Типичные ошибки пользователей счетчиков

За последние годы автору многократно приходилось слышать, что «счетчики считают все неправильно». Очень часто проведенное разбирательство показывало, что проблемы связаны с одной или несколькими типовыми ошибками пользователей, наиболее частые из которых разобраны ниже.

Установка нескольких (или многих) счетчиков: правило 95%.

Очень часто приходится видеть сайты, обвешанные счетчиками как новогодние елки, их может быть 3, 5 и более. Когда пользователь обращается к странице такого сайта, происходит следующее:

· Браузер начинает загружать графические элементы, делая это последовательно (сверху вниз страницы).

· Для каждого счетчика необходимо получить его адрес из DNS, установить соединение, получить графическое изображение.

· За то время, пока это происходит – пользователь уже может уйти со страницы по ссылке, в этом случае загрузка части счетчиков может не успеть произойти и данное обращение не будет засчитано.

Экспериментально установлено, что каждый дополнительный счетчик учитывает примерно на 5% меньше посещений, чем счетчик установленный выше него в HTML-коде.

Устанавливать стоит только те счетчики, наличие которых необходимо сайту, это вежливо по отношению к пользователю (ускоряет загрузку страницы) и не повышает статистическим системам индекс цитирования в поисковых машинах.

Установка кода счетчика внизу (в подвале) страницы.

Чем ниже на странице установлен счетчик, тем позднее (в сравнении с другими графическими элементами) будет производиться обращение к нему и тем больше шансов, что клиент со страницы успел уйти.

Для борьбы с этим, продвинутые статистические системы предлагают «раздельный» код – «считающий пиксель» (прозрачное изображение 1x1) для установки на самом верху страницы и «логотип» для установки на видном месте. Если есть заинтересованность в получении от счетчика максимально возможных показателей (это важно для рейтинговых систем, но не так важно для счетчиков), то этой возможностью следует пользоваться.

Установка кода счетчика не на все страницы сайта.

Это очень частая проблема, например если разные разделы сайта собираются из разных шаблонов. Естественно, обращения к тем страницам, где кода счетчика не установлено, засчитаны системой статистики не будут.

Разные показатели называются одинаково или похоже.

Эта проблема является проблемой интерпретации данных, однако возникает достаточно часто. Допустим, в системе статистики «А» «хитом» называется любое обращение к странице, в системе статистики «Б» - тоже любое, но повторные обращения через 30 и менее секунд не засчитываются, а в системе статистики «В» - не засчитываются перезагрузки (нажатие кнопки Reload) и повторные обращения менее чем через 30 секунд. Очевидно, что даже по «числу показанных страниц» в идеальных условиях система А покажет наибольшие данные, а В – наименьшие.

Проблемы счетчиков

Системы статистики, как и любой другой сервис, неидеальны. При этом возникающие у них проблемы моментально становятся проблемами их пользователей т.к. при обращении к сайту с установленными счетчиками происходит обращение пользователя и к системе статистики. Наиболее распространенные проблемы таковы:

1. Отсутствие связности сети между пользователем и сервером счетчика. Это может быть временная недоступность или постоянная (например, администратор сети клиента запретил доступ из соображений приватности, либо экономии трафика), либо же сервис счетчика остановлен для регламентных работ. В этом случае клиентский браузер тратит впустую заметное количество времени на обращение к системе статистики, обращения не происходит, доступ клиента не засчитан, клиент раздражен т.к. страница загружалась медленно.

2. Перегрузка системы статистики возникает в ситуации, когда клиентов больше, чем система статистики может обслужить. Все описанные выше симптомы («торможение» при загрузке страниц сайта с установленным счетчиком) повторяются, но происходит это только в часы наибольшей загрузки (с 11-12 до 17-18 по московскому времени). С проблемами перегрузки в разной степени сталкиваются все системы статистики Рунета, за исключением Smartlog (система очень молодая, пользователей пока мало).

На практике, 10-20% клиентских обращений счетчиками не учитывается, этот процент выше в дни высокой загрузки (будние дни, какие-то события представляющие массовый интерес) и ниже в дни низкой загрузки.

