Самостоятельная работа студента (СРС)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. М. КОЗЫБАЕВА

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Общее землеведение

Для специальности 5В060900 География, 5В011600 География, 5В060800 Экология

Количество кредитов 3

г. Петропавловск

2014 г.

Рабочая учебная программа по дисциплине Общее землеведение утверждена на заседании Учебно-методического совета университета

протокол № 9 от «28» мая 2014 г.

Председатель УМС ___________________ А. Мухамеджанова

Рабочая учебная программа по дисциплине Общее землеведение рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседаниях:

Учебно-методического советаФакультета естественных наук и спорта

протокол № 4 от «20» мая 2014 г.

Председатель УМС факультета _______________ И.Голодова

КафедрыГеографии и экологии

протокол № 10 от «19» мая 2014 г.

Заведующий кафедрой_______________ П.Дмитриев

Рабочую учебную программу по дисциплине Общее землеведениеразработала:

1. Гордиянова Г.В., ст.преп. кафедры географии и экологии ______________________

Разработана на основании: требований к уровню квалификации и компетентности бакалавра по специальности 5В060900 «География», рабочих учебных планов, каталога элективных дисциплин.

Выписка из рабочих учебных планов

Таблица 1

Форма обучения   Всего кредитов Распределение кредитов по видам занятий Форма контроля (экзамен, курсовая работа/проект и др.)
лекции практические лабораторные/студийные
Очная   Экзамен

Общие сведения

Цель и задачи дисциплины

Цель: формирование представлений о географической оболочке как о целостной материальной системе, составные части которой, ее компоненты, находятся в тесном взаимодействии и непрерывном развитии; о единстве человека и природы.

Задачи курса:

- дать определение объекта и предмета физической географии и общего землеведения;

- познакомиться с задачами и методами географических исследований;

- изучить факторы формирования географической оболочки; охарактеризовать геосферы Земли;

- рассмотреть основные свойства и закономерности географической оболочки

Компетенции.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие профессиональных компетенций и позволяет обучающимся:

1. знать особенности географической оболочки и основных геосфер земли, их основные закономерности ;

2. владеть современными методами исследования географической оболочки;

3. производить анализ географических проблем на основе географического подхода, отличающегося территориальностью, глобальностью и историзмом.

1.3 Пререквизиты: -

Постреквизиты:метеорология и климатология, геоморфология, гидрология, ландшафтоведение, физическая география материков и океанов, физическая география Казахстана.

Содержание дисциплины

Таблица 2

Содержание дисциплины Кол-во часов Форма обучения Кол-во часов по видам занятий/работ
Л Пр Лб СРСП СРС
Тема 1: Введение. Введение. Объект и предмет географии. Системная классификация географических наук. Знакомство с географическими атласами и приемами работы с ними (лаб. раб.). Построение и анализ графика дальности видимого горизонта в зависимости от изменения высоты места наблюдения (лаб. раб.). Определение местного и поясного времени (лаб.раб.). ДО  
Тема 2: Космические факторы формирования ГО . Вселенная. Галактики. Солнечная Система. Солнце. ДО      
Тема 3: Планетарные факторы формирования географической оболочки. Форма и размеры Земли. Годовое вращение Земли. Определение продолжительности дня (лаб.раб.). ДО      
Тема 4: Планетарные факторы формирования географической оболочки. Доказательство осевого вращения Земли. Следствия осевого вращения Земли. Определение продолжительности дня (лаб.раб.).      
Тема 4: Атмосфера Земли Значение атмосферы. Происхождение атмосферы, связь с другими оболочками Земли.Состав и строение атмосферы. Теплооборот в атмосфере. Солнечная радиация. Радиационный баланс (лаб.раб.).   ДО    
Тема 5: Влагооборот в атмосфере Вода в атмосфере. Увлажнение территории. Влажность воздуха (лаб.раб.). ДО    
Тема 6: Циркуляция атмосферы Факторы, формирующие циркуляцию атмосферы. Циркуляция воздушных масс в экваториально-тропических широтах. Циркуляция воздушных масс во внетропических широтах. ДО      
Тема 7: Погода и климат. Погода. Классификации погод. Климат. Климатообразующие процессы. Климат. Определение климата по элементам. (лаб. раб.). ДО  
Тема 8: Гидросфера Земли Строение и структура гидросферы. Происхождение гидросферы. Физико-химические свойства воды и их значение для природных процессов. Мировой круговорот воды (лаб.раб.). Водный баланс (лаб.раб.). ДО  
Тема 9: Мировой океан. Мировой океан и его части. Теловой режим Мирового океана Динамика вод Мирового океана. Мировой океан (лаб.раб.). ДО    
Тема 10: Литосфера Земли Строение и состав литосферы Общие закономерности формирования рельефа Земли. Рельеф. Классификации рельефа. Глобальный рельеф Земли: главнейшие черты и особенности. Общие сведения о рельефе. Классификации рельефа (лаб.раб.). Основные закономерности размещения мегарельефа Земли (лаб.раб.). ДО  
Тема 11: Биосфера Земли Понятие о биосфере. Строение, состав. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Биосфера Земли. Анализ биологической продуктивности различных частей географической оболочки (лаб.раб.). ДО    
Тема 12: Географическая оболочка. Строение, своеобразие. Понятие ГО. Границы ГО. Качественное своеобразие и основные закономерности ГО. Функционирование и динамика ГО. Географическая оболочка. Широтная зональность и высотная поясность (лаб.раб.). ДО  
Тема 13: Человек и географическая оболочка Географическая среда и ее роль в развитии общества. Понятие о ноосфере ДО    
ИТОГО ДО  

Самостоятельная работа студента (СРС)

Таблица 3

№ задания   Задание   Объем   Кол-во часов  
очное заочное
1. Написать конспект по теме «История развития общего землеведения». Сдать номенклатуру по теме «Северный Ледовитый океан». 5-6 стр.  
2. Дать анализ гипсографической кривой Земли. Вычертить столбиковые диаграммы площадей материков их средних и максимальных высот. Сдать номенклатуру по теме «Атлантический океан». диаграммы  
3. Решить задачи по теме «Изменение температуры воздуха с высотой». Сдать номенклатуру по теме «Индийский океан». 9 графиков  
4.     Построить схему океанических течений. Дать анализ. Сдать номенклатуру по теме «Тихий океан». 9 графиков  
5. Изучить классификации рельефа. Составить альбом «Морфоструктурный и морфоскульптурный рельеф Северо-Казахстанской области». Сдать номенклатуру по теме «Европа». 2 схемы Не менее 15 слайдов  
6. Построить гипсометрический Профиль. Сдать номенклатуру по теме «Азия». профиль  
7. Нанести на профиль основные климатические характеристики. Сдать номенклатуру по теме «Африка». 5 кривых  
8. Выделить климатические пояса и природные зоны. Сдать номенклатуру по теме «Северная Америка». профиль  
9. Составить объяснительную записку к комплексному физико-географическому профилю. Сдать номенклатуру по теме «Южная Америка». 3-5 стр.  
10. Защитить реферат по выбранной студентом теме. Сдать номенклатуру по теме «Австралия». 8-10 страниц  
  Итого:    
  1. График выполнения и сдачи заданий по дисциплине

Таблица 4

Наши рекомендации