Путешествии 1 категории сложности

Отчет

О водном туристском

Путешествии 1 категории сложности

по р.Собь (район Полярного Урала)

Совершенном с 21.07 по 08.08.2017 г.

Маршрутная книжка № 11-В-2017

Руководитель группы: Хлебин Р.Ф.

Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что путешествие может быть засчитано участникам и руководителю как поход 4(3) категории сложности.

Отчет использовать: по назначению

Оглавление

СОДЕРЖАНИЕ

1 Справочные сведения о путешествии.

1.1 Сведения о путешествии.

1.2 Заявленная нитка водной части маршрута.

1.3 Паспорт маршрута.

1.4 Состав группы. Данные об участниках.

1.5 Сведения про прохождение маршрута каждым участником.

2. Сведения о районе путешествия.

2.1 Общегеографическая справка о районе путешествия.

2.2. Экологическая характеристика района путешествия.

2.3 Исторический экскурс.

2.4. Характеристика района путешествия (сплава).

3 Общая идея и организация путешествия.

3.1. Идея путешествия.

3.2. Организация путешествия.

4. Техническое описание маршрута.

4.1. Сокращения в тексте отчета.

4.2. Характеристика проходимых рек.

4.3. Описание препятствия водной части маршрута.

4.4. Стоянки верхней части маршрута.

4.5. Аварийные выходы с маршрута.

4.6. Заброски и выбоска с маршрута.

4.7. Определяющие препятствия маршрута.

4.8. Расчет категории сложности похода.

4.9. Запланированный график движения

4.10. Фактический график движения.

4.11. Техническое описание прохождения водной маршрута.

5. Меры безопасности при проведении путешествия.

5.1. Общие меры по обеспечению безопасности.

5.2. Обеспечение безопасности непосредствненно на маршруте.

5.3. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.

5.4. Министерство по Чрезвычайным Ситуациям. Поисково-спасательная служба.

6. Итоги путешествия. Выводы и рекомендации.

6.1. Итоги.

6.2. Выводы.

6.3. Рекомендации.

7. Приложения.

7.1. Сняряжение.

7.2. Еда.

7.3. Состав общественной аптечки.

7.4. Замечания и пожелания.

7.5. Оценка пригодности инвентаря, рекомендации по снаряжению и инвентарю.

7.6. Смета затрат на путешествие.

7.7. Адреса и телефоны государственных организаций.

7.8. Список литературы, туристических отчетов и других источников информации.

7.9. Правила и порядок заброски на р. Кутсайоки.

7.10. Фирмы и частные лица с которыми можно сотрудничать по прибытию и заброске на маршрут и выброске с него.

8. Картографический материал.

9. Фотографии.

Справочные сведения о путешествии

Сведения о путешествии.

Вид туризма:водный

Категория сложности: первая

Средства сплава: надувные байдарки «Налим-220» («Банан») и «Налим-300» («Баклажан»)

Район похода: Полярный Урал (Ямало-Ненецкий автономный округ Российской Федерации, Приуральский район)

Количество участников: 4 человека

Продолжительность маршрута: 19 дней

Сроки проведения: с 21.07.2017 по 08.08.2017 г.

1.2. Заявленная нитка водной части маршрута:

Ст.Полярный Урал (стапель) – устье р.Большая Пайпудына – устье ручья Кузнечиковый – устье ручья Восточный Нырдвоменшор – Харпский порог (2 кс) – устье ручья Енга-ю-шор – устье р.Хараматлоу – р.Хараматлоу (прохождение порогов Гагарина и Титова (2-3 кс) – устье р.Хараматлоу – устье р.Лупанеган – изба Норопол – село Катравож (анти стапель)

Паспорт путешествия

Вид туризма Категория сложности Протяженность активной части похода, км Продолжительность Сроки проведения
Общая Ходовых дней
Водный I 24.07 – 03.08.2017

Состав группы. Данные об участниках.

№ п/п Фамилия, имя, отчество Г/р Опыт участия в походах Обязанности в группе
Хлебин Роман Федорович 1 кс Руководитель, капитан «Налим-220», навигация, финансы
Злотников Юрий Игоревич ПВД Зам. Руководителя, капитан «Налим-300», завснар., ремонтник
Королёва Алина Сергеевна ПВД Матрос «Налим-220», навигация, хронометраж, фото
Алексеева Наталья Юрьевна ПВД Матрос «Налим-300»,завхоз, начпрод, медицина

Сведения о прохождении маршрута каждым учасником.

Порог «Харпский» (2 кс) на водной части маршрута проходися штатными экипажами, без розгрузки байдарок. Пороги Гагарина и Титова не проходились.

