Часть iii. определение стоимости и составление смет на геологоразведочные работы

III. 1. Современные проблемы ценообразования геологоразведочных работ

Главным аспектом проблемы ценообразования в геологической отрасли является отсутствие общепризнанного, научно обоснованного понятия продукции «геологического изучения недр» (ГИН), её формы, содержания, места среды других экономических категорий, правового статуса и экономической оценки (7).

Главным признаком товарной продукции любой природы является возможность её реализации на конкурентном рынке. Информация о строении отдельных участков недр, во-первых, практически всегда индивидуальна, во-вторых, спрос на неё при отсутствии права на пользование соответствующим участком недр с целью его дальнейшего коммерческого использования может быть востребован по цене, не обеспечивающей покрытие затрат на выполненные ГРР или отсутствовать.

Интеллектуальная собственность, создаваемая в геологии в настоящее время в России, не поощряется в должной мере. Разовое денежное вознаграждение за открытие месторождения, предусмотренное постановлением Правительства РФ от 5 октября 2007 г. № 646 (не более 50 тыс. руб. на человека), является незначительной по сравнению с экономической выгодой от разработки месторождения полезных ископаемых.

Важнейшим из специфических особенностей геологоразведочных работ является то, что уровень качества выполнения геологического задания не отражается на его сметной стоимости. Если в промышленности товар более высокого качества можно продать по более высокой цене, то выполнение геологического задания с оценкой «удовлетворительно – хорошо- отлично» не меняет сметную стоимость геологоразведочных работ.

Главный негативный момент при выполнении геологоразведочных работ по государственным контрактам со сроками выполнения работ 2-3 года – отсутствие возможности проиндексировать их сметную стоимость. Проектно- сметная документация составляется без учета прогнозируемой инфляции; и в результате фактическая стоимость геологоразведочных работ к моменту завершения объекта становится ниже стоимости аналогичных работ по новым объектам как минимум на 15-20%.

Оптимизация системы ценообразования на современном этапе развития экономики подразумевает максимально возможное использование рыночных механизмов и показателей при определении цены объекта.

Эффективность системы ценообразования – это отношение полученных результатов к понесенным затратам. С точки зрения затрат на геологоразведку – это отношение оцененной стоимости полученной информации по геологическому изучению недр к понесенным затратам.

Ценообразование является основным элементом рыночной экономики. Решения, принимаемые руководством предприятия в области ценообразования, относятся к наиболее сложным и ответственным, поскольку они способны как улучшить показатели финансово- хозяйственной деятельности, так и привести предприятие к банкротству.

В современных условиях политика ценообразования геологоразведочных предприятий заключается в том, чтобы покрыть издержки и получить приемлемую прибыль.

Повышение привлекательности работ по ГИН и качества геологоразведочных работ не может быть реализовано без учета основного фактора – цена объекта и условия его выполнения должны соответствовать реальным условиям реализации проекта.

В резолюции VII Всероссийского съезда геологов (26 октября 2012 г.) отмечено, что система ценообразования геологоразведочных работ несовершенна и базируется на устаревших нормах и расценках.

Съезд также рекомендовал МПР РФ, Федеральному собранию и Правительству РФ учесть специфику геологоразведочных работ при внесении изменений в законодательство о государственных закупках, а также разработать и внедрить современные руководящие документы для определения контрактной цены на геологоразведочные работы.

В то же время, на сегодняшний день не выполнены рекомендации VI Всероссийского съезда геологов (29 октября 2008 г.) по разработке и реализации принципиально новой системы ценообразования для геологоразведочных работ, основывающейся на действующем законодательстве и современных экономических условиях.

В 2007 г. Федеральное Агентство по недропользованию - Роснедра разработало проект «Концепции совершенствования системы ценообразования работ по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально- сырьевой базы, финансируемых за счет средств федерального бюджета», где предлагалась многоуровневая система определения цены (программные, бюджетные, конкурсные и контрактные). Документ не получил официального статуса.

Ряд экспертов признает существующую систему ценообразования ГРР малоэффективной и не стимулирующей качественное выполнение работ. Нормативные документы (ССН и СНОР), на которых базируется процесс ценообразования, считаются устаревшими и требующими переработки.

Пока в этой области ведутся теоретические дискуссии и ситуация с ценообразованием ГРР практически не изменилась.

В настоящее время основным и доминирующим методом при определении сметной стоимости ГРР остается нормативный с использованием элементной сметно- нормативной базы.

Очевидно, что база эта должна быть пересмотрена и обновлена в соответствии с современными ценами и появившимися новыми видами работ. Процесс обновления должен стать систематическим и непрерывным.

III.2. Общие положения

Смета составляется на весь объем геологоразведочных работ и затрат.

Сметная стоимость геологоразведочных работ слагается из основных расходов, накладных расходов, плановых накоплений, компенсируемых затрат, подрядных работ и резерва на непредвиденные работы и затраты.

Нормы накладных расходов и плановых накоплений устанавливаются заказчиком после проведения экспертизы расчетов.

Общая сметная стоимость геологоразведочных работ сводится по следующей номенклатуре работ и затрат с подразделением каждой позиции по видам, методам, способам, масштабам и т.п.:

I Основные расходы.

А. Собственно геологоразведочные работы:

- предполевые работы и проектирование;

- полевые работы (по видам, методам и способам);

- организация и ликвидация полевых работ;

- лабораторные и технологические исследования;

- камеральные и опытно- методические работы;

- прочие собственно геологоразведочные работы.

Б. Сопутствующие работы и затраты:

- строительство зданий и сооружений;

- транспортировка грузов и персонала партий и экспедиций;

- прочие сопутствующие работы и затраты.

II. Накладные расходы.

III. Плановые накопления.

IV. Компенсируемые затраты.

V. Подрядные работы.

VI. Резерв на непредвиденные расходы.

VII НДС.

Собственно геологоразведочные работы – это работы, связанные с решением задач, предусмотренных геологическим заданием.

Сопутствующие работы и затраты – это работы и затраты, непосредственно не связанные с решением геологических задач, но создающие необходимые условия для выполнения геологического задания.

Сметная стоимость геологоразведочных работ определяется по единичным сметным расценкам. По видам работ, не предусмотренным ССН, сметная стоимость определяется по сметно-финансовым расчетам.

Если срок составления проектно-сметной документации по объекту превышает период с момента заключения государственного контракта до окончания календарного года, исполнитель имеет право обосновывать затраты на текущий год путем составления сметно- финансового расчета. К СФР прикладываются франменты геолого- методической и производственно- технической частей проекта. Виды и объемы работ, предусмотренные утвержденным сметно- финансовым расчетом, без изменений включаются в состав проектно- сметной документации.

III.3. Основные расходы

К основным расходам относятся затраты на производство отдельных видов геологоразведочных работ и связанных с ними работ, которые могут быть отнесены на конкретный объект работ.

Основные расходы определяются по сборникам сметных норм (ССН) или сборникам норм основных расходов (СНОР) на геологоразведочные работы, а по видам работ, отсутствуюшим в указанных сборниках – по сметно-финансовым расчетам.

Наши рекомендации