Коммуникации в организациях

Теория организации

Анализ пяти конкурентных сил М. Портера (анализ конкурентоспособности М. Портера) предложен в 80-е годы 20-го века.

Этот анализ направлен на анализ отрасли (анализ конкурентоспособности отрасли).

Пять внешних сил, определяющих конкурентную ситуацию:

- рыночная власть покупателя;

- рыночная власть поставщика;

- угроза вторжения новых участников;

- опасность появления товаров-заменителей;

- внутриотраслевая конкуренция.

Привлекательность отрасли тем выше, чем ниже влияние вышеперечисленных факторов.

Стратегии, предлагаемые Портером:

- Стратегия дифференциации – конкурентная стратегия, в которой организация добивается восприятия потребителем своих товаров и услуг как уникальных;

- Стратегия лидерства по издержкам – организация активно использует новые методы повышения производительности, проводит тотальное сокращение расходов, контролирует издержки;

- Стратегия фокусирования – организация концентрирует усилия на определённом географическом регионе или группе потребителей;

SWOT-анализ - анализ, характеризующий как внутреннюю так и внешнюю среду.

Сильные стороны организации – это позитивные внутренние характеристики организации, которые могут быть использованы для достижения стратегических целей.

Слабые стороны организации – внутренние характеристики организации, негативно воздействующие или ограничивающие ее деятельность. Сильные:

- адекватные финансовые ресурсы;

- высокая квалификация сотрудников;

- хорошая репутация потребителей;

- наличие инновационных способностей;

- качественный менеджмент

Слабые:

- устаревшее оборудование;

- Недостаток управленческого опыта;

- средние маркетинговые способности.

Угрозы – это факторы внешней среды, которые могут препятствовать достижению стратегических целей организации.

Возможности – особенности внешней среды, которые могли бы способствовать достижению организацией стратегических целей.

Возможности:

- интеграция с другими организациями;

- льготы;

- выход на новые рынки.

Угрозы:

- закрытие рынка;

- возрастающая конкуренция;

- демографические изменения.

Матрица для SWOT-анализа:

  возможность среды угрозы среды
наши сильные стороны    
наши слабые стороны    

Коммуникации в организациях

Информация в организации – это совокупность качественных и количественных сведений, о процессах, протекающих в организации и ее окружении, способствующих преодолению неопределенности.

Процесс обмена информацией между двумя и более людьми называется коммуникацией.

Коммуникация – это связующий процесс внутри организации для передачи информации.

Типы коммуникаций:

- межличностная коммуникация;

- коммуникация в малой группе (до 10-12 человек);

- общественная коммуникация, когда выступающий источник информации передает послание аудитории (получателям информации)

Также коммуникация в организации делится на внешнюю и внутреннюю. Внешняя коммуникация осуществляется между организацией и образованием, которое существует вне ее. Внутренняя коммуникация – это структурированная коммуникация в пределах организации непосредственно направленная на достижение целей организации.

Внутренняя коммуникация:

- вертикальная (осуществляется по нисходящей и восходящей формальным линиям между руководителями и подчиненными);

- горизонтальная.

Восходящая коммуникация – информация, отправляемая подчиненными руководителям.

Нисходящая коммуникация – информация, отправляемая высшим руководством подчиненным.

Горизонтальная коммуникация – это обмен информацией между сотрудниками или частями организации одного уровня.

Диагональные коммуникации также указываются в некоторых источниках (связь между начальником одного отела и подчиненными другого отдела). Это связи между разными по уровню иерархии лицами, не имеющими между собой линейной связи руководства и подчинения.

Коммуникации также бывают формальные и неформальные.

Формальные коммуникации определяются уставами или официальными правилами, это – самый действенный способ доведения информации до сотрудников.

Неформальные коммуникации – это коммуникации, не связанные с иерархической структурой управления и с формально узаконенными каналами. Они возникают потому, что в любой группе люди не получают всю необходимую им информацию по формальным каналам.

Неформальные каналы:

- прогулочное управление (основанное на выходах «в народ»);

- тайный телеграф (неформальная коммуникативная сеть, появляется потому, что формальные каналы являются закрытыми).

Слухи – это непроверенные сведения, которые циркулируют внутри организации, внутренние толки, или во внешней среде организации, внешние толки.

Виды слухов:

- мечты и чаяния (отражают желания, надежды людей);

- слухи–пугало (опасения сотрудников);

- вбивание клиньев;

- финальный слух (сведения о предполагаемых действий организаций в будущем).

Наши рекомендации