Отчёт составил Хлебин Р.Ф., фотографии Королевой А.С.

Сведения о районе путешествия

2.1. Общегеографическая справка о районе путешествия

Рельеф.

Как и все Уральские горы, район Полярного Урала, в основном, сформировался в эпоху Герцинской складчатости 250—300 млн лет назад. С тех пор область покоится на прочном фундаментеЕвразийской плиты и не испытывала значительных поднятий. Длительная эрозия, в том числе, деятельность ледников определила характер рельефа Уральских гор с глубокими, широкими долинами и типично ледниковыми структурами: карами, трогами и т. п. Часть котловин, многие из которых заполнены озёрами, имеют термокарстовое происхождение и связаны с мелким залеганием вечной мерзлоты.

Долина реки Собь делит Полярный Урал на две части, различные по своему геологическому строению. Севернее ширина горного района достигает 125 км, вместе с тем, он более интенсивно рассечён поперечными долинами с высотами перевалов 200—250 метров над уровнем моря. Западный склон более крутой, чем восточный, и более резко спускается к предгорным понижениям. Южнее хребет резко сужается (до 25-30 км), высоты перевалов достигают 500 м, а отдельных вершин почти 1500 м (Пайер — 1499 м, Лемва-Из — 1473 м).

Наиболее высокие горные вершины (с севера на юг)

· Константинов камень — 483 м

· Нгэтенапэ — 1338 м

· Харнаурды-Кеу — 1246 м

· Ханмей — 1333 м

· Пайер — 1499 м.

Климат.

Полярный Урал отличается очень суровым, резко-континентальным климатом. Расположенный на границе действия сибирского антициклона и европейской циклонической деятельности, регион славится своими холодными и вместе с тем исключительно снежными зимами и сильным ветром. Поскольку влажные циклоны обычно надвигаются на горы с запада, на западных склонах обычно выпадает в 2—3 раза больше осадков, чем на восточных. Зимой температура воздуха может опускаться до −55 °C. В ясную, морозную погоду иногда наблюдаетсятемпературная инверсия, когда температура воздуха на равнине оказывается на 5—10 градусов ниже, чем в горах. Весна и осень — короткие, лето также короткое, с неустойчивой погодой. Снег в горах, в основном, сходит к концу июня, а уже в начале сентября выпадает вновь. Несколько дней жаркой погоды (до +30 °C) могут внезапно смениться резким похолоданием, сопровождаемым сильным ветром, обильными дождями и градом.

Гидрография.

По Полярному Уралу проходит линия водораздела между бассейнами рек Печора (Уса) и Обь. Из-за большего количества осадков западные склоны более густо изрезаны речными долинами. Наиболее крупные реки (с севера на юг) — Кара, Уса,Елец. Реки восточного склона — Щучья, Лонготьеган, Сыня.

В центральной части Полярный Урал пересекается глубокой долиной реки Собь .

На Полярном Урале много озёр, большинство из которых сосредоточены в каровых долинах или имеют термокарствое происхождение. Как правило, такие озёра имеют небольшую площадь и — из-за неглубокого залегания вечной мерзлоты — небольшую глубину. Наиболее крупные озёра в северной части района — Большое и Малое Хадата-Юган-Лор, а также Большое иМалое Щучье. Большое Щучье, расположенное в тектонической впадине, имеет беспрецедентную для региона глубину 136 метров.

На водоразделе, в районе станции Полярный Урал находится озеро Перевальное, ручьи из которого со слоыв местнывх жителей в период паводка могут впадать как в Собь, так и в Елец.

Флора и фауна

Растительность Полярного Урала скудная. Таежные леса имеются лишь в южной части, где произрастают: в Зауралье — ель и лиственница, в Предуралье — пихта и береза. В долинах реки Сыня, Войкар и их притоках встречается сухостой. Редкие березовые и лиственные леса можно встретить в северной части района на восточном склоне по долинам рек. Берега рек западного склона — Печоры, Кары и их притоков поросли в основном кустами ивы, полярной березы, травами и цветами. Часто встречаются черника, брусника, морошка, а также грибы. Современная фауна Полярного Урала крайне обеднена. После вымирания и истребления в конце валдайского (вюрмского) оледенения и в начале текущего голоценового потепления практически всех видов крупных животных, единственным сравнительно часто встречающимся животным Полярного Урала остался северный олень. Большинство местных оленей — домашняя форма, составляющая главное богатство местного населения и выбивающая местные пастбища в результате неумеренного разведения и перевыпаса. Дикие северные олени на Полярном Урале сегодня почти истреблены и в недалеком будущем легко могут разделить судьбу овцебыков, бизонов, диких лошадей Черского и сайгаков, некогда массово населявших местные тундры и остепненные участки нагорий вместе с мамонтом и шерстистым носорогом. Сегодня здесь встречаются также зайцы и куропатки. Сохранилось некоторое количество бурых медведей.

