Методы решения типовых задач РГЗ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К расчетно-графическому заданию
по дисциплине
«Введение в специальность»
для студентов специальности 26.05.05 «Судовождение»
очной и заочной форм обучения
Севастополь
Методические указания к расчетно-графическому заданию по дисциплине «Ведение в специальность» для студентов специальности 26.05.05 «Судовождение» очной и заочной форм обучения. Сост. А.А. Загородний,—Севастополь: Изд–во СГУ,2015 .
Цель – дать студентам необходимую практику в решении простейших базовых задач навигации.
Соответствует минимальным требованиям стандарта подготовки вахтенных помощников судов валовой вместимости 500 и более, кодекса ПДНВ раздела А–II, таблиц А–II/1 и А–II/2; а также МКУБ–93.
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры судовождение и безопасность судоходства, протокол № от
Допущено учебно–методическим центром СГУ в качестве методических указаний.
Рецензент: доцент кафедры СБС Курочкин Л.Е.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Содержание ……………………………………………………..3
2. Преамбула……………………………………………………….4
3. Общие указания по выполнению РГЗ………………………….5
4. Основные определения………………...............................…….6
5. Методы решения типовых задач РГЗ…………………………7
6. Критерии оценки выполнения РГЗ…………………………....10
7. Библиографический список …………………………………...11
Преамбула
Приобретение основных понятий и навыков в решении простейших базовых задач навигации является необходимым условием для дальнейшего понимания и успешного освоения навигации и приемов судовождения.
В процессе выполнения РГЗ студенты закрепляют знания, полученные
на лекциях и практических занятиях, к ним приходит понимание систем счета направлений, поправок компасов, девиации и магнитного склонения, систем координат и простейших способах счисления пути судна с учетом дрейфа и течения.
Общие указания по выполнению расчетно-графического задания
В течение семестра студентами выполняется одно расчетно-графическогозадание. Каждому студенту выдается Задание на РГЗ и индивидуальный вариант с условиями шести задач.
На выполнение РГЗ отводится две недели со дня выдачи заданий на РГЗ. По истечении установленного срока, в результате выполнения РГЗ, студенты должны представить папку с подшитыми в нее материалами. Каждая из шести решенных задач должна быть проиллюстрирована графическим построением. Применяемые для обозначения символы должны соответствовать стандартным, принятым в судовождении.
Задачу № 6 выполнить на морской навигационной карте. Кальку с карты подшить к РГЗ. На кальке указать: № карты, масштаб карты, год печати, координатную привязку, исполнителя (фамилию, инициалы студента, номер группы).
Основные определения
Магнитное склонение- угол в плоскости истинного горизонта наблюдателя, образуемый плоскостью магнитного меридиана и плоскостью истинного меридиана.
Девиация магнитного компаса - отклонение стрелки магнитного компаса от плоскости магнитного меридиана под влиянием магнитных полей судна, его устройств и груза.Плоскость истинного горизонта – горизонтальная плоскость, проходящая через место наблюдателя перпендикулярно отвесной линии.
Плоскость компасного меридиана –вертикальная плоскость, совпадающая со стрелкой магнитного компаса, установленного на судне.
Истинный курс (ИК) – угол в плоскости истинного горизонта между плоскостью истинного меридиана и диаметральной плоскостью судна.
Магнитный курс (МК) – угол в плоскости истинного горизонта между плоскостью
магнитного меридиана и диаметральной плоскостью судна.
Компасный курс (КК) –угол в плоскости истинного горизонта между плоскостью компасного меридиана и диаметральной плоскостью судна.
Истинный пеленг (ИП) – двугранный угол между плоскостью истинного меридиана наблюдателя и вертикальной плоскостью, проходящей через какой-либо наблюдаемый объект.
Компасный пеленг (КП) – двугранный угол между плоскостью компасного меридиана наблюдателя и вертикальной плоскостью, проходящей через какой-либо наблюдаемый объект.
Курсовой угол (КУ) –угол между диаметральной плоскостью судна и направлением на наблюдаемый объект.
Географическая широта (φ) точки на поверхности Земли – угол между нормалью к земной поверхности эллипсоида в этой точке и плоскостью экватора.
Географическая долгота (λ)точки–двугранный угол, образованный плоскостью начального меридиана и плоскостью меридиана, проходящего через эту точку.
Разностью широт (РШ)двух точек на поверхности Земли называется дуга меридиана, заключенная между параллелями этих точек.
Разностью долгот (РД)двухточек на поверхности Земли называется центральный угол между меридианами этих точек.
Методы решения типовых задач РГЗ
1. Привести магнитное склонение к году плавания, 2015 году.
Склонение, снятое с карты, d = 5,0°Е, приведено к 2002 году.
Годовое уменьшение 0, 08°.
Р е ш е н и е: Общая величина изменения склонения за промежуток времени от 2002 года до 2015 года рассчитывается:
2015 - 2002 = 13 лет. 0, 08° х 13 = 1, 04°.
