Способ параллельной стороны.

Теоретической частью этого способа является способ наименьших квадратов.

В треугольнике погрешностей проводим из одной из вершин (желательно из угла, приближенного к прямому) линию, параллельно противоположной стороне треугольника :

На рис.5 видно, что векторные отрезки d1и d2 на этой линии откладываются из точки В, а длину рассчитываем по формулам:

Соединяем концы полученных векторных отрезков с противоположными вершинами треугольника погрешностей. Пересечение этих линий – т.О – вероятнейшее место судна.

СКП места судна рассчитывается по формуле:

Где:

0ср - Среднеарифметичское значение всех острых углов пересечения ЛП.

Способ разностных линий положения.

Этот способ отличается от двух предыдущих тем, что навигационные параметры в предыдущих способах были взаимонезависимы,т.к. коэффициент корреляции был равен нулю. В данном же случае навигационные параметры взаимозависимы, т.е. коэффициент корреляции равен единице, а частная квадратичная погрешность равна нулю.

Нахождение точки F заключается в том что проводятся 3 линии положения, их пересечение образует треугольник abc. Далее отклоняем каждую ЛП на одинаковый угол (3-5 градусов), из их пересечения получаем новый треугольник a’b’c’. Через сходственные вершины проводим линии. Точка их пересечения F и есть искомое место судна.

Комбинированный способ.

Данный способ применим, только если между тремя навигационными параметрами есть корреляционная взаимосвязь, т.е. коэффициент корреляции лежит между 0 и 1. Для этого метода используются 2 предыдущих метода. Точку О1 находим по методу Ющенко или Груздева, а точку О2 - по методу РЛП, соединяем эти 2 точки прямой линией. Наше обсервованное место находится где то на отрезке О1О2 на определенном удалении от т.О1 , это отдаление находится по формуле:

Где: - коэффициент, зависимый от коэффициента корреляции

- длина отрезка О1 О2

Коэффициент корреляции рассчитывается по формуле:

При предварительных расчетах навигационной безопасности плавания в прибрежных районах и в открытом море радиальную СКП обсервации допустимо рассчитывать по приближенной формуле

где n – количество линий положения.

При больших коэффициентах взаимной корреляции (0,4< r < 0,8) вычисленную по этой формуле величину для большей надежности целесообразно разделить на

Список литературы:

1. Математические основы судовождения:

Учебник для вузов, В.П.Кожухов, А.М.Жухлин и др. М.: Транспорт. 1993.200с.

2. А.П.Домбинский. практикум по дисциплине «Математические основы судовождения».

Владивосток. ДВГМА. 2006. 54с

3. Http://www.trans-service.org/ru.php

Наши рекомендации