Административное деление:

Яма́ло-Не́нецкий автоно́мный о́круг (нен. Ямалы-Ненёцие автономной округ) — субъект Российской Федерации, входящий в состав Тюменской области. Находится в Уральском федеральном округе. Административный центр автономного округа — город Салехард. Граничит с Ненецким автономным округом на северо-западе,Республикой Коми на западе, Ханты-Мансийским автономным округом-Югрой на юге, Красноярским краем на востоке, с севераомывается Карским морем.

Огромная часть территории региона расположена в пределах северной части Западно-Сибирской равнины, и небольшая его часть на западе, по левую сторону реки Обь, проходит через восточные склоны Полярного (Лабытнанги, Обская, Харп, Лаборовая) и Приполярного Урала. С севера округ омываетсяКарским морем. Регион относится к районам Крайнего Севера, и более половины его территории расположено за Полярным кругом.

Округ занимает обширную площадь в 769 250 км², что в полтора раза превышает территорию Франции (547 030 км²) или Испании (504 782 км²).

На территории округа находится полуостров Ямал — самая северная материковая точка округа и находится на 73° северной широты, в 800 км от Северного Полярного круга.

Часовой пояс

Округ находится в часовой зоне Екатеринбургское время. Смещение UTC относительно составляет +5:00. Разница с Москвой, столицей Российской Федерации, составляет 2 часа.

Население

Численность населения округа по данным Росстата составляет 536 049[2] чел. (2017). Плотность населения — 0,70чел./км2 (2017). Городское население — 83,73[24] % (448822). Демографическая ситуация в округе характеризуется устойчивым естественным приростом населения. В 2010 году родилось 8309 человек (коэффициент рождаемости 15,1), умерло 2885 человек (коэффициент смертности 5,3), что превысило показатели прошлого года. В 2009 году родилось 8216 человек (коэффициент рождаемости 15,1), а умерло 2924 человека (коэффициент смертности 5,4). Национальный состав – русские (61.7%), украинцы (9,7%), ненцы (5,9%), татары (5,6%), ханты (1,9%), азербайджанцы (1,8%), башкиры (1,7%), белорусы (1,3%), коми (1%), молдоване (1%), дагестанцы (ногайцы, кумыки, лезгины – 1%), селькпы (0,4%).

Административно-территоприальное деление и города:

В рамках административно-территориального устройства, автономный округ делится на административно-территориальные единицы: 7 городов окружного значения (Салехард, Губкинский,Лабытнанги, Муравленко, Надым[26], Новый Уренгой, Ноябрьск) и 7районов ( Красноселькупский район, Надымский район, Приуральский район, Пуровский район, Тазовский район, Шурышкарский район,Ямальский район).

Путешествие проходило по территории Приуральского района.

Приуральский район

Располагается по левую и правую сторону Оби, главной реки района, наЗападно-Сибирской равнине (правобережье) и на восточных склонах Полярного Урала (левобережье).

Район богат полезными ископаемыми (хромовые руды), которые пока ещё не разрабатываются.

Приуральский район относится к районам Крайнего Севера, полярный круг пересекает его в центральной части, деля почти на две равные половины. Район граничит с Архангельской областью на севере, на западе — с республикой Коми, на юге — с Югрой, на востоке — с Надымским районом. Здесь заканчивает свой путь крупнейшая водная и транспортная артерия Западной Сибири — р. Обь, здесь расположена настоящая кладовая ЯНАО — Полярный Урал. На территории района расположены два административных центра в самостоятельных границах: столица ЯНАО — г. Салехард, и г. Лабытнаги, где берёт начало железнодорожная магистраль, обеспечивающая кратчайший выход округа в европейскую часть страны.

В Приуральском районе насчитывается более 400 рек длиной от 10 км и более 500 км. Особое место занимает Обь — самая большая по площади бассейна в России и одна из четырёх крупнейших по водоносности рек федерации. Реки Приуралья богаты рыбой ценных сиговых пород. 70 % видов сигов, таких как муксун, нельма, чир, сиг-пыжьян добывают на магистрали Оби в районе п. Аксарка. В озёрах водится хариус, голец, карась, таймень.Приуралье — край озер, их насчитывается несколько десятков тысяч. Подавляющее большинство этих водоемов имеют площадь менее 1 км² и лишь 5 — свыше 10 км². Крупнейшими и самым глубоким озером района является оз. Щучье (136 м), которое занимает 2-е место по глубине среди озер России, уступая только Байкалу.