С учетом вышесказанного, следует с огромной осторожностью относиться к предлагаемыми рядом статистических систем средствам учета заходов поисковых роботов. Так как роботы не забирают картинки, а вложенные фреймы забирают с опозданием, то единственный способ их учесть – это вставить на страницы сайта исполняемый код (на PHP/Perl/ASP – т.е. на том средстве программирования, на котором сделана выдача динамического контента сайта), который будет производить обращение к статистической системе со стороны сервера на котором расположен сайт. В случае, если статистическая система «лежит» или перегружена может получиться так, что и клиентский сайт будет недоступен или плохо доступен т.к. на стороне сайта при каждом обращении к нему исполняется кусок кода, ожидающий ответа статистической системы.

Исходя из вышесказанного, автор рекомендует использовать системы обработки журнальных файлов, которые работают независимо от сайта, следовательно лишены ряда проблем счетчиков.

6. Анализаторы журнальных файлов – обзор возможностей

Анализаторы журнальных файлов (log-файлов) предназначены для построения тех же отчетов, что и сервисы статистики, однако используются те данные, которые копятся на сайте. Различия в возможностях подробно разобраны в разделе 4.

Как и в случае счетчиков, анализаторам нужно «знание» о поисковых системах и каталогах Рунета, а для анализа поисковых запросов еще и знание кодировок русского языка. В зарубежных системах статистики это знание отсутствует. В таблицу ниже включены три зарубежных системы, две из которых (Analog и Webalizer) бесплатны и поэтому часто включаются в пакет услуг хостерами, а третья (Webtrends) считается эталоном по набору возможностей.

Основные возможности систем анализа журнальных файлов сведены в табл. 3.

Заключение

Как видно из вышесказанного, возможности по анализу статистических данных возрастают одновременно со стоимостью решения. Как и всегда, оптимальный выбор зависит от круга решаемых задач и бюджета. В то же время, оценка реальной эффективности рекламы без детального анализа посещаемости с учетом целевых посетителей практически невозможна, что делает установку того или иного продвинутого решения практически неизбежной. На сегодняшний день это означает либо ежедневный ручной сбор данных из бесплатного счетчика Liveinternet, либо покупку того или иного решения по анализу лог-файлов за несколько сотен долларов.


Табл. 3. Сравнительные возможности систем анализа лог-файлов
Параметр Analog Webalizer Webtrends Статистика Bitrix NetPromoter (loganalyzer+статистика сайта) Spylog Flexolyzer
Стоимость Бесплатно Бесплатно От $895 (Small Business Ed.) до $9995 (Enterprise) $500 (MySQL)-$3000 (Oracle). Работает только с сайтами на Bitrix. Статистика сайта: $400, анализатор входит в состав пакета «продвижение сайта» 20000 р. в год.
Нагрузочная способность (кол-во обрабатываемых данных) Высокая (за счет низкой функциональности) Высокая (за счет низкой функциональности) Высокая. Неизвестно. Невысокая, рассчитано на небольшие сайты.  
Анализ общей посещаемости + (нет подсчета пользователей) + (нет подсчета пользователей) + (разные способы подсчета пользователей) + + +
Детальный анализ посещаемости по страницам/каталогам + + + + + +
География -+ (по доменам) -+ (по доменам) + (данные по России неточные) +- (по странам) + +
Статистика по ссылающимся сайтам + + + + + +
Статистика по переходам с поисковых систем и поисковым фразам - -+ (нет поддержки русского языка и знания российских поисковиков) -+ (нет поддержки русского языка) + + +
Статистика по заходам поисковых роботов Общая (выделяется по User-Agent) Общая + (без поддержки части российских поисковиков) Детальная Общая в «Статистике сайта», детальная в Log Analyzer Детальная, показываются top-N проиндексированных каждым роботом страниц
Точки входа, точки выхода, пути по сайту. - + (только точки входа) +   + +
Анализ рекламных кампаний - - Развитые средства, чем дороже тем лучше. Ориентировка на онлайн-продажи Возможность создавать свои «события» как цепочки посещенных страниц. Простые возможности по анализу рекламных кампаний. Простые средства (заходы по компании без детального анализа) Возможность создавать свои отчеты для определенных типов пользователей (посетивших определенную страницу, пришедших по такой-то кампании)
Экспорт данных - - XLS, DOC, PDF - - HTML, XLS, XML
Время на освоение Минимальное Минимальное Большое Среднее Среднее Среднее
Отчеты для руководства (executive summary) - - + (отчеты очень высокого качества, но на английском) - - -

Наши рекомендации