пытались описать специфику человека. Они обычно видели её в разуме: «разумное существо» или «разумное животное» — таковы классические определения человека.
В других характеристиках делали ударение на различных аспектах: человек как «политическое животное», творец истории, носитель языка, способный к выражению религиозных чувств...
Не отрицаю, что все эти аспекты всё еще требуют философского анализа для их более полного понимания, но мне кажется, что лучше предложить «инструментально» более ясный способ выявления специфики человека... Эту специфическую черту можно в общем выразить заявлением, что каждое человеческое действие необходимо сопровождается представлением о том, каким ему «следует быть»...
Мастер, создающий инструмент, уже знает, каким он «должен быть», и обычно он признаёт, что его инструмент несовершенен в сравнении с тем, каким он «должен быть» соответственно представлению о нём, т. е. с тем, что можно назвать «идеальной моделью»...
Когда деятельность человека не направлена на создание конкретного специфического результата, тогда «должно быть», «совершенный, идеальный способ» более относится к характеру выполнения действий. Таковы говорение, писание, танец, рисование, аргументирование. Такие виды деятельности оцениваются по их исполнению (в этих случаях оценки выражают словами «хорошо» или «плохо»)».
В чём видит Э. Агацци специфику человека? Относятся ли его слова к нравственному идеалу?
10. Познакомьтесь с примером абсолютной истины (т. е. истины, которая не может быть опровергнута и не нуждается в уточнении), который использовали в своих произведениях Э. Энгельс, а затем В. И. Ленин, — «Наполеон умер 5 мая 1821 года», а затем с критикой этого примера А. А. Богдановым. В статье «Вера и наука», написанной им в качестве полемического ответа на книгу В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», А. А. Богданов пытался доказать относительность этой истины и выдвигал следующие аргументы: а) летосчисление ведётся по григорианскому календарю, который отставал к 1821 г. от астрономического на 13,5 часа; б) смерть зафиксирована по прекращению дыхания и сердцебиения, их считают признаками смерти в результате своеобразной договорённости, достигнутой в медицинском
мире (возможно, в будущем смерть будут устанавливать по другим признакам); в) понятие «Наполеон» относительно — физиологически и психически человеческое «я» на протяжении жизни несколько раз обновляется; умирающий Наполеон, по сути, был уже не тем, каким он был, например, в сражении под Аустерлицем.
Какие аргументы А. А. Богданова представляются вам убедительными? С чем из его рассуждений, на ваш взгляд, нельзя согласиться? Можно ли утверждать, что абсолютная истина — это не столько часть относительной истины, сколько тот идеал, к которому стремится познание?
11. Видный белорусский учёный-физик А. Н. Рубинов (р. 1939) пишет:
«Качественное высшее образование без науки невозможно. Если преподавание не включает в себя научное творчество преподавателей и студентов, то оно превращается в начётничество, в простое пересказывание учебников. Поэтому высшая школа должна обязательно содержать в себе науку, и именно тут место фундаментальным исследованиям».
«Как же определить фундаментальную и прикладную науку и где проходит между ними водораздел? Эволюцию научного знания в любой области можно разбить на две стадии: первая стадия — накопление знаний до такого уровня, пока они ещё не могут быть положены в основу практической деятельности. Вторая стадия — дальнейшее углубление знаний и умений, приобретённых на первой стадии, для их непосредственно практического использования».
«Фундаментальная наука имеет поисковый, разведывательный характер. Она является источником новых идей, определяющих направления научно-технического развития в мире. Но на этой стадии исследований наука ещё не производит материальных благ и не приносит прибыли. То есть фундаментальная наука не может сама себя финансировать и является полностью затратной».
«В отличие от фундаментальной прикладная наука носит более локальный характер, она призвана иметь своим конечным результатом рыночный продукт. Если фундаментальные
исследования проводятся в режиме свободного поиска, то прикладные исследования и разработки регламентируются более жёстко, они должны быть встроены в единую систему, направленную на достижение конечной цели — получение прибыли от реализации проводимых разработок. Прикладная наука без практической реализации — это пустая трата времени, имитация научно-технического прогресса».
«В прежние времена научное сообщество чётко отделяло истинные научные завоевания от фантастики и халтуры. Сегодня же волна необузданной свободы подняла авантюристов от науки на поверхность. Научные критерии и строгость доказательств стали необязательными и отошли на второй план. На первый вышло стремление удивить и поразить публику любой ценой».
«Духовно богатый человек — это тот, кто создал для общества что-то для него нужное. Именно за это его ценят, почитают, именно в этом состоит его духовная привлекательность. Можно однозначно утверждать, что единственным источником духовных ценностей и духовного роста человека и общества в целом является именно созидательный труд — фундаментальная черта, которая отличает человека и человечество от остальной природы... Духовный мир рождается прежде всего в сфере созидания, там, где создаются новые машины, разрабатываются и воплощаются новые технологии, выращивается урожай, где лечат людей, организовывают жизнь общества и государства. Литература и искусство лишь обобщает эти ценности, представляя их в концентрированной форме».
«Если душа не дана нам свыше и в неё заранее не заложены моральные и духовные ценности, то откуда же они берутся? Естественно, что приципы морали, систему духовных ценностей вырабатывает само общество в своём развитии. Известные заповеди «не убий», «не укради» и т. п. на самом деле являются формулировкой некоторых общих правил поведения человека, без которых общество не сможет существовать. Они выработаны веками и находят отражение не только в религии, но и в любых других нормах и принципах поведения народов разных стран... Отношение к детям, старикам, животному и растительному
миру, отношения между мужчиной и женщиной, семейные устои — всё это вырабатывалось исторически, исходя из потребностей общества, его стремления к самосохранению и укреплению».
Используя эти высказывания, охарактеризуйте взаимосвязь между фундаментальной и прикладной наукой, а также между образованием, наукой, религией, искусством, нравственностью.
Урок обобщения
1. Продолжите следующие фразы:
• «О мире физических явлений я знаю...»;
• «Я знаю, как использовать...»;
• «О мире живых существ я знаю...»;
• «О мире людей я знаю...»;
• «Я знаю, как применить...».
Разделите приведённые высказывания на две группы:
• знания о предметах, процессах, явлениях, свойствах, связях;
• знания о способах и правилах деятельности.
Можно ли отнести высказывание «Я знаю, откуда берётся само знание» к одной из названных групп? Поясните своё мнение.
2. Проанализируйте следующие утверждения о незна
нии:
• «Человечество не знает письменности»;
• «Люди не знают полезных свойств злаковых растений»;