На территории района расположены два музея — 1 в райцентре, другой в Горно-Князевске, где можно приобрести сувениры из природных материалов — кости, оленьего рога, бисера и меха. В районном центре с. Аксарка имеется комфортабельная гостиница на 13 мест с номерами «люкс». Из окружного центра г. Салехард в Аксарку ежедневно отправляются такси и автобус, время в пути — 1 час.

Благодаря суровому климату, Полярный Урал (в особенности, его южная часть) достаточно популярен среди любителей пешеходного, лыжного и водного спортивного туризма. Популярность района связана, в том числе, с его хорошей транспортной доступностью: максимальное удаление туристических маршрутов от станций Северной ЖД (Собь, Харп, 110 км (пос. Полярный), Полярный Урал, Хорота, Елецкая, Сивая Маска, Абезь, Шор) не превышает 60 км[2]. Популярностью у туристов-водников пользуются реки Сыня, Танью, Войкар, Щучья, Кара, Собь, по которым можно проложить маршруты 1-4 категорий сложности. На территории расположено несколько действующих горнолыжных комплексов, в том числе, в г.Лабытнанги, на горе Чёрная (в 25 км западнее Харпа) и на станции Собь.

Среди пеших туристов и лыжников популярны маршруты по северной части Полярного Урала — с посещением озёр Хадата-Юган-Лор, Щучьих озёр, плато ИГАН, — так и по южной части. К основным туристическим районам южной части относятся: массив Райиз, Собский массив, массив Пайер, Каровый массив.

Из-за суровой зимы и малой продолжительности дня лыжные походы возможны, в основном, в апреле—первой декаде мая, когда устанавливаются положительные дневные температуры, и выход на лёд рек и озёр становится небезопасен.

Оптимальное время для пеших и водных походов — с начала июля до середины августа, когда возможны продолжительные периоды устойчивой тёплой погоды, для лыжных походов – с марта по июнь.

Район путешествия характеризуется благоприятной экологической обстановкой. Отсутсвие крупных предприятий и постоянного населения на территории обусловил низкий уровень антропогенной нагрузки на территорию и высокую степень сохранности естественных ландшафтов. На маршруте путешествия отсутствовали источники загрязнения атмосферы и поверхностных вод. Единственным населенным пунктом, способным оказывать незначительное влияние на качество воды и атмосферного воздуха является поселок Харп, в котором имеется канализация с водоотводом в р.Собь через очистные сооружения, а также несколько котельных, работающих преимущественно на углеводородном сырье.

В последние годы возрасла рекреационная нагрузка на экосистемы Полярного Урала. Многочисленные коммерческие туры на джипах и вездеходах организуются без учета экологических особенностей территории, такие «полярные сафари» приводят к разрушению почвенно-растительного покрова на обширных площадях тундры. С целью сохранения полярной природы с 2017 года временно ограничен доступ гусеничных транспортных средств на территорию Полярно-Уральского биологического заказника.

2.3. Исторический экскурс

Освоение территории.

Первые сведения в русских летописях о народностях ханты и ненцы (старое название остяки и самоеды) относятся к XI веку. Новгородские торговые люди проникали в северной Зауралье и раньше. Они называли этот край Югрой или Югорской землей. В первоначальных представлениях новгородцев о богатствах Югры и ее людях было немало фантастического. Путешественники рассказывали, что белки и олени там падают на землю как дождь из туч. "Самородный зверинец", "кладовая мягкой рухляди" привлекала ватаги торговых людей и новгородские рати. С 1187 года нижняя Обь входила в "волости подданные" Великого Новгорода, а после его падения перешла к московским князьям, которые с 1502 года стали добавлять к своим титулам слова "Обдорские и Югорские".

В 1592 году царь Федор снарядил поход для окончательного покорения земель "великой реки Обь". В 1595 году один из казацких отрядов покорил Обдорское княжество и построил укрепление под название Обдорск (сегодня - Салехард ). В 1601 году на реке Таз появился острог Мангазея, превратившийся в главную базу ясачных операций вплоть до Лены и Енисея. С упадком Мангазеи возросла роль Обдорска, который получил в 1635 году название "Обдорской заставы" и приобрел постоянных жителей. Включение Югры в состав сильного русского государства имело прогрессивное значение. Установление прочных экономических связей с народностями Обского севера содействовало росту могущества России. Поступление пушнины дало дополнительные валютные фонды, расширило торговый оборот с заграницей. В 1660 году сибирская казна давала свыше 600 тысяч рублей или около одной трети доходной части бюджета государства. Обдорск долго оставался последним русским населенным пунктом на Обском Севере. Постепенно росло население, менялось административное деление. С 1805 по 1822 год в Обдорске была так называемая "годовая обережка".

