Типы областей континентальной коллизии

Внутриконтинентальные рифты

Под активными континентальными окраинами понимаются те области континентальных сегментов литосферных плит, в которых реально проявляются эффекты взаимного сближения, столкновения (т.е. коллизии) плит. С континентальным сегментом одной из плит могут взаимодействовать разные составные части второй коллодируюшей плиты - ее также континентальная область, океаническая котловина, островная дуга и даже срединно-океанический хребет. В результате образуются совершенно разные комплексы неоструктур. На рис. 6.1. (таб). показаны эти типы взаимодействия. В этой лекции мы остановимся на континентальной коллизии: процессе сталкивания плит континентальными сегментами и на новейших структурах, формирующихся в этом процессе

ТИПЫ ОБЛАСТЕЙ КОНТИНЕНТАЛЬНОЙ КОЛЛИЗИИ

Для всех коллизионных областей характерны некоторые общие характеристики. Практически всегда - это сложно-расчлененные горные страны, с высокоамплитудными вертикальными и горизонтальными движениями, интенсивной рассеянной сейсмичностью и с интенсивными тектоническими деформациями. Структура коллизионных областей очень неоднородна, практически всегда они представляют собой конгломерат разномасштабных блоков, сложным образом взаимодействующих между собой и в каждом из которых, тем не менее, прослеживается собственная тенденция развития. Развитие каждого из блоков контролируется как собственными корово-мантийными особенностями, так и кинематикой коллодирующих плит. Важно отдавать себе отчет, что отдельные блоки коллизионных систем первоначально могли принадлежать различным и пространственно далеко разнесенным тектоническим блокам. В современной терминологии такие блоки называются "террейнами", то есть попросту, по-русски, территориями

В глобальном масштабе области коллизии являются зонами сжатия. Только в редких случаях плиты сталкиваются, что называется лоб в лоб, а обычно векторы мгновенных скоростей плит в зоне столкновения не совпадают. По расчетам Н. Вудкока, обстановки чистого сжатия на конвергентных границах плит развиты не более чем на 15% их длины, а в основном здесь наблюдаются комбинированные обстановки сжатия и сдвигания, которые сейчас принято называть трансгрессивными. На конвергентных границах таких косо сближающихся плит, помимо обстановок сжатия проявляются еще и сдвиговые обстановки, а внутри сдвиговых зон могут образоваться неоструктуры самого различного динамического содержания, в том числе неоструктуры растяжения.

В целом, на конвергентных, в том числе и коллизионных, плитных границах происходит поглощение литосферы, компенсирующее ее наращивание в дивергентных зонах, например в рифтовых системах.

Как происходит этот процесс в случае коллизии? Понятно, что в приповерхностных горизонтах сокращение площади коры может происходить за счет образования структур сжатия - складок различного масштаба, надвигов и взбросов, вертикального коробления коры в рамповых структурах и пр. Расчеты, однако, показывают, что практически нигде приповерхностные структуры сжатия не компенсируют всей величины схождения литосферных плит, предполагаемой по палеомагнитным данным. Поведение глубинных масс во многих участках областей коллизии остается проблемой, и особенно это касается регионов, где отсутствует глубинная сейсмичность и поэтому не очень ясны механизмы глубинного деформирования. Однако в других районах глубинная сейсмичность проявлена, и мы имеем вполне достоверные сведения о способах глубинной компенсации материала, доставляемого плитами в коллизионную область.

Наиболее развитой областью континентальной коллизии является Альпийско-Гималайский горно-складчатый пояс. Этот пояс представляет собой грандиозную систему горно-складчатых сооружений и бассейнов, которая протягивается от Гибралтара до Юго-Восточной Азии. Горные сооружения и внутренние моря маркируют широкую и сильно дифференцированную зону столкновения Евразии с Африканской, Аравийской и Индо-Австралийской плитами. Границы коллизионной области не вполне определенны, просто из-за того, что в ее состав входят тектонические единицы разного содержания и разной морфологической выраженности. В первую очередь к ней относятся структуры, испытавшие складчатость в позднеальпийское время в связи с внешним давлением коллодирующих плит - Альпы, Аппенины, Динариды, Эллениды, Карпаты, Крым и Кавказ, Загрос, Тавр, Эльбурс, Копетдаг, молодые сооружения Афганистана и Пакистана, Памир, Бадахшан, Гиндукуш, собственно Гималаи и некоторые другие. Сюда же относятся молодые (альпийские) межгорные впадины и передовые прогибы, как с деформированным, так и с недеформированным осадочным чехлом, расположенные между горными сооружениями. Совершенно естественно, что в эту же область входят так называемые области новейшей активизации, в пределах которых в горообразование вовлечены преимущественно до альпийские комплексы, и в которых проявления новейшей активности имеют тот же порядок, что и в альпийских сооружениях: Кунь-Лунь, Каракорум, Центрально-Афганский массив, Тянь-Шань, Алтай, палеозойские и более древние комплексы Турции, Юго-Западной и Центральной Европы и некоторые другие. От типичных альпид они отличаются отсутствием мощных морских или океанических образований альпийского цикла. В то же время, мезозойско-кайнозойские платформенные осадки этих районов в той или иной степени деформированы, и в некоторых местах развит вулканизм разного масштаба. Остается неясным, в какой степени Евразиатско-Индийской коллизией определяется строение и развитие еще более северных территорий: Западного и Восточного Саяна, Кузнецкого Алатау, горных сооружений южной окраины Сибирской платформы, Байкальской области и Забайкалья, Северо-Китайских структур. Синхронность их развития с типично коллизионными сооружениями и их пространственные связи не исключают такой возможности. В то же время, существуют предположения, что активность всей этой области определяется взаимодействиями в мозаике микроплит, движения которых в значительной степени контролируются геодинамикой уже Тихоокеанского региона.

Практически непрерывные коллизионные пояса отчетливо сегментированы. Эта сегментация имеет системный характер, она лишь частично определяется "террейновой" структурой областей коллизии, и связана скорее с общими, коллективными характеристиками зоны коллизионного взаимодействия - геометрическими, реологическими и скоростными. Главные из них – это, несомненно

· (1) интенсивность, "продвинутость" конвергенции,

· (2) взаимная ориентировка векторов схождения коллодирующих плит

· (3) предколлизионная история регионов.

(Конвергенция – образование сходных продуктов из различных источников)

Общепринятой классификации коллизионных областей не существует: здесь предлагается классификация, основанная на геодинамических, морфологических и структурных характеристиках.

Гималайский тип Обстановка континентальной (А) субдукции Среднеазиатский тип Обстановка транспрессии Cредиземноморский тип Смешанные обстановки Восточно-Азиатский тип Смешанные обстановки
Передовые прогибы Низкие предгорья Высокие предгорья "Кристаллические" хребты Высокогорные плато Поперечные рифты Присдвиговые впадины Тыловые горы Межгорные впадины Складчатые компрессионные хребты Рамповые впадины Присдвиговые хребты Присдвиговые впадины Недеформированные прогибы Глубоковолные котловины и желоба Островные дуги Горно-складчатые дуги Задуговые бассейны Реккурентные горы Межгорные впадины Присдвиговые поднятия и впалдины Передовые прогибы Складчатые и реккурентные горы Складчатые и блоковые впадины Рифтовые впадины Присдвиговые поднятия и впадины Передовые прогибы

ГИМАЛАЙСКИЙ ТИП

Наши рекомендации