Понятие и виды источников конституционного права Российской Федерации
Понятие конституционного права как отрасли права: предмет, структура (система), институты. Место отрасли конституционного права в системе российского права.
Конституционное право как отрасль права – совокупность общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством, регулирующих общественные отношения, относящиеся к предмету данной отрасли.
Предмет отрасли – те общественные отношения, которые подвергаются правовому воздействию. Зависит от уровня развития общества и существующих политико-правовых ценностей ( в самодержавной России – гос.власть, в советский период – расширяется на основе идей полновластия народа, но на первом месте всё равно политическая власть.)
Содержание предмета конст.права составляется из наиболее значимых для общества и государства отношений по поводу достижения важнейших интересов. Особенность содержания предмета конст.права состоит в том, что в него входят отношения по обеспечению баланса в отношениях общества, государства и личности.
Такие отношения отличаются:
- значимостью – в них отражены устои общества, организация гос.вл, принципы взаимоотношений гос.и личности
-объемом регулирования – охватывают все основные сферы общественного и гос.строительства
-уникальными объектами регулирования – политическая власть и свобода личности
Предмет конституционного права есть совокупность следующих групп общественных отношений по:
- установлению и регулированию общих границ свободы и ответственности м/у обществом, государством и личностью
- установлению принадлежности гос.власти, форм народовластия, суверенитета
- установлению основ правового положения личности
- установлению принципов и форм гос.устройства, разграничению предметов ведения и полномочий м/у уровнями гос.власти
- установлению основных принципов организации системы органов гос.власти и мсу
Три подхода к предмету конст.права:
1) На первый план в предмете выносятся отношения по защите прав и свобод человека – Баглай
2) Устройство и организация гос.власти – Лазарев
3) Перечень отношений, который соответствует структуре и логике Конституции – Авакьян
Предмет конституционного регулирования может расширяться – так, федеральное законодательство относит природные ресурсы к федеральной собственности, хотя ч.2 ст. 9 Конст. устанавливает частную, гос.и муниципальную формы собственности на природные ресурсы
Метод правового регулирования – совокупность приемов и способов упорядочения общественных отношений.
Основные методы конституционного права:
1) Предписание – основные характеристики гос.власти, устройство гос-ва, полномочия органов
2) Запрет – «не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию»
3) Дозволение (выбор субъектами одного из вариантов поведения) – гл. 2 Конст, «каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию»
Метод императивных предписаний является доминирующим (Кутафин), метод диспозитивного регулирования (дозволения) широко используется в принципах политического, идеологического многообразия. Выделяется также метод общих предписаний – в нормах КП установлены общие правовые конструкции, конкретизирующиеся в др.отраслях права.
Структура отрасли КП – состоит из подотраслей и институтов.
Институт – группа норм, регулирующих определенный вид общественных отношений (основы конституционного строя, гражданство, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство)
Подотрасли – группа норм права, которая регулирует большую однородную часть общественных отношений (избирательное право)
Место КП в системе права
КП – база российской системы права, закрепляющая исходные начала общественного и гос.строя, включая общие принципы права, выступающие стержнями иных отраслей.
Роль КП:
- устанавливает исходные положения для иных отраслей
-создает систему основных критериев формирования отраслей права (напр, иерархичность системы права)
- развитие конституционных норм оказывает значение на изменение норм др.отраслей – согл.Постановлению КС арест, заключение и содержание под стражей допускается только по судебному решению, и эту норму нельзя изменить нормой о достаточности санкции прокурора в уголовном праве
Понятие и виды источников конституционного права Российской Федерации.
Источник права – способ закрепления и существования норм права, внешняя форма выражения гос.воли, в которой правила поведения доводятся до общества/граждан и признаются общеобязательными и обеспеченными принудительной силой государства.
Основным видом источника в российском праве является НПА. Также используется правовой договор, соглашение, правовой обычай, мб решения КС РФ
Важнейший источник КП –закон.