Традиционные промыслы.

В крае была развернута широкая торговля пушниной, мамонтовой костью, рыбьим клеем, птичьим пером, березовой чагой, лодками, меховой одеждой и другими товарами. Этому способствовала знаменитая Обдорская ярмарка. В январе-феврале сюда съезжались ненцы и ханты, собирались купцы, жители Тобольской, Енисейской, Архангельской губерний. Денежной единицей служил белый песец по довольно высокой цене - десять рублей 50 копеек. Ярмарка по обороту капиталов была одной из первых в Тобольской губернии.

Северообская торговля целиком держалась на добыче сырья. "Рыбный и звериный промыслы. Оленеводство. Остальные промыслы не существуют", - писалось в отчетах инородной управы на статистический запрос. Торговля с инородцами была замаскированным грабежом. Патриарх сибирского областничества М.Н. Ядринцев утверждал, что хлеб продавался инородцам в два-три раза дороже его подлинной стоимости. А вот мнение тобольского губернатора от 1898 г. "Аборигены вынуждены брать все у частных торговцев, платя при этом за каждый предмет в два-три раза дороже его действительной стоимости, что без сомнения все более и более приближает их к полной нищете и разорению". К началу ХХ века получила развитие торговля рыбой. Из Обдорска вывозилось на рынки до 200 тысяч пудов рыбы в год.

Культура.

Первыми очагами культуры на Ямале советского периода смело можно назвать Красные чумы, появившиеся в первые годы образования округа. Они решали самые разные задачи: и ликвидация безграмотности, и санитарное посвящение, и многое другое. Впервые отдел культуры был образован при окружном исполкоме в 1945 году, а в окружном центре открыта культурно-просветительская школа. Национально-культурная политика, формировавшаяся на протяжении десятилетий, стала давать результаты. У единственного писателя первых лет советской власти И. Ного (автор пьес "Шаман" и "Ваули Пиеттоми", написанных в 1932-34 гг.) появилась когорта последователей. Первым членом Союза писателей России стал поэт и прозаик И. Истомин.

Особенно выросла сеть учреждений культуры в 60-е годы. Тогда работали 17 домов культуры, 39 сельских клубов, два народных театра, три музыкальные школы, краеведческий музей, дом народного творчества, культурная база в Гыдоямо. В 64 библиотеках имелось 500 тыс. книг, в киносети - более 100 установок.

Образование.

За 30-е годы около 40 млн. рублей было вложено в народное образование. В 1940 году в 46 школах округа обучалось 4500 учащихся, действовало 28 интернатов для детей коренного населения. К 1940 году в 10 библиотеках округа было 53 тыс. книг, работало пять Домов ненца, восемь красных чумов, две культурные базы. Резко улучшилось медицинское обслуживание населения. Народное образование последовательно решало задачи внедрения неполного среднего, а затем десятилетнего обучения детей. К началу 70-х годов в 60 школах обучалось 15 160 учащихся, в том числе половина из коренных народностей.

Транспорт и связь.

В 1931-32 гг. начались первые полеты авиации, а в 1937 году установлена прямая телефонная связь с Омском. В послевоенные годы бурно развивался транспорт и связь. В 1949 году в Лабытнанги пришла железная дорога. На реках курсировали комфортабельные пассажирские суда, пополнился грузовой флот, строились крупные механизированные причалы. С 1964 года введены регулярные рейсы скоростных по тем временам самолетов Ан-24 в Тюмень, Тазовское, Тарко-Сале, а летом 1968 г - в Москву.

Произошло коренное перевооружение средств связи - электрической, телефонной, почтовой. В 1964 году в эфире впервые прозвучали позывные окружного радио, в 1968 году - засветились экраны телевизоров.

Общая идея похода

Идея мероприятия заключалась в посещении интересного в спортивно-туристском плане посильного для группы маршрута в отдаленном и мало посещаемом белорусами районе. Исходя из имеющихся в распоряжении сплавсредств и опыта группы из нескольких вариантов маршрута была выбрана река Собь на Полярном Урале. Первоочередными факторами при выборе маршрута стали наличие на нем выдающихся географических объектов – границы между Европой и Азией и Северного Полярного круга, а также возможности застать полярный день. Еще одним определяющим фактором стала транспортная доступность маршрута, не требующая сложных забросок с использованием наемного транспорта, а также относительно небольшой бюджет похода.

