Внутренняя политика СССР середины 1960-х – начала 1980-х годов

Тезис о преимуществах социализма активно эксплуатировался пропагандой с первых лет советской власти. В работах Ленина социализм представал как строй, в отличии от капитализма, способный на стадии зрелости «обеспечить полное благосостояние и свободное всестороннее развитие всех членов общества». Официальной целью социалистического производства провозглашалось благо каждого человека. Однако на практике ленинская трактовка целей экономического развития страны оставалась теоретическим идеалом, а не практической задачей.

Страх перед «реставрацией капитализма» заставил большевистское руководство уже в 1919 году формировать военную промышленность как обособленную отрасль народного хозяйства, которая должна была «производить внутри Республики все без исключения предметы вооружения и снабжения армии. При этом все военное производство должно было базироваться исключительно на отечественном сырье». Уже в годы ускоренной индустриализации промышленное производство было сориентировано в основном на самовоспроизводство и обслуживание ВПК. Перекос в сторону военного производства негативно сказался на уровне жизни населения, повлек за собой хроническую несбалансированность спроса и предложения товаров и услуг, дефицит потребительских благ.

Развитие тяжелой индустрии и милитаризация экономики привели к тому, что социальная сфера финансировалась по остаточному принципу. Все довоенные годы строилось крайне мало жилья. Города не справлялись с притоком новых жителей, продолжала обостряться жилищная проблема. Хотя с 1928 по 1965-е годы номинальная зарплата выросла более чем в 15 раз, она не превышала уровня минимальной обеспеченности – соответственно и уровень потребления продуктов питания оставался крайне низким.

В 1952 году молока и молочных продуктов в СССР потреблялось почти в 2 раза меньше чем в США; мяса, рыбы и сахара – почти в 3 раза; фруктов – в 5 раз; зато потребление хлеба и картофеля было выше почти в 4 раза.

На рубеже 1950-х – 1960-х годов были допущены серьезные просчеты в аграрной политике и экономике. С 1963 года правительство было вынуждено на регулярные закупки зерна за границей.

После смерти Сталина, чтобы поддержать статус коммунистической партии в условиях десталиназации, укрепить собственную власть, доказать преимущества социализма в мирном соревновании с капитализмом наиболее наглядным путем – через уровень жизни, Н.С. Хрущев был поставлен перед необходимостью социальной ориентации экономики.

Справедливо считая, что «гонка вооружений… тяжелым бременем ложится на плечи народов», Хрущев выступал за сокращение финансирования ВПК, за постоянный контроль над военными. «Разумный подход к обороне» выразился в признании на XX Съезде КПСС (1956 год) принципиальной возможности предотвращения войн, а также сохранения высокой боеготовности вооруженных сил не за счет численности, а через повышение их качества.

Чтобы направить дополнительные средства на повышение жизненного уровня населения и заодно пополнить промышленные предприятия, стройки и колхозы работниками, численность вооруженных сил была сокращена с 5,4 млн.человек в 1953 году до 3 млн. в 1961 году.

В рамках этого сокращения в 1955 – 1958 годах были ликвидированы военные базы в Финляндии и Китае, уменьшены группы войск в Венгрии, ГДР и Польше. В связи с берлинским кризисом 1961 года с августа того же года вновь начался рост численности армии.

То же произошло и с переброской средств из военной промышленности в гражданскую сферу. Сокращение численности вооруженных сил в 1955 – 1958 годах позволило уменьшить удельный вес расходов Министерства обороны в государственном бюджете с 31,2% в 1953 году до 11% в 1960 году. Однако в августе 1961 года расходы на оборону вновь были повышены. Тем не менее за этот период правительству удалось снизить налоги с низкодоходных групп населения, более чем на треть повысить минимальную зарплату в государственном секторе.

В результате частичной демилитаризации экономики удалось совершить рывок в жилищном строительстве: темпы строительства жилья в 1961 - 1962 годах оказались наивысшими в Европе. Решение жилищной проблемы стало главным в социально-экономической политике Хрущева.

После вынужденной отставки Н.С. Хрущева (октябрь 1964 года) оборона вновь стала официальным приоритетом страны. Поскольку СССР значительно отставал от США в области стратегических вооружений брежневское руководство форсировало ядерную и ракетную программы. В рамках достижения военно-стратегического паритета также была принята 20-летняя программа развернутого строительства океанского флота, создавались группировка морских сил для противодействия США и НАТО. Все больше финансовых и материально-технических ресурсов направлялось в ВПК.