Приводя склонение к году плавания, нужно помнить, что склонение есть угол между плоскостями истинного и магнитного меридианов, а следовательно, уменьшение или увеличение его относится к самому углу (т.е. к абсолютной величине склонения, а не к его знаку). Зная склонение в 2002 г. d = 5,0°Е и общее изменение его за весь промежуток времени, прошедший от 2002г. до года плавания, легко найти и склонение в 2015 году: d = 5,0°Е - 1, 04° = 3, 96°. Поскольку склонение в 2002г. было восточным, то и уменьшенной его величине ставим знак плюс: d = 3, 96° Е.
2. Определить Δ МК, если d = 15,0° Е δ = - 5,7°.
Р е ш е н и е: Поправка магнитного компаса (Δ МК) - угол, заключенный между нордовой частью истинного меридиана и нордовой частью компасного меридиана. Поправка магнитного компаса может быть положительной, когда компасный меридиан отклонен от истинного к востоку, и отрицательной, когда компасный меридиан к западу от истинного. Знаем, что поправка магнитного компаса представляет собой сумму двух ее составляющих: магнитного склонения и девиации магнитного компаса.
Δ МК = d + δ ; значит, подставив значения, можно определить :
Δ МК = ( +15,0° ) + ( - 5,7°) = + 9,3°
3. Определить координаты пункта прихода, если известны координаты пункта отхода и пройденные судном РШ и РД.
φ1 = 50°05' 0 S; λ1= 5°00' 0 E
РШ = 30°00' 0 к N; РД = 13°00'0 к W
Р е ш е н и е: Вычисление координат пункта прихода судна можно определить из формул :
РШ = φ2 - φ1 ;
РД = λ2 - λ1 ;
Рекомендуется сопровождать построением чертежа, что, кроме контроля правильности решения, развивает пространственное воображение.
Иллюстрируя пример, схематически изобразим на поверхности шара начальную точку перехода судна и проведя от нее РШ = 30°00' 0 к N увидим что широта уменьшится до φ2 = 20°05' 0 S. Наименование широты останется зюйдовым потому что мы после перехода остались в южном полушарии. Те же построения произведем и долготой. Проведя от начальной точки РД = 13°00'0 к W увидим что судно перешло в западное полушарие поэтому наименование долготы изменится λ2 = 8°00'0 W.
4. Рассчитать пройденное судном расстояние (S = ?)
если ол1 =32,7 ол2=63,1 Δ л = +6 %.
Р е ш е н и е: Определим разность отсчетов лага: РОЛ = ол2 - ол1 = 63,1 - 32,7 = 30,4. Определим коэффициент лага: Кл = 1 + Δ Л% : 100 = 1,06. Теперь можно определить пройденное судном расстояние S = РОЛ х Кл = 30,4 х 1,06 = 32,2 мили.
5. Судно «А» следует курсом ИК = 190° и по пеленгу ИП = 147°
наблюдает судно «В», а судно «В» наблюдает судно «А»
на КУ = 78° л/б. Рассчитать курс судна «В» и КУ с судна «А»
на судно «В».
Р е ш е н и е: Для решения задачи рекомендуется произвести графические построения. Провести линию истинного меридиана (Nи) и относительно нее построить линию курса судна «А» , ИК = 190°. Подразумевается, что судно «А» в центре чертежа, а судно «В» на периферии. Провести пеленг ИП = 147° с судна «А» на судно «В» и рассчитать обратный пеленг (ОИП) с судна «В» на судно «А» ОИП = ИП + 180° = 147° + 180° = 327°. Из построений видно, что если судно «В» наблюдает «А» по пеленгу 327° и на своем курсовом угле КУ = 78° л/б то можно определить истинный курс судна «В»: ИКв = ОИП + КУ = 327° + 78° = 405° - 360° = 45°. Для проверки: ОИП = ИК – КУ = 45° - 78° = 327°. (360°-33°). Из построений видно что чтобы рассчитать КУ с судна «А» на судно «В» применяется формула: КУ = ИК - ИП = 190° - 147° = 43°.
6. ИК = 295°, V = 9 уз, α= –3,0°. Течение 260° – 4узла. Найти ПУ = ?
Р е ш е н и е: Для решения задачи рекомендуется произвести графические построения на морской навигационной карте масштаба не мельче М 1: 200000. На карте выполнить координатную привязку, указать: номер, масштаб карты, год печати, условие задачи, исполнителя и номер группы.
В произвольной точке карты нанести исходную точку и проложить ИК = 295°. Известно, что ветер дует в компас, а из условия видно, что ветер дует в правый борт судна и сносит судно влево так как знак α отрицательный. Следовательно, учитывая дрейф судна, проложим ПУα = ИК - α = 295° – 3,0° = 292°. На ПУα в масштабе карты отложить вектор скорости судна V̅с = 9 уз и из конца полученного вектора, в том же масштабе, проложить вектор течения Ūт = 260°- 4 уз. Прямая, соединяющая исходную точку с концом вектора течения, является линией пути судна при суммарном сносе.
(Произвести графические построения на карте чтобы найти ПУ = ?
Представить снятую с карты кальку ).