Главной идеей похода стал переход из Европы в Азию на байдарках. Река Собь хорошо освоена туристами, походы по Соби различные группы заявляют как походы 1-й либо 2-й категории сложности. Нами была заявлена 1-я категория сложности, однако мы постарались включить в маршрут все элементы которые позволии бы повысить его сложность до 2-й категории. Обязательным элементом похода должен был стать едеинственный на Соби категорийный порог «Харпский» (2 к.с.). В качестве дополнительных элементов сложности планировалось пройти пороги Гагарина и Титова на притоке Хараматлоу.

Заброска на реку «с вагона в воду» позволила менее строго подойти к подбору продуктов и снаряжения. Началом водной части нашого маршрута была выбрана станция Полярный Урал, глубина Соби в верхнем течении – менее 30 см не должна была составить для нас проблему, так как все лодки нашей группы – надувные, устойчивы и имеют небольшую осадку, однако Собь выше впадения Большой Пайпудыны оказалась непроходимой из за низкого уровня воды и большого количества камней в русле, и мы были вынуждлены стартовать от станции Собь. Конечной точкой водной части был выбран поселок Катровож, из которого удобно осуществить возвращение в цивилизацию на рейсовом катере (ходит раз в два дня).

Опыт руководителя и участников являлся достаточным для прохождения маршрута.

Организация путешествия.

Путешествие было организовано и проведено туристами Клуба Путешествий Гомельского отдела белорусского географического общества. Основной целью путешествия было прохождение интересного, разнообразного маршрута с препятсвиями, которые оказались бы посильными для группы, большинство участников которой не имело опыта категорийных походов..

Перед путешествием была проведена серьёзная работа по изучению маршрута, изучен большой объём материалов по району путешествия, описания естественных препятствий (лоции реки), проработаны разные варианты заброски-выброски, был изучен и отобран обширный картографический материал, распечтатны топографические карты и спутниковые снимки района путешествия.

Была проведена работа по подготовке сплавсредств к походу (приробретение спасжилетов, замена баллонов, пошив фартуков на лодки, докомплектование ремнабора), приобретено необходимое личное и общественное снаряжение.

Для схаживания группы были проведены несколько походов выходного дня (реки Сож, Ипуть, Ольса), которые моделировали различные варианты прохождения маршрута по Соби. Вследствие всего вышеперечисленного, группа смогла успешно пройти данный маршрут.

Стоянки на маршруте

На маршруте большое количество мест , підходящих для организации стоянок. Проблемы с дровами возможны лиш на участе от ст..Полярный Урал до ст..Собь, в дальнейшем по берегам появляется сначала ива, потом лиственница и пихта. С водой проблем нет – можно использовать волду из Соби и притоков, в верхнем течении использовали даже без кипячения.

При прохождении маршрута ориентировались на стоянки, рекомендованные в изученных отчетах. Все они актуальны и подходят для размещения групп до 10 человек. Большинство стоянок находяться на лесистом берегу, над водой, оборудованы кострищами, некоторые – имеют оборудование для подвешивания котла и камни для бани. Такие лесные стоянки имеют один не достаток – обилие гнуса, и потому многие группы предпочитают останавливаться на каменистих отмелях и островах, которые хорошо продуваються ветром.

Еще один из вариантов разместится на стоянку – избы на берегу. Существуют избы в устье реки Лупанъеган («биостанция»), в урочище Тушгорт («старая» и «новая» изба егеря), эти избы не запираються, оборудованы печкой и в них можно переждать непогоду. Остальные избы ниже по течению Соби закрыты на замок, в них местные хранят рыболовные снасти.

Описание стоянок:

Стоянка у ручья Кузнечиковый: есть несколько стоянок как на правом, так и на левом берегу. Основная стоянка – на ЛБ, в лиственничной роще, есть место для 3-4 палаток. Еще одна стоянка на ПБ, високо над рекой на склоне горы Пуоркеу, место для 3-4 палаток.

Эти стоянки были заняты, потому стали в 300 метрах ниже по течению, на ПБ на полянке окруженной ивовыми зарослями. Место под. 1 палатку, дров достаточно – плавник и сухостой ивы. Для растопки рекомендуем воспользоваться нижними сухими веточками лиственницы (можно наломать выше по склону).

