Интерес на уроках: первые выводы
Система общеобразовательной школы может быть дополнена включением в нее всех типов интереса и преодолением зависимости школы от нормы семьи. Это дополнение может идти в следующих направлениях:
‑ для игрока и фантазера – через конкуренцию (как субъективный вариант) и парадоксы, вопросы, попытки самостоятельного доказательства и обоснования объяснения – как объективный вариант. Они включаются в процесс обучения как генераторы новых мыслей;
‑ для опекуна и неофила – развитие идеи, определение и выявление новизны, вдохновение новизной – это эмоциональная сторона; вторая сторона – характеристика его языка как образного: из-за трудности адекватного выражения новой идеи язык приобретает форму притчи; идея есть, но она продолжает развиваться;
‑ для диктатора и коллекционера – систематизация знаний, энциклопедический характер развития, отладка и проектирование технологии;
‑ для отличника и помощника – применение системы и идеи, от преподавания малышам до ответа на экзамене, обратная связь и апробирование системы.
В случае дополнения системы обучения и воспитания общеобразовательной школы названными подсистемами возникнет система образования, более адекватная типам интереса, более полная с психической точки зрения. Такая дополненная система позволит школе освободиться от детерминации нормой семьи, перейти к системе, которая использует норму семьи, что является способом разрешения конфликта семьи и школы как в рамках школы, так и в рамках личности ученика.
Эта система на первом этапе более затратна, так как требует от учителя создания дополнительного пространства интересов, однако ученик может использоваться как помощник учителя в соответствующей стадии урока, в подготовке урока... Это дает возможность выхода к коллективному процессу обучения, дает ученику навык совместной деятельности.
Школа, которая использует нормы семьи и тип интереса, имеет следующие преимущества: во-первых, выход ученика во вторичные сценарии будет означать не уход из процесса обучения, а переход к самостоятельному обучению.
Во-вторых, изменяется возрастная структура сценариев. Первичные сценарии сохранятся только в начальной школе, вторичные и третичные будут переходить в сценарии иного качества и существенно смягчатся.
В-третьих, на место семейных сценариев придут действительно новые – как воспроизведение в системе обучения интересов и стилей мышления; в воспитательной системе – установление этнического типа воспроизводства, характерного для конкретной страны, этноса и территории.
Школа перестанет быть заместителем семьи, а станет самостоятельной единицей развития ученика. Вместо стихийно и неосознанно преобладающего в современной школе базиса нормы семьи наступят новые, более продуктивные отношения. Таким образом, осмысление роли нормы семейного воспитания – необходимый момент в случае изменения существующей школы. Вычленение учеников в лаборатории по дополнительным пространствам по интересу лишь полушаг, который дает быстрый первый результат, но затем результат исчезает. Необходимо использовать дополнительные пространства аккуратнее и сразу для конструирования устойчивых интересов ученика к обучению.
Интересы, основанные на дополнительных пространствах, являются частными, растущими из большинства обычных, из противопоставления себя другим и, в конечном счете, из паразитирования за счет превосходства над другими.
Такой интерес закрепляет лидерство, ориентирует на демонстрацию, таким образом, интерес в основе своей оказывается демонстративным, частичным. Даже если вначале это был интерес к знанию, он может сломаться. Слава, как известно, страшный яд для самосовершенствования.
Схема управления распадом обычного урока позволяет ученику освоить не один частный интерес, а несколько, что дает больше шансов на освобождение от паразитирующего интереса демонстрации и для появления внутреннего интереса саморазвития.
Такая перестройка системы школы модернизирует как программы, так и методику школы.