Знаки препинания при выражениях, взятых из чуждого автору словаря, употребляемых в ироническом значении, а также при цитатах

I. Слова, употребляемые не в своем обычном значе-

нии, используемые в ироническом смысле, впервые

предлагаемые читателю или, наоборот, устарелые,

необычные и т. п. выделяются кавычками:

Теперь слово «мэр» знают все', Опять нет воды —

такой «подарок» сделали нам коммунальщики

к празднику.

II. Ц и т а т ы оформляются следующим образом.

1. Цитаты, состоящие из нескольких абзацев, выде-

ляются кавычками в начале и в конце всего цити-

руемого текста, т. е. начальные кавычки ставятся

только один раз:

В энциклопедии про грозу написано так:

«Гроза — атмосферное явление, заключающееся

в электрических разрядах...

Эти разряды — молнии...

Гроза наблюдается в жаркую погоду...»

2. Если цитата приводится не полностью, то про-

пуск обозначается постановкой многоточия: перед

текстом цитаты (после начальных кавычек), когда

цитата приводится не с начала предложения; в се-

редине цитаты, когда пропущена часть текста; пос-

ле текста цитаты (перед конечными кавычками),

когда цитируемое предложение приводится не до

конца.

3. Если цитата синтаксически связывается с автор-

ским текстом, образуя придаточную часть сложно-

подчиненного предложения, то первое слово цитаты

пишется со строчной буквы: М. Горький в одной из

своих статей по вопросам литературы указыва-

ет, что «поэты до Пушкина совершенно не знали

народа, не интересовались его судьбой, редко писа-

ли о нём».

4. Если цитата, стоящая после слов автора, оформля-

ется как прямая речь, то используется соответствую-

щая пунктуация (двоеточие перед цитатой, началь-

ные кавычки, прописная буква в первом слове цита-

ты и т. д.): Тютчев написал: «Лениво дышит

полдень мглистый».

5. Если слова автора следуют за цитатой, то первое

слово цитаты пишется с прописной буквы, даже ес-

ли в цитируемом источнике оно начинается со

строчной (пропуск части текста обозначается мно-

готочием): «...Следуя правде жизни, поэт не мог

наделить своего героя всем, что носил в своей ду-

ше, а если бы он сделал это — Печорин был бы.

неправдив», — писал М. Горький в статье о

М. Ю. Лермонтове.

6. Если предложение заканчивается цитатой и в

конце цитаты стоит многоточие, вопросительный

или восклицательный знак, то после них ставятся

кавычки и точка: В одной из своих литератур-

ных статей М. Горький писал, что «Рудин —

это и Бакунин, и Герцен, и отчасти сам Тур-

генев...».

7. Если перед закрывающими кавычками стоит воп-

росительный/восклицательный знак или многото-

чие, то те же самые знаки после кавычек не повторя-

ются: Читали ли вы повесть Франсуазы Саган

«Любите ли вы Брамса?» Но ср.: С каким удоволь-

ствием я прочёл повесть Франсуазы Саган «Люби-

те ли вы Брамса?»!

8. Если, цитируя какой-либо текст, автор подчерки-

вает отдельные слова цитаты для усиления их значе-

ния (в печати такие места выделяются особым шриф-

том), то он должен оговорить это в примечании, за-

ключив его в скобки и указав свои инициалы:

Прочитав рассказ, М. Горький написал, что

«редакторских поправок в нём нет (выделено

нами. — Д. Р.)».

Такое примечание помещается или непосредст-

венно после соответствующего места в цитате, или в

конце цитаты, или в конце страницы в виде сноски

(подстрочного примечания).

9. Если в начале или в конце цитаты (то же относит-

ся к прямой речи) встречаются внутренние и внеш-

ние кавычки, то они должны различаться (так назы-

ваемые ёлочки « » и лапки „ "): Учитель сказал:

«„Евгений Онегин" — выдающееся произведение

пушкинского гения»; Автор статьи указывает,

что в «золотой фонд мировой литературы вошли

такие произведения, как „Война и мир"».

10. Библиографическая справка (откуда взята ци-

тата) при цитате обычно дается или после самой

цитаты, или, чтобы облегчить чтение, в конце

страницы, в виде сноски. В такой справке должны

быть точно указаны: фамилия и инициалы авто-

ра, название цитируемого произведения, место и

год его издания, страница: Мне понравились

слова: «Цензура сделала мне разные урезывания

и вырезывания, — жаль, что у меня нет её

отрезков» (Герцен А. И. Кто виноват?

Москва, 1956. С. 7).

293. Прочитайте предложения. Объясните употребле-

ние кавычек и многоточия.

1. На модном слове «идеал» тихонько Ленский задре-

мал. (П.) 2. Люблю я дружеские враки и дружеский бо-

кал вина порою той, что названа «пора меж волка и

собаки». С П.) 3. Это «не хочу» поразило Антона Про-

кофьевича. (Г,) 4. «Бить» в дудку для приманки перепе-

лов учил меня Фёдор. (Акс.) 5. Мне объявили, что я дол-

жен прожить тут ещё три дня, ибо «оказия» из Екатери-

нодара ещё не приходила. (Л.) 6. Мы поехали в лес, или,

как у нас говорится, в «заказ». (Т.) 7. Вечером мы с

охотником Ермолаем отправились на «тягу». Но, может

быть, не все мои читатели знают, что такое «тяга». (Т.)

