Культура в годы Великой Отечественной войны и послевоенное десятилетие

В годы Великой Отечественной войны наша культура понесла огромные потери. Всего было уничтожено свыше 82 тысяч школ, около 2 тысяч высших и средних специальных учебных заведений, более 60 научно-исследовательских институтов, 44 тысячи Дворцов культуры и библиотек, украдено 180 миллионов книг, утрачено 564 тысячи художественных произведений, разграблено 430 музеев. Были осквернены и разграблены дома-музеи Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, А.С. Пушкина в Михайловском, И.С. Тургенева в Спасском-Лутовинове, П.И. Чайковского в Клину.

В результате боевых действий и бомбардировок пострадали древние русские города Новгород, Псков, Смоленск, Ржев, Вязьма, Киев. Громадный ущерб был нанесен Ленинграду. В Сталинграде было разрушено 85% жилого фонда. Более 80% жилых, общественных и производственных зданий было уничтожено гитлеровцами в Минске. Больших средств потребовало проведение эвакуации и реэвакуации культурных ценностей. Многие культурные потери восполнить было невозможно. Безвозвратно утраченными для отечественной культуры оказались фрески 12 века в Софийском соборе в Новгороде, уничтоженные фашистами, рукописи П.И. Чайковского, погибли в Сталинграде картины И.Е. Репина, В.А. Серова, И.И. Шишкина, И.К. Айвазовского. Невосполнимы были и людские потери. Гитлеровцы проводили целенаправленную политику по уничтожению населения. Все это сказалось на развитии культуры после войны.

Наука и техника

С первых дней Великой Отечественной войны на службу победе, защите Родины были поставлены все достижения отечественной науки и техники. В 1943 году фронт получил новейшие самолеты ИЛ-5, ЯК-9, ТУ-2, созданные выдающимися конструкторами С.А. Лавочкиным, А.Н. Туполевым, С.В. Илюшиным, Н.Н. Поликарповым, А.Н. Микояном, А.С. Яковлевым и другими. Инженерно-технический персонал танковой промышленности совместно с конструкторами Ж.Я. Котиным, С.Н. Махониным, А.А. Морозовым и другими создали новые модели танков, превосходившие аналогичную технику противника.

Конструкторы В.А. Дегтярев, Ф.В. Токарев, П.Я. Горюнов и другие совершенствовали и создали новые образцы стрелкового автоматического оружия. Ученые И.В. Курчатов и А.П. Александров разработали новый метод зашиты кораблей от мин.

Художественная культура. Литература

В годы Великой Отечественной войны искусство стало идейным оружием борьбы советского народа с фашистскими захватчиками. Многие писатели, поэты, художники ушли сражаться на фронт, в партизанские отряды и народное ополчение. Военными корреспондентами работали М.А. Шолохов, А.Т. Твардовский, К.М. Симонов, Н.С. Тихонов, А.А. Фадеев. 10 писателей были удостоены звания Героя Советского Союза. В годы войны были опубликованы быстро ставшие популярными повести М.А. Шолохова "Наука ненависти" и главы его романа "Они сражались за Родину", поэма А.Т. Твардовского "Василий Теркин", стихи Н.С. Тихонова, К.М. Симонова, О.Ф. Берггольц, А.А. Суркова, М.В. Исаковского и другие. В это тяжелое для страны время советская драматургия создала подлинные шедевры театрального искусства. Речь идет о пьесах Л.М. Леонова "Нашествие", К.М. Симонова "Русские люди", Е.Е. Корнейчука "Фронт" . Для культурного обслуживания фронтовиков создавались бригады артистов, даже специальные фронтовые театры.

Киноискусство

В области кино особое внимание уделялось производству киножурналов документальных фильмов. Кинодокументалисты наиболее оперативно откликались на события. Всего за годы войны советские кинематографисты создали почти 400 журналов и 34 полнометражные картины, среди которых "Секретарь райкома" И.А. Пырьева, "Два бойца" Л.Д. Лукова, "Она защищает Родину" Ф.М. Эрмлера.

Музыка

В годы войны было создано одно из самых великих музыкальных произведений 20 века - седьмая симфония Д.Д. Шостаковича. Шостакович начал писать седьмую симфонию спустя месяц после начала Великой Отечественной войны и продолжал работу в осажденном фашистами Ленинграде. Победоносный финал симфонии был завершен в декабре, когда фашисты стояли на подступах к Москве. "Моему родному городу Ленинграду, нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе посвящаю эту симфонию" - таков был эпиграф к этому произведению.

Одним из ведущих жанров в музыке во время войны стала лирическая песня. "Землянка", "Вечер на рейде", "Соловьи", "Темная ночь" и другие песни военных лет вошли в золотой фонд советской песенной классики. Подлинным гимном народной войны стала песня В.И. Лебедева-Кумача и А.В. Александрова "Священная война".

