А-экватор, б-тропик, в-полярный круг, г- полюс.
Видео
5. Физ. Минутка(здоровье-сберегающий компонент)
«Моя планета» Учитель произносит и показывает:
«Я – большое и жаркое Солнце» (Разводит руки в стороны).
Вы – планета Земля.
Земля вращается вокруг своей оси.
На Земле наступила ночь.
А сейчас снова день.
Дети встают и выполняют движения по заданию учителя.
Дети показывают шар руками вверх.
Дети вращаются вокруг себя.
Дети поворачиваются спиной к учителю.
Дети поворачиваются лицом к учителю
Закрепление изученного материала
Предлагает учащимся ответить на вопросы и сформулировать вывод
1.Какой формы планета Земля.
2. Как происходит движение Земли? Отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении, формулируют вывод. Вывод записывают в тетрадь
Вывод в тетрадь:
1.Форма Земли – несколько сплюснутый у полюсов шар.
2.Движение происходит вокруг Солнца.
Рефлексия
Предлагает учащимся устно определить свое освоение знаний на уроке с помощью данных им смайлов.
Домашнее задание.
1.Объясняет сущность домашнего задания:
-ответить на вопросы в конце параграфа 4;
-ознакомиться с дополнительными источниками информации
2.Предлагает творческое задание: Изготовить модель Земли, отражающую её истинную форму.
Технологическая карта урока
Предмет: окружающий мир
Тема урока: Форма, размеры и движение Земли
Тип урока Изучение нового материала
Цель: Сформировать знания о форме и размерах Земли и об их влиянии на жизнь планеты, пространственного мышления о шарообразности планеты.
Задачи:
-углубить знания о планете Земля;
- совершенствовать умения учащихся логически мыслить, работать с учебником и презентацией, дополнительной литературой;
-формировать культуру общения при работе в парах.
Оборудование:
Глобус, презентация по теме, учебники, раздаточный материал (задание),
Планируемый результат
Предметные: знать форму и размеры Земли, доказательства её шарообразности, роль формы и размеров Земли в жизни планеты.Знать и объяснять существенные признаки понятий: глобус, земная ось, географический полюс, экватор.
Метапредметные:ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; работать в соответствии с предложенным планом;
выделять главное, существенные признаки понятий; участвовать в совместной деятельности; высказывать суждения, подтверждая их фактами;
Личностные:обладать ответственным отношением к учебе; быть осознанным, уважительным и доброжелательным по отношению к другому человеку, однокласснику, его мнению;
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||
1. Организационный этап | Приветствует учащихся, проверяет готовности уч-ся к уроку. | - | - | - | - | - | - |
2. Актуализация опорных знаний по теме «Форма и размеры Земли» | 1.Задает вопросы Вспомните: Какие космические тела образуют Солнечную систему? Что нам неизвестно о Земле? | Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя | Уметь использовать ранее изученный материал. | Взаимодействуют с учителем во время беседы осуществляемой во фронтальном режиме. | Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания | Контролирует правильность ответа | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу задания. Определять, каких знаний им не хватает |
3. Постановка цели и задач урока | 1.Организует беседу, выявляющую представление детей о о формах и размерах Земли 2. Побуждает учащихся на создание проблемной ситуации -а что вам известно о форме и размерах Земли? 1. «Третий лишний» - Меркурий, Сатурн, Земля - Марс, Земля, Венера - Земля, Солнце, Сириус 2. Выберите верное утверждение (задание на экране, отвечают на листочках): А) Солнце по размерам равно Земле. Б) Земля – третья по счету планета от Солнца. В) Солнечную систему образуют Земля и Солнце. 3. Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока. 4. Создаёт готовность к предстоящей деятельности | Вступают в диалог, Выдвигают предположение о теме урока. Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы. | Выдвигать гипотезу и обосновывать ее Выделять существенную информацию. | Взаимодействуют с учителем Объясняют и формулируют тему, записывают в тетради | Пояснять свой критерий выбора, т.е. обосновать свой выбор. | Контролирует правильность ответа | Уметь оценивать свои возможности самостоятельной деятельности |
4. Объяснение нового материала | 1.Организует работу по самостоятельному чтению текста параграфа. 2. Организует обсуждение изученного материала в сопровождении мультимедийной презентации. 2.Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов. -найти в тексте учебника и узнать информацию о том, кто как представлял Землю. -Найти в учебнике информацию о видах движения Земли 3.Стимулирует активное участие всех детей к практической части. 4.При необходимости корректирует результаты работы | Работают с учебником: находят и узнают информацию, передают своими словами содержание, формулируют вывод. Объясняют причины смены дня и ночи, времен года и обсуждают | Уметь находить нужную информацию. Анализировать и делать выводы о формах и размерах Земли | Слушают ответы представителей групп Участвуют в опросе во фронтальном режиме. | Аргументировать свое мнение и позицию, учитывать разное мнение в сотрудничестве при работе в группе | Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль выполнения заданий в группе | Осуществлять самоконтроль. |
5. Физ минутка | (здоровье- сберегающий компонент) «Моя планета» Учитель произносит и показывает: «Я – большое и жаркое Солнце» (Разводит руки в стороны). Вы – планета Земля. Земля вращается вокруг своей оси. На Земле наступила ночь. А сейчас снова день. | Дети встают и выполняют движения по заданию учителя. Дети показывают шар руками вверх. Дети вращаются вокруг себя. Дети поворачиваются спиной к учителю. Дети поворачиваются лицом к учителю | - | - | - | - | - |
6. Этап контроля и самоконтроля. | Предлагает учащимся ответить на вопросы и сформулировать вывод 1.Какое доказательство шарообразности Земли наиболее убедительное? 2. Как происходит движение Земли? | Отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении, формулируют вывод. Вывод записывают в тетрадь Вывод в тетрадь: 1. Форма Земли – несколько сплюснутый у полюсов шар. 2. Движение происходит вокруг Солнца. | Строить осознанно выводы | - | - | Осуществляют самоконтроль и самопроверку. | Совершенствовать навыки индивидуальной работы. |
7. Рефлексия | Предлагает учащимся устно определить свое освоение знаний на уроке с помощью данных им смайлов. | Высказывают своё мнение об уроке. | - | Разделяются на группы по признаку отношения к уроку. | - | - | - |
8. Домашнее задание | . | Воспринимают информацию, выбирают уровень 1.Объясняет сущность домашнего задания: -ответить на вопросы в конце параграфа 4; -ознакомиться с дополнительными источниками информации 2.Предлагает творческое задание: Изготовить модель Земли, отражающую её истинную форму. | фиксировать осознанно информацию | - | - | - | - |