Во время первого пролёта над видимой стороной Луны специалисты в ЦУПе были заняты отслеживанием параметров орбиты, а астронавты прильнули к иллюминаторам.

Район будущей посадки был ещё в полной темноте.

Не помогал и отражённый свет Земли, поскольку Солнце в это время ещё освещало корабль.

Зато когда оно зашло, при ярком земном свете лунная поверхность стала отлично видна.

Шмитт подробно описывал всё, что видел внизу.

На втором витке астронавты готовились к первому манёвру по переводу корабля на орбиту снижения.

Во время первого пролёта над видимой стороной Луны специалисты в ЦУПе были заняты отслеживанием параметров орбиты, а астронавты прильнули к иллюминаторам. - student2.ru

Земля над лунным горизонтом.

В районе посадки Солнце осветило только вершины окрестных гор.

В конце второго витка основной двигатель служебного модуля был включён на 22,27 секунды.

Корабль вышел на орбиту снижения, на которой на следующий день будет отстыкован лунный модуль, с параметрами 109 км на 26,9 км.

Периселений новой орбиты находился чуть восточнее района посадки.

Остаток дня члены экипажа работали с аппаратурой модуля научных приборов, фотографировали, отслеживали навигационные ориентиры.

Вскоре после пятого пролёта над районом посадки, в 95:47 полётного времени, астронавты попрощались с ЦУПом до утра.

День посадки, 11 декабря, должен был стать очень продолжительным рабочим днём.

Через несколько часов после прилунения Сернану и Шмитту без отдыха предстояло совершить первый выход на поверхность.

И даже если бы всё шло по плану, от подъёма до отбоя должно было пройти не менее 22,5 часов.

Астронавты очень быстро позавтракали и облачились в скафандры.

Сернан и Шмитт перешли в лунный модуль и проверили его системы.

Расстыковка прошла штатно в начале 12-го витка, когда корабли находились над обратной стороной Луны.

Ещё полтора часа «Америка» и «Челленджер» летели рядом.

Астронавты визуально осматривали оба корабля, фотографировали и продолжали проверку систем.

Во время первого пролёта над видимой стороной Луны специалисты в ЦУПе были заняты отслеживанием параметров орбиты, а астронавты прильнули к иллюминаторам. - student2.ru

«Америка» после расстыковки.

Во время первого пролёта над видимой стороной Луны специалисты в ЦУПе были заняты отслеживанием параметров орбиты, а астронавты прильнули к иллюминаторам. - student2.ru

«Челленджер» после расстыковки.

В 111:57 полётного времени Эванс на 3,8 секунды включил маршевый двигатель и перевёл «Америку» на почти круговую орбиту высотой 129,6 км на 100 км.

После этого Сернан и Шмитт совершили второй манёвр, понизивший периселений орбиты снижения.

Двигатели системы ориентации лунного модуля были включены на торможение на 21,5 секунды.

Параметры орбиты составили 110,4 км на 11,5 км с периселением чуть восточнее места посадки.

Двигатель посадочной ступени «Челленджера» был включён в 112:49:53 на высоте в 16,1 км, начался управляемый спуск с орбиты.

Астронавты летели ногами вперёд, спинами к лунной поверхности.

Почти сразу загорелось предупреждение о том, что в баках мало топлива.

Но это была явно ложная тревога, которую можно было игнорировать.

По просьбе ЦУПа Сернан ввёл в бортовой компьютер уточнённые навигационные данные, иначе мог получиться недолёт до цели на целый километр.

Хьюстон попросил астронавтов выключить и снова включить переключатель системы измерения количества топлива.

После этого сигнал тревоги погас.

На высоте около 2300 м «Челленджер» повернулся в вертикальное положение.

Наши рекомендации