Экономика 1960 – 1970-х годов по-прежнему была замкнутой и не включенной в мировую экономическую систему. Попытки реформировать ее, внести нечто новое носили поверхностный характер. И все же предпринимались попытки структурных перестроек экономики, ее усовершенствования. Оно началось в марте 1965 года с реформ в аграрном секторе. Перераспределение национального дохода в пользу села, списывались долги, повышались закупочные цены, проводилась комплексная механизация, химизация и мелиорация земель.

Переломным моментом в осуществлении экономической реформы стал сентябрьский пленум ЦК 1965 года. Предприятия и объединения переводились на хозрасчет. Вводилась оптовая торговля продукцией производства. Оптовые цены приближались к розничным.

Теперь предприятия сами могли планировать свои показатели роста производительности труда, снижение себестоимости, устанавливали величину средней заработной платы своим рабочим и служащим. Руководители предприятий получили возможность распоряжаться полученной прибылью и использовать ее для переоснащения своего предприятия новой техникой, а так же направлять полученные средства на повышение заработной платы. Выдавались кредиты для финансирования промышленного строительства, не допускалось изменение планов без согласования с предприятием.

Были созданы единые Госплан, Госснаб и Госкомцен СССР.

Реформирование промышленности заключалось в основном в перестройке структуры топливного комплекса. Если раньше в топливной промышленности чаще использовался уголь, то теперь все шире стали применять нефть и газ. В 1960-е годы добыча нефти и газа значительно выросла, но особенно много стали добывать нефти.

По многим показателям восьмая пятилетка (1965 – 1970 гг.) стала лучшей из всех за послевоенные годы, объем производства вырос в 1,5 раза, построено 1900 крупных предприятий.

Экономика страны по-прежнему держалась на добыче, а затем продаже западным державам сырья, хотя СССР и был на первом месте в мире по производству стали, чугуна и железной руды. В 1970-е годы приток «нефтедолларов» сглаживал провалы в экономическом развитии. Это позволило оставить в неприкосновенности систему директивного планирования. В дальнейшем падение спроса на природное топливо привело к падению цен на нефть и газ, что ударило по советской экономике. Темпы роста упали в 3 раза, к началу 1980-х годов экономика страны находилась в критической состоянии.

Во всех странах мира на рубеже 1970-1980-х годов проходил новый этап научно-технической революции НТР), связанный с широким внедрением в промышленность и быт микроэлектронной техники, Советский Союз отставал в развитии новых технологий от США и европейских стран, а также Японии и Южной Корее.

Вместо технического перевооружения предприятий новейшей технологией министерства предпочитали вводить новые предприятия-гиганты, объединяющие производственные мощности с научными предприятиями (НПО), надеясь слить в этом процессе науку с производством. Однако этого добиться не удалось.

В то время как предприятия ряда стран использовали новейшие технологии, на многих производствах Советского Союза преобладал ручной и малоквалифицированный труд. Лишь некоторые заводы (ВАЗ, КАМАЗ) соответствовали мировым стандартам, но построены они были специалистами из Западной Европы и оснащены импортным оборудованием.

В 1970-е годы наиболее современные высокотехнологичные производства работали главным образом по военным заказам, лучшие предприятия входили в состав ВПК, который оказывал серьезное влияние на внешнюю и внутреннюю политику страны.

По оценкам экспертов, на долю оборонного комплекса СССР к началу 1980-х годов приходилось 20 – 25% валового национального продукта (в США – 6,5%), а производство военной техники превышало 60% общего объема продукции машиностроения. Военная экономика разоряла страну.

В советской оборонной промышленности были задействованы в 2-3 раза больше работников, чем в США (соответственно 5-8млн. и 2,2млн.человек).чрезмерная военная нагрузка на народное хозяйство сдерживала развитие гражданского сектора экономики.

К этому времени в индустриальных странах основным производителем и потребителем наукоемких отраслей стали не военные, а гражданские отрасли. В Японии до половины промышленного производства приходилось на электронику, что обеспечивало самые высокие в мире качество техники и производительность труда. А информационные технологии гражданских отраслей успешно применялись и в решении оборонных задач.

Неспособность СССР конкурировать на мировых рынках по большинству параметров новейших технологий и капитальных вложений негативно отражались и на

ВПК.

Наши рекомендации