Вопрос 2. Регистрация товарных знаков.

Тема 3. Назначение, виды и правовая охрана товарных знаков.

Вопрос 1. Понятие и виды товарных знаков.

Товарный знак — марка или ее часть, обеспеченная правовой защитой.

Отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием товарных знаков и знаков обслуживания регулируются Законом РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров".

Правовая охрана товарного знака в Российской Федерации предоставляется на основании его государственной регистрации. Правообладателем товарного знака может быть юридическое лицо или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность.

После того как товарный знак зарегистрирован, на него выдается свидетельство.

В зависимости от используемых обозначений, товарные знаки можно разделить на следующие виды:

1. Словесные. Наиболее распространены словесные товарные знаки, которые могут состоять из существующих или искусственно созданных слов, имен собственных, аббревиатур, букв, чисел либо их сочетаний. Такие знаки могут быть зарегистрированы как в стандартном написании, так и с учетом особого начертания букв и цифр.

2. Изобразительные. Изобразительный товарный знак представляет собой оригинальный рисунок, эмблему фирмы.

3. Объемные. В качестве объемного товарного знака, как правило, регистрируется упаковка товара (особой формы бутылка, флакон, коробка и т. п.).

4. Звуковые. Звуковые товарные знаки могут представлять собой от дельные звуки, последовательность мелодического ряда (мелодию) или шумы различного происхождения. Наиболее час-то они представляют собой музыкальные фразы, сопровождающие радио- или телевизионные рекламные ролики.

5. Световые. Световые товарные знаки состоят из световых символов (сигналов) различной последовательности и длительности свечения. Они, как и обонятельные товарные знаки, не получили пока широкого распространения.

Обонятельные.

7. Голографические. Голографические товарные знаки, как правило, наносятся производителем на товары, нуждающиеся в надежной защите от подделок, например, лекарственные средства. Такие знаки — еще и эффективное средство рекламы, повышающее доверие к товару.

8. Комбинированные. Комбинированные товарные знаки являются легко узнаваемыми, поскольку могут включать в себя хорошо запоминаемые словесные элементы, а также другие обозначения.

Вопрос 2. Регистрация товарных знаков.

В соответствии с действующим законодательством правом на регистрацию товарного знака обладают юридические лица или осуществляющие предпринимательскую деятельность физические лица. Для осуществления регистрации они должны подать заявку в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Заявка и прилагаемые к ней документы представляются заявителем самостоятельно либо через патентного поверенного.

Заявка подается на один товарный знак. При этом обозначения, отличающиеся одно от другого какими-либо элементами, считаются разными товарными знаками.

Заявка на регистрацию товарного знака должна содержать:

Ø заявление о регистрации обозначения в качестве товарного знака с указанием заявителя, а также его места нахождения или места жительства;

Ø заявляемое обозначение;

Ø перечень товаров, в отношении которых испрашивается регистрация товарного знака и которые сгруппированы по классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (всего существует 34 класса товаров и 11 классов услуг);

Ø описание заявленного обозначения.

Принятая для рассмотрения заявка подлежит экспертизе, которая включает в себя формальную экспертизу и экспертизу заявленного обозначения.

Формальная экспертиза заявки проводится в течение месяца с даты ее подачи в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

В ходе проведения формальной экспертизы проверяется наличие необходимых документов заявки, а также их соответствие установленным требованиям.

По завершении формальной экспертизы проводится экспертиза заявленного обозначения, в ходе которой проверяется его соответствие требованиям, установленным действующим законодательством, а также приоритет товарного знака.

Не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью. К ним могут относиться, в частности:

Ø обозначения, представляющие собой отдельные буквы, цифры, не имеющие характерного графического исполнения, сочетания букв, не имеющие словесного характера; линии, простые геометрические фигуры, а также их сочетания, не образующие композиций;

Ø реалистические или схематические изображения товаров, заявляемые на регистрацию в качестве товарных знаков для обозначения этих товаров;

Ø трехмерные объекты, форма которых обусловлена исключительно функциональным назначением;

Ø общепринятые наименования, представляющие собой, как правило, простые указания товаров, заявляемые для обозначения этих товаров: общепринятые сокращенные наименования организаций, предприятий, отраслей и их аббревиатуры.

Не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, состоящих только из элементов представляющих собой государственные гербы, флаги и другие государственные эмблемы, сокращенные или полные наименования международных межправительственных организаций, их гербы, флаги и другие эмблемы. Такие элементы могут быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа

Не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы: являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя, а также противоречащие общественным интересам принципам гуманности и морали.

К таким обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности.

Противоречащими общественным интересам, принципам гуманности и морали могут быть признаны слова и изображения непристойного содержания, призывы антигуманного характера, оскорбляющие человеческое достоинство, религиозные чувства, слова, написание которых нарушает правила орфографии русского языка, и т. п.

В соответствии с международным договором Российской Федерации не допускается регистрация в Российской Федерации в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, которые охраняются в одном из государств — участников указанного международного договора в качестве обозначений, идентифицирующих вина или спиртные напитки как происходящие с его территории (производимые в границах географического объекта этого государства) и имеющие особое качество, репутацию или другие характеристики, которые главным образом определяются их происхождением, если товарный знак предназначен для обозначения Вин или спиртных напитков, не происходящих с территории данного географического объекта.

По результатам экспертизы принимается решение о регистрации товарного знака или об отказе в его регистрации.

Решение об отказе в регистрации товарного знака может быть обжаловано заявителем.

В течение месяца с даты регистрации товарного знака в Реестре правообладателю выдается свидетельство на товарный знак установленной формы.

Регистрация товарного знака действует до истечения десяти лет, считая с даты подачи заявки на регистрацию. Этот срок может быть продлен по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года ее действия, каждый раз на десять лет.

Юридические и физические лица Российской Федерации вправе зарегистрировать товарный знак в зарубежных странах или произвести его международную регистрацию.

Наши рекомендации