Материальные и формальные источники права
Источник права - это форма, в которой выражается юридически обязательное правило поведения и которая придает этому правилу качество правовой нормы (например, конституция, федеральный конституционный закон, федеральный закон, подзаконные акты, к которым относятся указ, постановление или распоряжение компетентного органа государства, и т.д.). Термин "источники права" обычно принято употреблять в двух значениях - материальном и формальном.
Материальные источники права - Источником права в материальном смысле являются развивающиеся общественные отношения, те или иные материальные или духовные факторы, природа человека, природа вещей, божественный или человеческий разум, воля бога или законодателя и т.д. К ним относятся способ производства материальной жизни, материальные условия жизни общества, система экономико-хозяйственных связей, формы собственности как конечная причина возникновения и действия права.
Формальные источники права - являются юридической категорией и составляют предмет изучения юридических наук, в том числе международного права.
следующие формы (источники) права:
1. Нормативный правовой акт (законы и подзаконные акты). Для нормативных правовых актов характерны следующие признаки:
1) они исходят только от государственных органов, специально на то уполномоченных;
2) существует особый порядок их принятия;
3) используется писаная форма и оформление в специальном виде;
4) иерархическая подчиненность, основанная на различной юридической силе отдельных актов;
5) содержание нормативных правовых актов составляют нормы права;
2.Судебный прецедент - это общее официальное правило, которое устанавливается судьей при решении конкретного дела. В том случае, когда он обнаруживает, что из всех действующих правовых норм ни одна из них не подходит к данному случаю. Это общее правило становится обязательным, частью действующего права, которое подлежит применению судами, равными по статусу данному суду, а также всеми нижестоящими судами.
3. Правовой обычай - это придание официальной юридической силы действующему в обществе простому, неправовому обычаю, путем использования его для решения конкретного дела в правоприменительном государственном органе.
4. Принцип права - основополагающая идея права (справедливость, народовластие, презумпция невиновности, причиненный вред должен быть возмещен и т.д.). Принципы права используются при решении конкретных дел в случае, если невозможно найти подходящих правовых норм для данного случая.
5. Правовая доктрина - это система взглядов, представлений о праве, о его принципах, изложенная признанными авторитетами в области юриспруденции. Правовая доктрина - это теоретические положения, научные теории юридического характера, в которых формулируются важнейшие принципы, юридические категории, понятия, воззрения юристов-ученых.
6. Нормативный договор - соглашение между сторонами направленное на установление официальных юридических правил. Договоры нормативного содержания - это соглашения между субъектами, которые добровольно закрепляют взаимные права и обязанности и обязуются их соблюдать.
7. Деловое обыкновение - это правило, которое складывается в процессе делового обмена, оно связано с торгово-деловыми отношениями. В отличие от правового обычая, деловое обыкновение не имеет глубоких корней в опыте человеческого бытия. Как правило, это признаваемая в данный момент наиболее оптимальная модель поведения в торговом обороте.
46. Характеристика основных форм (источников) права
4. Нормативно-правовой акт– это акт правотворчества, в котором содержатся нормы права. Это официально юридический документ, изданный гос-вом, содержащий нормы права, имеющий общеобязательный характер и подкрепленный принудительной силой гос-ва. Устанавливается компетентными органами, содержит в себе юридическую норму и предназначен для урегулирования общественных отношений в определённой сфере. Среди современных источников права нормативно-правовой акт занимает ведущее место. Он объединяет в себе общеобязательные правила поведения, которые создаются и охраняются гос-вом.
а) Конституция (основной закон);б) Законы – акт правотворчества принятый представит. законодат. органом гос.власти, либо путем непосредственного волеизъявления народа (референдум) в особом порядке, имеющий высшую юр.силу и регулирующий наиболее важное обществ. отношение;в) Подзаконный нормативный акт – обладает меньшей юр.силой, чем закон (приказы, положения, инструкции федер.ведомств).г) Нормативные решения органов исполнит. власти. В отличие от других источников права, нормативные акты наиболее полно и оперативно отражают изменяющиеся потребности общественного развития, обеспечивают необходимую стабильность и эффективность правового регулирования. 47. Нормативно-правовой акт как источник праваНормативно-правовой акт – это акт правотворчества, в котором содержатся нормы права. Это официально юридический документ, изданный гос-вом, содержащий нормы права, имеющий общеобязательный характер и подкрепленный принудительной силой гос-ва.
Нормативно-правовой акт - изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Виды:
1. По субъектам законотворчества:
а) Акты непосредственного народного волеизъявления (референдум).
б) Акты государственных органов.
в) Санкционированные гос-вом акты общественных организаций;
г) Акты органа самоуправления;
по издавшему их органу: акты парламента, правительства, министерства, муниц. органа и т.д.
2. По срокам действия:
а) Неопределённо - длительного воздействия.
б) Временные.
3. По сфере действия:
а) Общефедеральные.
б) Акты административно территориальных единиц.
в) Акты органов местного самоуправления.
г) Локальные акты.
4. По отрасли права:
а) Конституционному, б) Административному,
в) Гражданскому, г) Уголовному и т.д.
5. По юридической силе: Все нормативно-правовые акты подразделяются на два вида или группы: законы и подзаконные акты. Основанием их классификации при этом выступает юридическая сила, определяемая положением органа, издавшего тот или иной нормативный акт в общей системе правотворческих государственных органов, его компетенцией и, соответственно, характером самих издаваемых
В отличие от других источников права, нормативные акты наиболее полно и оперативно отражают изменяющиеся потребности общественного развития, обеспечивают необходимую стабильность и эффективность правового регулирования.
Признаки:
а) Имеет письменную форму;
б) Имеет атрибуты: (наименование акта, название издавшего его органа, дату принятия, номер, подпись соответств. должн.лица и т.д.(реквизиты));
в) Обладает определенной юр.силой в зависимости от принявшего его органа и места акта в сис-ме НПА;
г) имеет внутреннюю структуру (разделы, главы, статьи);
д) Имеет определенный предмет регулирования;
е) Действует в течение определенного срока (указывается в акте, либо бессрочно до отмены);
ж) Охватывает своим действием конкретную территорию (вся страна, ее часть, отдельное учреждение,..);
з) Входит в единую иерархию НПА, взаимосвязан с др. НПА;
и) Содержит правила поведения общего характера, общеобязателен для всех, кому он адресован;
к) Подкреплен возможностью гос.принуждения в случае нарушения его предписаний;
л) Принимается в специальном порядке;