Графика и живопись

Как и в годы революции, первое место в графике военных лет занимал плакат. Прослеживаются два этапа в его развитии. Первые два года войны плакат имел драматическое, даже трагическое звучание. Очень популярны были плакаты М.И. Тоидзе "Родина-мать зовет" (1941) и В.Г. Корецкого "Воин Красной Армии, спаси!" (1942). На первом изображена аллегорическая женская фигура на фоне штыков, держащая в руках текст военной присяги. На плакате Корецкого изображена женщина, в ужасе прижимающая к себе ребенка, на которого направлен штык со свастикой. На втором этапе, после перелома в ходе войны, меняется настроение и образ плаката; он проникнут оптимизмом, народным юмором. Л.А. Голованов в плакате "Дойдем до Берлина!" (1944) создает образ героя, близкий Василию Теркину. С первых дней войны по примеру "Окон РОСТа" начинают выходить "Окна ТАСС". Из мастеров старшего поколения в "Окнах ТАСС" сотрудничали М.М. Черемных, Б.Н. Ефимов, Кукрыниксы союз трех художников, М.В. Куприянова, П.Н. Крылова, Н.А. Соколова. Кукрыниксы много работали и в журнально-газетной карикатуре. Весь мир обошла их знаменитая карикатура "Потеряла я колечко..." (а в колечке 22 дивизии) - на разгром немцев под Сталинградом (1943).

В живописи военных лет в первую очередь развивается жанр портрета. Создавались как предельно скромные, так и парадные, даже патетические портреты, как, например, портрет маршала Г.К. Жукова работы П.Д. Корина (1945). В этом жанре в годы войны много работает П.П. Кончаловский. Он создает жизнелюбивые оптимистические характеры в своей обычной декоративной, насыщенной цветом манере. Особой значительностью, монументальностью образа отличаются написанные в годы войны М.С. Сарьяном портреты интеллигенции (академика И.А. Орбели, 1943; композитора А.И. Хачатуряна, 1944; писательницы М.С. Шагинян, 1944 и других).

В 1941 - 1945 гг. развиваются и бытовой, и пейзажный жанры, но они всегда так или иначе связаны с войной. Выдающееся место в формировании и того, и другого в военные годы принадлежит А.А. Пластову. Оба жанра как бы объединены в картине "Фашист пролетел" (1942). Пронзительная по остроте чувств драма разыгралась в идиллическом русском пейзаже. Здесь оставил свой смертоносный след пролетевший фашистский самолет, расстрелявший мальчика-пастушка и коров, которых он пас. Боль, гневный протест вызывала эта картина у зрителей. В последний год войны Пластов написал прекрасную картину "Жатва" (1945), где он изобразил ничем непримечательный эпизод крестьянской жизни: серьезные и усталые старик и дети обедают у сжатых снопов. Это те, кто остался в тылу и кормил бойцов. Победу Пластов отпраздновал холстом "Сенокос", где он передал праздничность цветущего луга.

В годы войны создаются и почти документальные пейзажи, ставшие со временем историческим жанром. Пример тому - картина К.Ф. Юона "Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года" (1942). Она запечатлела тот памятный день, когда бойцы прямо с заснеженной площади шли в сражение - и погибали. Батальный жанр разрабатывает А.А. Дейнека. Он создает большую панорамную композицию "Оборона Севастополя" (1942). Ясным, четким, напряженно-экспрессивным художественным языком Дейнека создает образ жестокой битвы. Этому художнику принадлежит главная роль в утверждении военного пейзажа, отмеченного острым ощущением времени. В его картине "Окраина Москвы. Ноябрь 1941 г." (1941)изображены пустынные московские улицы со старыми домиками и противотанковыми заграждениями. Художник передает незабываемую атмосферу тех грозных дней, когда враг рвался к Москве и был у ее порога.

В последние годы войны одно из лучших своих живописных произведений создали Кукрыниксы, обратившись к образу древности - Софии Новгородской как символу непобедимости русской земли ("Бегство фашистов из Новгорода", 1944 - 1946). В исторической живописи появляются образы героев славного прошлого нашей Родины, вдохновлявшие советских воинов на борьбу с врагом. П.Д. Корин создает триптих "Александр Невский" (1942-1943), в котором он соединяет исторические воинские мотивы с темами народных сказаний, с образами русской природы. Центральную часть триптиха занимает фигура А.Невского, в рост, в доспехах, с мечом в руке на фоне Волхова, Софийского собора и стяга с изображением "Нерукотворного Спаса". В историческом жанре много работает старейший художник Е.Е. Лансере, создавший серию "Полтавская битва" (1942).

Скульптура

В скульптуре военных лет так же, как и в живописи, приоритетным является портретный жанр. Скульпторы стремятся, прежде всего, запечатлеть образ героя войны, сделать его правдивым. В.И. Мухина выполнила бюсты летчика-полковника И.Л. Хижняка, полковника В.Н. Юсупова, Н.Н. Бурденко. Большую роль сыграли опыты Мухиной с различными современными материалами, такими, как алюминий, цветная медь, стекло. Значительные образы создает С.Д. Лебедева (бюст А.Т. Твардовского, 1943). Портреты героев Советского Союза выполнил Е.Е. Вучетич (портрет генерала И.Д. Черняховского, 1945).

Наши рекомендации