8. Полутыкин заикался, называл свою собаку Астроно-

мом; вместо «однако» говорил «одначе». (Т.) 9. Правда,

некогда правильные и теперь ещё приятные черты лица

его немного изменились, щёки повисли, частые морщи-

ны лучеобразно расположились около глаз, «иных зубов

уж нет», как сказал Саади, по уверению Пушкина. (Т.)

10. Предположение дневального, что «взводный на-

жрался и дрыхнет где-то в избе», всё больше собирало

сторонников. (Ф.) 11. Это были пассажиры третьего

класса и так называемые «палубные», помещавшиеся

на нижней носовой палубе возле трюма. Они не имели

права находиться на верхних палубах, предназначен-

ных исключительно для «чистой» публики первого и

второго класса. (Кат.)

294. Прочитайте предложения. Объясните употребле-

ние кавычек и многоточия.

1. «Горек чужой хлеб, — говорит Данте, — и тяжелы

ступени чужого крыльца». (П.) 2. Над воротами возвы-

силась вывеска, изображающая дородного амура с опро-

кинутым факелом в руке, с подписью: «Здесь продаются

и обиваются гробы простые и крашеные, также отдаются

напрокат и починяются старые». (П.) З.Аркадий Пав-

лыч, говоря собственными его словами, «строг, но спра-

ведлив». (Т.) 4. В одном месте у Герцена сказано, что

Москва всегда «становится в уровень с обстоятельства-

ми, когда над Русью гремит гроза». (Инб.) 5. Поэт Ни-

колай Тихонов когда-то написал о наших людях: «Гвоз-

ди бы делать из этих людей, в мире бы не было крепче

гвоздей». (Эр.) 6. Белинский писал: «Создаёт человека

природа, но развивает и образует его общество». 7. «Две-

надцать миллионов людей вне закона! Ужас!» — писал

в своём дневнике Герцен, имея в виду крепостных кре-

стьян в тогдашней России. 8. «Стало быть, для того что-

бы понять историю искусства и литературы той или иной

страны, — указывает Г. В. Плеханов, — надо изучить ис-

торию тех изменений, которые произошли в положении

её жителей». 9. Докладчик привёл слова М. Горького:

«Всякая индивидуальность есть результат социальной

группировки», — и этим закончил своё выступление.

10. Л. Н. Толстой писал: «...в искусстве простота, крат-

кость и ясность есть высшее совершенство формы искус-

ства, которая достигается только при большом дарова-

нии и большом труде». 11. Говоря о достоинствах языка

народной поэзии, писатель А. А. Фадеев напомнил: «Не

случайно наши русские классики... рекомендовали чи-

тать сказки, прислушиваться к народной речи, изучать

пословицы...» 12. Выступая в защиту культуры устной

речи, А. П. Чехов писал: «В сущности ведь для интелли-

гентного человека дурно говорить должно бы считаться

таким же неприличным, как не уметь читать и пи-

сать...»

Диктант

Прежде чем писать этот текст под диктовку, вниматель-

но прочитайте его, обратите внимание на просторечные и

устаревшие слова и на расстановку знаков препинания.

Читатель догадается, что на другой день утром Лиза

не замедлила явиться в роще свиданий. «Ты был, барин,

вечор у наших господ? — сказала она тотчас Алексею. —

Какова показалась тебе барышня?» Алексей отвечал, что

он её не заметил. «Жаль», — возразила Лиза. «А почему

же?» — спросил Алексей. «А потому, что я хотела бы

спросить у тебя, правда ли, говорят...» — «Что же

говорят?» — «Правда ли, говорят, будто бы я на барыш-

ню похожа?» — «Какой вздор! Она перед тобой урод

уродом». — «Ах, барин, грех тебе это говорить. Барыш-

ня наша такая беленькая, такая щеголиха! Куда мне

с нею равняться!»

Алексей божился ей, что она лучше всевозможных бе-

леньких барышень, и, чтоб успокоить её совсем, начал

описывать её госпожу такими смешными чертами, что

Лиза хохотала от души. «Однако ж, — сказала она со

вздохом, — хоть барышня, может, и смешна, всё же я

перед нею дура безграмотная». — «И! — сказал Алек-

сей, — есть о чём сокрушаться! Да коли хочешь, я тотчас

выучу тебя грамоте». — «А взаправду, — сказала Лиза, —

не попытаться ли и в самом деле?» — «Изволь, милая.

Начнём хоть сейчас».

Они сели. Алексей вынул из кармана карандаш и за-

писную книжку, и Акулина выучилась азбуке удиви-

тельно скоро. Алексей не мог надивиться её понятливос-

ти. На следующее утро она захотела попробовать и

писать. Сначала карандаш не слушался её, но через

несколько минут она и вырисовывать буквы стала до-

вольно порядочно. «Что за чудо! — говорил Алексей. —

Да у нас чтение идёт скорее, чем по ланкастерской

системе». (По А. С. Пушкину.)

Наши рекомендации