Методы распростанения товаров: каналы распределения и товародвижение
Решения о выборе каналов распределения - одни из самых сложных и ответственных, которые необходимо принять фирме. Каждый канал характеризуется присущими ему уровнями сбыта и издержек: выбрав конкретный маркетинговый канал, фирма должна, как привило, пользоваться им в течение достаточно длительного периода времени. Выбор канала может оказать существенное влияние на прочие составляющие комплекса маркетинга и наоборот.
Каждой фирме необходимо разработать несколько вариантов достижения рынка. В отличие от прямой продажи эти пути к рынку представляют собой каналы с одним, двумя, тремя и более уровнями посредников. Для каналов распределения характерны постоянные, нередко драматические перемены. Три самые существенные тенденции нашего времени - распространение вертикальных, горизонтальных и многоканальных маркетинговых систем. Тенденции эти имеют важные последствия с точки зрения сотрудничества, конфликтов и конкуренции каналов распределения.
Формирование канала требует изучения основных вариантов его возможной структуры с точки зрения типа и числа посредников. Управление каналом требует отбора и мотивирования квалифицированных посредников. Необходимо периодически производить оценку деятельности каждого отдельного члена канала, сравнивая его прошлые и нынешние показатели сбыта, сравнивая его показатели сбыто с показателями других членов канала.
По мере более широкого признания концепции маркетинга все больше внимания со стороны фирм привлекает к себе и концепция товародвижения. Товародвижение - это сфера потенциально высокой экономии издержек и обеспечения более полной удовлетворенности клиентов. Решения, принимаемые специалистами по обработке заказов и организации складирования, управляющими службой товарных запасов и экспедиционно-транспортной службой, сказываются на уровнях издержек в других сферах деятельности и на возможностях фирмы управлять спросом. Концепция товародвижения требует координации всех этих решений в рамках некоей единой структуры. Встает задача создания системы управления товародвижением, которая позволяла бы обеспечивать желаемый уровень обслуживания клиентов с минимальными общими затратами.
Вертикальная маркетинговая система (ВМС) - совокупность производителя, одного или нескольких оптовых торговцев и одного или нескольких оптовых торговцев, действующих как единая система, в которой один из членов канала либо является владельцем остальных, либо предоставляет им торговые привилегии, либо обладает мощью, обеспечивающей их полное сотрудничество.
Договорная ВМС - совокупность независимых фирм, связанных договорными соглашениями и координирующих программы своей деятельности для совместного достижения большей экономии и / или больших коммерческих результатов, чем это можно было бы сделать в одиночку.
Интенсивное распределение - обеспечение наличия запасов товара в возможно большем числе торговых предприятий.
Канал распределения - совокупность фирм или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передавать кому-то другому право собственности на конкретный товар или услугу на пути их движения от производителя к потребителю.
Корпоративная ВМС - система, в которой последовательные этапы производства и распределения объединены в рамках единоличного владения.
Распределение на правах исключительности - предоставление ограниченному числу дилеров исключительного права на распределение товара в рамках своих сбытовых зон.
Селективное распределение - использование более одного, но менее общего числа посредников, готовых заняться продажей товара.
Товародвижение - деятельность по планированию, претворению в жизнь и контролю за физическим передвижением материалов и готовых изделий от мест их происхождения к местам использования с целью удовлетворения нужд потребителей и с выгодой для себя.