Стоянка у ручья Восточный Ныдвоменшор:

Имеется целая серия стоянок по обеим берегам реки. Ориентир стоянок – высокая каменная горка правильной конической формы на ЛБ. От горки река разделяется на 2 русла, идти можно как в левое так и в правое. ПрПр Восточный Ныдвоменшор впадает в правое русло двумя рукавами, основной – правый (нижний по тече нию).

Из тех., которые были нами осмотрены:

- На ЛБ – 2 стоянки на отмели, много места, мало дров, не обрудованы;

- На ПБ – стоянка при впадении ручья Вост.Ныдвоменшор, с воды не видна, нужно по тропе углубится на 50 м в лесную чащу, там обширкная поляна до 10 палаток, оборудованные кострища, столик;

- На ПБ – при впадении ручья Вост.Ныдвоменшор, в 100 метрах ниже предыдущей, на лсеной полянке в районе каменистого пляжика, видна с берега, кострище, место для 4-5 палаток;

- На высоком ПБ, в 150 м ниже предыдущей, поляна видна с воды, к ней поднимается тропа, на поляне кострище, столик;

- На высоком ПБ в 300 м ниже предыдущей, после соединения обеих рукавов реки. Столик, кострище. Отсутсвие тени.

Описанные стоянки были либо заняты, либо не устроили нас. Для размещения выбрали стоянку в 150 м вверх по течению ручья Восточный Ныдвоменшор, в лесу на высоком ПБ. Эта стоянка хорошо просматривается с р.Собь, для того чтобы на нее попасть нужно подняться вверх по течению ручья. На против стоянки удобный каменистый пляж для причаливания. Места для 2-3 палаток. Стоянка оборудована кострищем и столиком, на поляне нашли остатки кострового оборудования. Выкопана яма для складирования мукора. Не смотря на находжене в лесу неплохо продувается, и потому мало комаров. Дров не много, за дровами ходили на 200-300 метров в лес где нашли упавшую лиственницу.

Стоянка у мас сива Рай-из.

Хорошая большая стоянка на левом берегу в лиственничной роще, на острове примерно в 9 км ниже устья Восточного Ныдвоменшора.. В этом месте заканчивается горный участок реки, и многие группы предпочитают сделать еще одну остановку или дневку. Мы в данном месте решили не останавливаться.

Стоянка ниже пос. Харп

Удобные места для стоянки начинаються по ПБ между устьями реки Енга-Ю и ручья Енгаюшор. Мы остановились на первуй из них. Ориентир – здание с вышкой на ЛБ, практически напротив. Берег высотой до 1,5 метра покрут лиственничным лесом, поляна на 3-4 палатки, кострище с костровым. Есть подъезд с суши (колея) но судя по завалам на ней в этом сезоне ни одна машина сюда не приезжала. Судя по описаниям других групп на ПБ ниже, и выше по течению от нашей стоянки есть удобные места где можно остановиться. На ЛБ также можно стать, но там гораздо менше дров и существует проезжая дорога от п.Харп, по которой на берег приезжают отдыхать местные жители.

Стоянка в устье Лупанегана

В устье реки Лупанеган находится изба (бывшая «биостанция»). Возле избы достаточно мета для большого количества палаток, у входа в избу – кострище, столик, мангал, решетка. Состояние избы удовлдетворительное (повреждена печь, сломана дверь в сени, стены закопчены), однако достаточное для того чтобы укрыться в непогоду. Стоящая рядом баня почти раз рушена. В избе много комаров (при появолении постояльцев они дружно вылетают из всех щелей), потому ночевать решили в палатке на улице.

Прямо напротив избы находится щучья яма, с каменной косы в устье Лупанегана удобно ловить на спиннинг.

ЗАБРОСКА НА МАРШРУТ

1. 21.07.2017 г. Автобус Речица-Москва (из Гомеля в 20:50, в Москве (АС «Новоясеневкая») 22.07.2017 г.в 7:30).

2. 22.07.2017 г. Переезд на Ярославский вокзал (с.м. Новоясеневская – с.м Чистые Пруды – с.м.Комсомольская), 8:30-10:00.

3. 22.07.2017-24.07.2017 г. Поезд Москва-Лабытнанги (выезд из Москвы в 19:50, прибытие на ст..Полярный Урал 24.07.2017 в 14:20).

4. 24.07.2017 г. Поезд Воркута-Лабытнаги (выезд со ст..Полярный Урал 17:40 (Мск), прибытие на станцию Собь 20:20 (время местное).

ВЫБРОСКА С МАРШРУТА

1. 04.08.2017 г. Катер Катравож-Салехард 8:00-10:30 (врекмя местное).

2. 06.08.2017г. Такси Салехард – паромная переправа 6:30-7:00 (время местное).

