Способ параллельной стороны.
Теоретической частью этого способа является способ наименьших квадратов.
В треугольнике погрешностей проводим из одной из вершин (желательно из угла, приближенного к прямому) линию, параллельно противоположной стороне треугольника :
На рис.5 видно, что векторные отрезки d1и d2 на этой линии откладываются из точки В, а длину рассчитываем по формулам:
Соединяем концы полученных векторных отрезков с противоположными вершинами треугольника погрешностей. Пересечение этих линий – т.О – вероятнейшее место судна.
СКП места судна рассчитывается по формуле:
Где:
0ср - Среднеарифметичское значение всех острых углов пересечения ЛП.
Способ разностных линий положения.
Этот способ отличается от двух предыдущих тем, что навигационные параметры в предыдущих способах были взаимонезависимы,т.к. коэффициент корреляции был равен нулю. В данном же случае навигационные параметры взаимозависимы, т.е. коэффициент корреляции равен единице, а частная квадратичная погрешность равна нулю.
Нахождение точки F заключается в том что проводятся 3 линии положения, их пересечение образует треугольник abc. Далее отклоняем каждую ЛП на одинаковый угол (3-5 градусов), из их пересечения получаем новый треугольник a’b’c’. Через сходственные вершины проводим линии. Точка их пересечения F и есть искомое место судна.
Комбинированный способ.
Данный способ применим, только если между тремя навигационными параметрами есть корреляционная взаимосвязь, т.е. коэффициент корреляции лежит между 0 и 1. Для этого метода используются 2 предыдущих метода. Точку О1 находим по методу Ющенко или Груздева, а точку О2 - по методу РЛП, соединяем эти 2 точки прямой линией. Наше обсервованное место находится где то на отрезке О1О2 на определенном удалении от т.О1 , это отдаление находится по формуле:
Где: - коэффициент, зависимый от коэффициента корреляции
- длина отрезка О1 О2
Коэффициент корреляции рассчитывается по формуле:
При предварительных расчетах навигационной безопасности плавания в прибрежных районах и в открытом море радиальную СКП обсервации допустимо рассчитывать по приближенной формуле
где n – количество линий положения.
При больших коэффициентах взаимной корреляции (0,4< r < 0,8) вычисленную по этой формуле величину для большей надежности целесообразно разделить на
Список литературы:
1. Математические основы судовождения:
Учебник для вузов, В.П.Кожухов, А.М.Жухлин и др. М.: Транспорт. 1993.200с.
2. А.П.Домбинский. практикум по дисциплине «Математические основы судовождения».
Владивосток. ДВГМА. 2006. 54с
3. Http://www.trans-service.org/ru.php