Сатья-юги, Трета-юги, Двапара-юги и Кали-юги
Сравнительная характеристика
четырёх эпох:
Сатья-юга «Золотой век» | Трета-юга «Серебряный век» | Двапара-юга «Медный век» | Кали-юга «Железный век» | |
Длитель-ность эпохи | около 1 728 000 человеческих лет | около 1 296 000 человеческих лет | около 864 000 человеческих лет | около 432 000 человеческих лет |
Эпохообра-зующие качества | аскетизм, чистота, милосердие правдивость | чистота, милосердие, правдивость | милосердие, правдивость | правдивость |
Продолжит жизни | до 100 000 лет | до 10 000 лет | до 1000 лет | до 100 лет |
Рост людей | Около 10 м | Около 5 м | Около 2 м | 1,8 м – 0,5 м |
Климат, природа | Стабильно тёплый, умеренно влажный климат без перепадов температур (на всей планете постоянное лето без изнуря-ющей жары), природа отлича-лась щедростью и обильностью. Тропические леса произрастали в Арктике и Антарктике, там жили черепахи и крокодилы, рос виноград. Над поверхностью Земли было две оболочки – нижняя воздушная и верхняя водно-паровая («вода, которая над твердью», по Книге Бытия, или «Свах», по Ригведе), которая и создавала парниковый эффект и благодаря которой светился весь небосвод (белым или розовым светом). | Частично разрушена водно-паровая оболочка. В Антарктиде началось оледенение, сезонные льды появились в Арктике, температуры на всей Земле упали примерно на 10°С. Но в целом на планете ещё был мягкий теплый климат без больших перепадов температур. | Были разрушены остатки водно-паровой оболочки, и Земля резко преобразилась: появилось голу-бое небо, на котором стало ярко светить солнце (раньше светился весь небосвод). Стали соби-раться тучи и идти дожди. Четко обозначилась климатическая зо-нальность, появились суточные перепады температур. Ледяной панцирь сковал бо́льшую часть Антарктиды. Началось оледе-нение и в Арктике. Температуры упали еще на 10°С и к концу этого периода практически соответствовали современным. В природе появились стихийные бедствия. | На планете ярко выраженная широтная климатическая зональ-ность и большие перепады суточных температур (от изну-ряющей жары до леденящего холода). Постоянные стихийные бедствия, приносящие много горя и смертей людям и животным. |
Общие характери-стики эпохи, способнос-тей и возможно-стей людей | Это «Век чистоты», или «Пра-ведный век»: нравственная чистота, соблюдение всех прин-ципов религии, благочестие, духовное богатство, счастье. Люди питались праной и некта-ром растений. У людей мощный разум и грандиозные мисти-ческие способности (сиддхи): способность к телепатии и телекинезу, способность путе-шествовать в тонком теле на другие планеты, способность материализовать предметы си-лой мысли и слова, способность давать мощные благословения или проклятия словом, способ-ность медитировать в течение десятков тысяч лет на земле или под водой. | Уменьшение благочестия людей примерно на четверть, начало медленного осквернения созна-ния людей. Хотя люди по-прежнему духовно возвышенны, питаются растительной пищей, их начинают всё больше интересовать чувственные на-слаждения, в связи с этим воз-никают человеческие пороки (вожделение, гнев, зависть…) | Уменьшение благочестия при-мерно на ½, постепенный упадок нравственности, начало мясо-едения, рост порока (зависти, соперничества, гордыни, эго-изма), появление болезней, рост уровня страданий. Постепенно слабеют мужество, ум и сила. | «Век демона Кали», «Железный век», или «Век раздоров и лицемерия»: от первоначальных добродетелей остаётся 1/4, и та к концу эпохи полностью исчезает. Происходит быстрая и полная деградация человечества: мясоедение, гордыня, эгоизм, лицемерие, слабая память, раздоры, безбожье, невежество, разврат, высокий уровень страданий. Поведением людей управляют зависть, честолюбие и злоба. Люди становятся лживыми. Они теряют разум и не способны определить источник счастья. Брахманы прекращают творить молитвы, отступают от принесения жертв и чтения Вед, забывают о поминальных обрядах и едят, что придётся. «Верующие» создают лишь видимость обетов, жертв и даров Богу. Происходит утрата моральных ценностей и забвение долга. Правители становятся тиранами, только страхом они держат в повино-вении свои народы, впавшие в состояние варварства. В конце Кали-юги зло и насилие заполняют весь мир, который затем уничтожается. |
Юга-дхарма | Длительная и глубокая медита-ция на Верховного Господа Вишну (люди могли до 10 тысяч лет провести в медитации) | Жертвоприношения Верховному Господу (чаще всего масло гхи, зерно, некоторые виды растений, драгоценные камни и золото). | Поклонение божествам в храме. | Повторение Святых Имён Верховного Господа. |
Юга(эпоха) - временно́й период, составляющий эпоху жизни человечества.
Четыре юги составляют Маха-югу, равную примерно 4 320 000 человеческих лет, что составляет, по ведическим данным, один день жизни Брахмы (творца материальной Вселенной). Далее следует ночь Брахмы, во время которой все живые существа пребывают в непроявленном состоянии (как бы в состоянии сна). А потом, когда минет ночь Брахмы, все начинается сначала.
Живые существа, попавшие в материальный мир, могут миллионы и миллиарды жизней оставаться в нём, находясь в телах то животных, то людей, то полубогов, то низших существ; пребывая то в проявленном, то в непроявленном состоянии.
Колесо самсары (колесо повторяющихся рождений и смертей) можно разорвать, если медитировать на Верховного Господа в течение всей жизни и особенно в момент смерти. В Бхагавад-Гите говорится: "Тот, кто в конце жизни, покидая тело, помнит только Меня, сразу обретает Мою природу. В этом нет никаких сомнений" (Бх-Г. 8.5) Однако "не занимаясь йогой, невозможно в момент смерти подняться на духовный уровень. Никто не сможет просто так вспомнить Верховного Господа: для этого необходимо заниматься йогой, особенно бхакти-йогой. В момент смерти ум находится в состоянии сильного беспокойства, поэтому, чтобы достичь духовного уровня, человек должен заниматься йогой на протяжении жизни" (Бх-Г. 8.10 комментарий Прабхупады).
Трудность заключается в том, что, находясь в обусловленном состоянии, джива (живое существо в материальном теле) слишком поглощена удовлетворением материальных потребностей и поисками материального счастья и забывает о Господе. Для того чтобы восстановить утерянную связь
с Господом, дживе (душе, воплощенной в материальном теле) нужно следовать юга-дхарме – «инструкциям» поведения, оставленным в Ведах для обусловленных живых существ каждой эпохи.
Юга-дхарма (дхарма – предписанная деятельность) – основная духовная практика и метод самоосознания; другими словами, это деятельность, предписанная Ведами, для того чтобы люди и полубоги могли обрести всё желаемое в материальном мире и/или освободиться из материального мира
и вернуться обратно в Духовный мир.
Это подтверждается в Бхагавад-Гите: «На заре творения Господь, повелитель всех существ, создал людей и полубогов,
а также жертвоприношения в честь Вишну и благословил их, сказав: "Будьте же счастливы, совершая эти жертвоприношения (ягью), ибо они даруют вам всё желаемое, чтобы вы могли жить безбедно и, в конце концов, обрели освобождение"». (Бх-Г. 3.10).
"Думай обо Мне как о всеведущей старейшей Верховной Личности, как о владыке Вселенной, как о том, кто выше всех материальных представлений, кто непостижим и кто всегда остаётся запределен материальному миру". (Бх-Г. 8.9).