Отсутствие единого стандарта обмена информацией

Разнообразие специальностей и разделов проекта в инфраструктурном проектировании приводит к не менее сложному разнообразию набора программных продуктов. В связи с этим встает вопрос об универсальном обменном формате, который бы позволил связать различные программные решения. Для задач ПГС разработан и успешно внедрен формат IFC, описывающий здание и все внутреннее наполнение. Благодаря этому достигается взаимодействие продуктов без потери геометрии и информации.

На текущий момент формат IFC версии 4 не имеет возможности передать описание дороги, земли, моста и т. п. Тем самым отсутствует универсальный инструмент передачи данных для инфраструктурных проектов. Тем не менее международный альянс buildingSMART ведет работу в этом направлении, и в марте 2016 года было выпущено описание IFCAlignment 1.1, которое представляет трассу и профиль как геометрический элемент линейно-протяженного объекта. IFCAlignment 1.1 был включен в описание IFC 4x1 RC2. Но, к сожалению, IFCAlignment 1.1 поддерживается ограниченным количеством программных комплексов, т. к. только геометрия трассы и профиля не позволяет описать базовые объекты инфраструктурного проектирования.

В ближайшие годы будет выпущено описание формата IFC 5, в состав которого уже войдет IFCBridge – описание мостов, IFCRoad – описание дорог и IFCRail – описание железных дорог. Эти разделы гораздо более сложны, поэтому прогресс в направлении IFC5 довольно медленный.

Из-за отсутствия общего обменного формата процесс взаимодействия между программными продуктами даже одного производителя зачастую затруднен.

Поэтому на текущий момент нет единого решения, через какой формат производить обмен данными как с продуктами Autodesk, так и с другими производителями.

Особенности в рамках формирования BIM-задач

Как описано в разделах 5.3 и 5.4, для формирования плана реализации BIM-проекта необходимо определение BIM-задач и разработка соответствующих BIM-сценариев. Но существующие BIM-сценарии ориентированы на проектирование зданий и сооружений. Даже примерного перечня BIM-сценариев для инфраструктуры не существует. Это потребует от команды разработчиков стандартов и регламентов проведения исследований и разработки перечня BIM-сценариев для своих задач.

5.8 Рекомендации по определению требований к ресурсам BIM-проекта

Требования к ресурсам любого BIM-проекта можно разделить на:

· требования к квалификации сотрудников;

· требования к аппаратно-технической части;

· требования к программной части.

Все вышесказанные требования являются актуальными для любого типа BIM-проектов, но для задач инфраструктурного проектирования есть свои особенности, в частности:

Требования к квалификации сотрудников

5.8.1.1 BIM-Менеджер

Выполнение BIM-проекта невозможно без квалифицированного BIM-менеджера. Существует два основных варианта квалификационных характеристик для BIM-менеджера инфраструктурного проекта.

Вариант 1. Эксперт в AutoCAD Civil 3D:

Это наиболее распространенный вариант. В качестве BIM-менеджера может выступать человек, владеющий AutoCAD Civil 3D на уровне Autodesk Certified Professional и Autodesk Navisworks на профессиональном уровне. Ему также необходимо знать и Autodesk Infraworks® на уровне, достаточном для самостоятельной работы.

Кроме этого, в обязательном порядке необходимы навыки: знание и понимания состава BIM-документации, понимание принципов работы в среде общих данных (CDE), знание стандартов NBIMS-US, PAS1192-2, BS1192:2007. Если у сотрудника отсутствуют такого рода навыки, то этому сотруднику необходимо пройти обучение по курсу BIM-менеджеров. Большинство таких курсов ориентировано на здания и Revit. Рекомендуется определить курсы, где в наибольшей степени будет ознакомление с BIM-процессами и с BIM-документацией, а не с техническими деталями работы в Revit.

Вариант 2. BIM эксперт в области BIM:

Работа с инфраструктурным проектом не означает, что обязательно BIM-менеджер должен быть экспертом в AutoCAD Civil 3D. Участие в проекте возможно и BIM-менеджера с опытом работы в ПГС (Revit). Такой вариант допускается только при наличии в команде по крайней мере одного BIM-координатора, владеющего базовыми продуктами (AutoCAD Civil 3D, Infraworks, AutoCAD® Map 3D®) на уровне близком к Autodesk Certified Professional, для того чтобы BIM-менеджер с помощью технической поддержки BIM-координатора мог осуществлять работу в инфраструктурном проекте.