Закон – это принятый и изданный в установленном порядке акт представительного (законодательного) органа РФ или субъекта РФ, который содержит правовые нормы, регулирующие наиболее важные общ.отношения, и обладает высшей юр.силой на соответствующей территории.
Виды законов как источники КП:
1)Законы учредительного характера – устанавливают базовые принципы и институты.
- Конституция – основной источник. Однако в тексте Конституции не содержится такой формулировки, как основной закон государства
- конституции и уставы субъектов – устанавливают систему и полномочия гос.власти в субъектах
2) ФЗ
- законы РФ о поправках к Конституции – принимаются в порядке, предусмотренном для ФКЗ, однако согл.Постановлению КС относятся к особому виду законов, т.к. круг субъектов наделенных правом внесения поправок (ст. 134 - Президент, ГД, СФ, Правительство, законодательные (предст) органы субъектов, группа не менее 1/5 членов СФ или депутатов ГД), отличается от круга субъектов права законодательной инициативы (ст. 104 - Президент, СФ, члены СФ, депутаты ГД, Правительство, законодательные (предст) органы субъектов, КС, ВС – по вопросам ведения)
- ФКЗ – принимаются по вопросам, прямо предусмотренным в Конституции ( изменение статуса субъектов – ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта РФ», статус гос.символов – есть отдельные ФКЗ по каждому, ЧП, военное положение порядок назначения референдума, статус Уполномоченного по правам человека, деятельность Правительства, судебная система – по всем перечисленным имеются ФКЗ, порядок созыва Конституционного собрания – нет). До недавнего времени мы полагали, что существуют только те федеральные конституционные законы, которые названы в самой Конституции. Однако принятие в 2009 г. Федерального конституционного закона о Дисциплинарном судебном присутствии опрокинуло наши представления
ФКЗ принимаются если они одобрены большинством не менее 3/4 от общего числа членов СФ и не менее 2/3 от общего числа депутатов ГД
- ФЗ
- законы РСФСР и СССР, которые не отменены и не противоречат действующему законодательству
3) законы субъектов РФ
Иные источники (кроме законов):
1)федеральные
- указы и распоряжения Президента
-постановления палат ФС
-постановления и распоряжения Правительства
2)региональные – постановления представительных органов субъектов, указы высших должностных лиц, постановления высших органов исполнительной власти)
3) муниципальные – нпа представительных и исполнительных органов мсу
К источникам также относятся:
1)Регламенты палат ФС и представительных органов суб., регламент Правительства, КС, высших исполнительных органов суб. Так, норма Конституции, закрепляющая право законодательной инициативы, осуществляется только через нормы Регламента ГД
2) Декларации – прямо не регулируют общ.отношения, но на основе декларируемых ими конструкций учреждаются новые институты. Декларация о гос.суверенитете
3) Внутригосударственные договоры и соглашения – Федеративный договор от 31 марта 1992. Также договоры м/у органами гос.власти и орг.гос.власти суб., соглашения – м/у фоив и оив субъекта по вопросам передачи части полномочий
4) общепризнанные принципы и нормы межд.права и мужд.договоры – являются составной частью правовой системы согласно Конституции.
Общепризнанные – т.е. дб признаны большинством цивилизованных стран (Статут ООН) и признаны РФ в определенной правовой форме.
Чтобы не было конфликта м/у международным договором и нормами Конституции, установлен механизм конституционного контроля над соответствием межд.договоров Конституции, кот.осуществляет КС до вступления в силу межд.дог.
5)Решения КС, ВС.
Две позиции:
- решения КС по вопросам толкования норм Конституции и о соответствии фед.и регион.зак-ва Конст. являются источниками, тк вносят уточнения и корректируют право
- КС не создает нормы права. После решения КС норма либо исключается, либо появляется понимание нормы. Не КС, а законодатель корректирует закон в соотв.с решением КС.
6) конституционно-правовой обычай – порядок принятия присяги
Акты ЦИК