3. 06.08.2017 г. Паром через Обь 7:00-7:15 (время местное).

4. 06.08.2017 г. Такси паромная переправа-Лабытнанги (7:30-7:45, время местное).

5. 06.08.2017 г.-08.08.2017 г. Поезд Лабытнанги-Москва (выезд из Лабытнанги в 9:50 (ремя местное), прибытие в Москву 08.08.2017 г. в 4:40 (Мск).

6. 08.08.2017 г. переезд на Киевский вокзал (с.м.Комсомольская – с.м.Киевская), 5:50-6:20

7. 08.08.2017 г. Поезд Москва-Брянск (выезд из Москвы в 6:50, прибытие в Брянск 11:20);

8. 08.08.2017 г. Согласованные дизель-поезда Брянск-Унеча-Новозыбков (выезд из Брянска 12:35, прибытие в Новозыбков в 17:40);

9. 08.08.2017 г. Автобус Курск-Гомель (выезд из Новозыбкова в 18:30, прибытие в Гомель в 19:40) .

Г.

В 14:20 высаживаемся из поїзда Москва-Лабытнанги на станции Полярный Урал. Время пока еще московское. Наш вагон в самом хвосте, и до здания станции топать метров двести вперед.(фото 1).Слева, справа – горы, красота неописуемая (фото 2).Вмести с нами вышла еще одна группа, но они идут на Хадату. Их «Урал» ждет на следующей станции «110 км» до котрой им предстоит добраться поїздом «Воркута-Лабытнанги» в 17:40. Оставить вещи на станции не удалось (конттеррористический режим), оставили в сарайчике рабочих, который устанавливали вдоль путей снегозащитные заборы.

15:00 Отправляемся осматривать окрестности. Цель №1 – стела на границе Европы и Азии. Находим ее в полукилометре от станции (фото3). На противоположной стороне путей – памятный знак какой то экспедиции (фото4).

15:30Внизу, под. горкой струится Собь. Подходим к берегу в том месте где река стекая с гор сворачивает в межгорную долину по которой ей бежать ближайшие 50 километров (фото 5).В этом месте река глибока (дна не достать) и водичка очень прозрачная и вкусная (фото 6). Но первые впечатления оказываются обманчивыми. Пройде сов сем чуть чуть вдоль реки отмечаем что грубокий плес заканчивается и начинается длинный перекат-«шкуродер». Широкое русло просто завалена камнями, вода струится между ними и глубина не превышает 5 см. Перекат тянется метров двести, за ним – стометровый глибокий плес. И так далее, и так далее… (фото 7-9).На противоположном берегу реки белеет снег(фото 10).Осмотрев реку решили верхню часть Соби не идти, а подъехать поездом до станции Собь.

16:40 До поїзда еще 2 часа. Группа идущаая на Хадату нас предупредила, что нужно все вещи перетащить на пути и сложить между первым и вторам путями. На первуй путь прибудет товарняк, и будет пропускать наш поезд, и если вещи остануться на станции, придерся сих протаскивать под. вагонами. Перетащили вещи, сложилив горкой. Большая горка получилась (фото 11).Станционные рабочие подсказали что рядом есть пляж на озере Перевальном. Искупаться после трехденвной дороге – самое то что нужно нам. Вода на удивление теплая, прямо из воды открывается роскошный вид на главный хребет Полярного Урала (фото 12).

17:40Приходит поезд Воркута-Лабытнанги.350 рублей,20 минут в пути и мы на станции Собь. На часах 20:20 (с этого момента и далеено время уже салехардское).Покидаем вагон (фото 13) и отправляемся на поиски реки. Находим ее в 200 метрах справа. В 21:00 начинаем собирать лодки на ЛБ в 150 метрах ниже подвесного моста (фото 14-15).Обнаруживаем на берегу три московские группы и одинокого рыбака на «Налиме-150» - младшей сестре наших лодок. Буквально через полчаса две группы и рыбак стартуют вниз по тече нию, одна группа обустроила лагерь ии стала на ночь.

Дико грызут комары, почти сразу мы зашиваемся в накомарники. Долго не можем собрать одну из лодок – корму нереально «винтит». С N-ной попытки лодка все же собралась.

В 22:30 принесли жертву водным богам и вышли на реку, нас сразу подхватило быстрое течение Соби. Почти не гребем, только подруливаем пытаясь привыкнуть к скорости течения. Погода портится – в горах гремит гром. У нас в долине наоборот – приятный полярный вечер (вернее ночь полярного дня) – заходящее солнце окрасило облака в розовые цвета.

Почти сразку н

Наши рекомендации