Римская мегамашина из типа гражданина

Исторический пример этого процесса нами показан на примере истории римского государства[8]. Изложим кратко модель Рима. Четыре стадии развития цивилизации: царство, республика, империя и существование в снятой форме, в воздействии на последующие цивилизации.

В период царства в Риме формируется тип личности, который называется «гражданин». Он отличается тем, что это совершенно самодостаточная личность, которая подчинена служению государству. Гражданин – это совокупность двух функций: земледелие и война. Первое нужно для того, чтобы кормить себя и семью, а также зарабатывать на содержание себя в армии. Второе следует из первого. Гражданин обязан участвовать в военных действиях, экипируя и обеспечивая себя сам. Столкновение Рима с соседями показывает эффективность системы. Во-первых, гражданин сражается за свою землю, что порождает патриотическую солидарность воинов, во-вторых, гражданином человек становится независимо от национальной принадлежности, что снимает этнические и иные барьеры, в-третьих, система синтезирует эффективность экономическую и личностную, она сама себя окупает, но при этом имеет огромные военных приобретения. На уровне личности это проявляется в гордости и патриотизме личности гражданина, с одной стороны, и суровости (выражение Гегеля[9]) и дисциплине – с другой. Это в дальнейшем вкладывается и в юридический характер регламентации жизни гражданина. Юридический, т. е. формальный, характер внешней регламентации делает возможным замену гражданина ветераном и наемником впоследствии.

Расширение военной мегамашины стремительно, гражданин Рима освобождается от непосредственного участия в земледелии, а потом и от землевладения, ибо в большинстве своем разоряется. Однако приобретения в ходе войны так велики и стремительны, что военная деятельность становится более эффективным источником доходов. Воин Рима становится профессиональным легионером, а земледелием занимаются захваченные на войне и работающие на латифундиях рабы. Это состояние республики.

Третий период – империи – характеризуется сменой состава военных. Легионерами вначале становятся пожизненно, получая на старости, как ветераны, земельные участки, затем легионеры нанимаются и подчас из племен соседних варваров. Так гражданин перестает заниматься военным ремеслом, он остается в городах и вилах, а его военную функцию выполняет заменитель – варвар-наемник.

Отметим, что в мегамашине Рима уже заложена возможность замены первооснователя, подобно тому, как в Европе Нового времени машина заменяет работника. Возможно, механизм замены делал рабство эффективной хозяйственной системой.

Падение Рима происходит после принятия христианства, ибо система, которая воспроизводит земледелие и войну как функции государства, построена на специфической римской культуре язычества, и она дает сбой при христианстве. Однако Рим как эталон общественной системы в различных аспектах остается в основании европейской цивилизации.

В целом модель показывает, как меняется отношение личности и государства мегамашиной. Последняя становится существенным расширением первоначального идеального и усредненного типа личности. Этот тип гражданина можно рассматривать как тип человека «будущего» для римской цивилизации в целом.

Не все общества проходят стадии мегамашины и так прозрачны в отношении «индивид – государство», реализация индивидуального типа не всегда происходит именно в государство, но мегамашина определяет радикальные преобразования Ойкумены Древнего мира, и особенно военного типа, непосредственно через «снятие» структуры своего индивидуума.

Модель легко выявить, когда очевиден ее «исторический результат». Римская модель – это одна из самых мощных военных мегамашин истории, и при этом она «завоевывает мир» руками свободных граждан, конфликты между которыми разрешаются на уровне закона и в духе патриотизма.

Наши рекомендации