5.8.1.2 BIM-координатор

Для роли BIM-координатора строго рекомендуется привлечение сотрудников, имеющих экспертное владение базовым продуктом и специализаций. Это могут быть специалисты по AutoCAD Civil 3D для задач проектирования дорог, генплана, инженерных сетей. Кроме этого, необходимо владение Autodesk Navisworks на уровне уверенного пользователя. В ряде случаев, если проект большой, то возможно дробление специализации BIM-координатора на BIM-координатора по сетям и BIM-координатора по дорогам. В любом случае главным для BIM-координатора являются технические навыки в базовом продукте.

Возможно включение в команду BIM-координатора, не имеющего серьезных навыков работы в базовом программном обеспечении, но имеющего компетенции в определенной специализации и желании развиваться в направлении BIM. Например, BIM-координаторов, владеющих Revit и понимающих специфику ИССО, крайне тяжело найти на рынке. Если же в команде будет специалист по мостовым сооружениям, то BIM-координатор/менеджер, владеющий Revit, сможет получать знания в области ИССО, а специалист по мостовым сооружения сможет обучаться Revit и BIM-процессам.

5.8.1.3 Программист

Одним из факторов успеха внедрения BIM является наличие собственного программиста для преодоления технических ограничений программного обеспечения. Программист может быть и привлечен извне, но главными факторами являются:

· знание API интерфейса AutoCAD, AutoCAD Civil 3D, Revit, Navisworks. Для программистов высокого уровня достаточно просто знакомство с принципами API Autodesk;

· знание языков программирования – C# и Java.

Требования к аппаратно-технической части

Кроме базовых рекомендаций Autodesk к аппаратной части при выборе компьютеров для BIM-команды работающими над инфраструктурными проектами стоит учитывать следующие особенности:

5.8.2.1 Общие рекомендации

Рекомендуется устанавливать в качестве системных дисков твердотельный жесткий диск (SSD). Все программное обеспечение Autodesk должно быть расположено на системном диске. Объем диска не менее 128 Гб, рекомендуется 256 Гб и более. Также рекомендуется два монитора на рабочее место.

5.8.2.2 Рекомендации для работы в AutoCAD Civil 3D

Рекомендуется не менее 8 Гб оперативной памяти, 64-разрядная операционная система. Процессор необходимо выбирать среднего/высокого уровня, в зависимости от бюджета. Его влияние на производительность не так серьезно, как, например, SSD жесткого диска.

Влияние же на производительность видеокарты для проектировщиков, работающих в AutoCAD Civil 3D, минимально. Если бюджет требуется сократить, это возможно сделать на видеокарте. В то же время использование встроенной видеокарты не рекомендуется.

5.8.2.3 Рекомендации для работы Infraworks

В данном продукте требования к производительности и к связке процессор – видеокарта гораздо выше, чем для тех, кто работает с AutoCAD Civil 3D. Рекомендуется выбирать максимально высокого уровня игровую видеокарту либо видеокарту профессионального уровня. В остальном также, не менее 8 Гб оперативной памяти и SSD.

5.8.2.4 Рекомендации аппаратно-технической части для BIM-менеджера/координатора

Набор программного обеспечения для этих специалистов гораздо более широкий, чем для проектировщиков, поэтому рекомендуется использовать сбалансированные рабочие станции. Минимально необходимо 16 Гб оперативной памяти, среднего/высокого уровня видеокарту и процессор, SSD.

Требования к сохранности и безопасности данных

При создании информационных моделей должны применяться те же принципы обеспечения сохранности и безопасности данных, что и при разработке проектной или рабочей документации, принятые в конкретной организации.

Если в организации отсутствует политика обеспечения информационной безопасности, ее необходимо разработать. Данную задачу следует поручить подразделению информационных технологий (IT) совместно с BIM-менеджером и ГИПом. Важно понимать, что создаваемая информационная модель является такой же коммерческой тайной, как и бухгалтерская отчетность, вплоть до момента передачи результатов работ заказчику.

В случае привлечения соисполнителей (субподрядных организаций) также необходимо проработать вопрос обеспечения безопасности и сохранности данных. Необходимо согласовать политику безопасности всех участников процесса.

К основным вопросам обеспечения сохранности и безопасности данных относятся:

· информирование команды проекта,

· безопасность каналов связи,

· антивирусная защита,

· распределение прав доступа,

· журнал событий,

· резервное копирование,

· применение электронной подписи (ЭП),

· противодействие методам социальной инженерии.

Рассмотрим все аспекты подробнее.

Наши рекомендации