Предполагаемые результаты реализации программы. Пояснительная записка
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по английскому языку «Страноведение» составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования.
Создание данной программы было обусловлено усилением роли иностранного языка как дисциплины, позволяющей обучаемым успешно включаться в трудовые отношения в будущем. Программа призвана способствовать внедрению и распространению инновационного опыта обучения и воспитания учащихся в области изучения иноязычной культуры и иностранных языков. Занятия будут способствовать осознанию многомерности культуры мира с живой культурной традицией своей страны.
Новизна программы заключается в приобретении навыков работы на компьютере, использовании информационных технологий на занятиях: компьютерное тестирование, создание презентаций, слайд-шоу, организация и проведение внеклассных мероприятий на английском языке, активная работа с аудио и видеоматериалами. Спецификой данной программы является её ярко выраженный межпредметный характер.
Цель и задачи
Перспективную цель данной программы можно определить как подготовку учащихся к эффективной творческой самореализации в условиях современного поликультурного пространства – через диалог российской и англоязычной культур.
Также в качестве целей можно выделить:
· дальнейшее развитие у учащихся иноязычных коммуникативных умений;
· культуроведческое развитие средствами иностранного языка;
· дальнейшее развитие устной и письменной речи в рамках изучаемых норм лексико-грамматического и интонационно-синтаксического оформления высказывания;
· формирование способности описывать различные явления жизни и давать им собственную оценку на иностранном языке;
· развитие умений самообразования, творческого поиска;
· развитие умений оценивать свой уровень владения видами речевой деятельности;
· подготовка к межкультурному общению, формирование ценностно-ориентационных представлений о мире.
Задачи:
Обучающие:
· знакомство с культурой английского языка и с культурой англоязычных стран;
· изучение новой лексики;
· введение грамматического материала;
· расширение и закрепление накопленного запаса слов;
· активное использование полученных знаний на практике.
Развивающие:
· совершенствование навыков разговорной речи;
· формирование потребности самовыражения в разных видах деятельности;
· развитие творческих способностей;
· развитие социальных и культурных навыков, формирование социокультурной стороны личности в процессе приобщения к духовным ценностям национальной и мировой культуры.
Воспитывающие:
· воспитание общительности, доброжелательности, культуры общения, умения работать в коллективе;
· способствовать социализации учащихся, формированию открытости, к истории и культуре, речи и традициям других стран.
Отличительные особенности
В преподавании учебного материала в рамках программы используются фронтальные и групповые формы работы, практические занятия. Исследовательские методы, аутентичные материалы. Особо важная роль отводится видеофильмам, которые создают языковую среду на уроках. И являются ценным источником информации, что позволяет развивать коммуникативную компетенцию и использовать инновационные технологии, в частности метод проектов.
Программа рассчитана на 170 часов (34 часа для каждого класса, 1 час в неделю) и включает проведение регулярных ежедневных внеурочных занятий (как аудиторных, так и внеаудиторных) и занятий крупными блоками «интенсивами». Интенсив внеурочной деятельности - это формирование внеурочной деятельности, при которой в ограниченный временной срок происходит максимальное формирование определенного социального опыта.
Материал подается в форме презентаций, видеофильмов, викторин, не утомительной для школьника. Различные творческие задания будут способствовать развитию воображения и помогут лучше усвоить пройденный материал на занятии. Учащимся придется собирать материал, работать с электронными источниками информации, словарями, энциклопедиями, создавать проекты и презентации и многое другое. На каждом занятии школьники добавляют к уже усвоенным знаниям дополнительный интересный материал, имея дело преимущественно с иноязычной речью, как устной, так и письменной. Таким образом, данная программа основывается на «коммуникативной методике». При помощи коммуникативного метода у детей развивается умение говорить и воспринимать речь на слух. В процессе общения и восприятия английской речи осваивается и грамматика. Учащиеся сразу учатся говорить правильно.
Целесообразно использовать следующие формы реализации программы:
· занятие;
· занятие-путешествие;
· дискуссия;
· тестирование;
· защита творческих работ и проектов;
· онлайн-экскурсия;
· итоговое занятие;
· самопрезентации.
Содержание программы
Исходя из поставленных целей и задач и ориентируясь на конечный результат обучения, в содержание обучения страноведению включаются следующие компоненты:
– лингвострановедческий: знание, понимание реалий, слов, обозначающих предметы национальной культуры, и умение их употреблять, знание страноведческих тем, связанных с общими знаниями об англоговорящих странах, текстовый материал;
– общеучебный компонент: учебно-организационные, учебно-интеллектуальные и учебно-коммуникативные умения.
Таким образом, в содержание программы входят темы по географическому положению, истории, культуре англоговорящих стран, сведения об образе жизни, традициях и обычаях, особенности речевого и неречевого поведения жителей англоговорящих стран, социокультурные различия, лингвострановедение.
А так жесодержаниестрановедческого курса позволяет:
– учащимся выявить свои способности в изучаемой области знаний и подготовить себя к осознанному выбору профессии в соответствии с концепцией профильного обучения.
– учителю использовать межпредметные связи (английский язык-география, английский язык-история, английский язык– информатика, английский язык-литература, английский язык– МХК ) и поможет учащимся приобрести целостную картину окружающего мира, ликвидировать односторонность и примитивность мышления, неумение сравнивать, анализировать, обобщать, переносить полученные знания и опыт на решение новых задач.
В связи с тем, что основной задачей данного курса является коммуникативная направленность, каждое занятие строится на использовании разнообразных видов учебно – познавательной деятельности, самостоятельности. При организации занятий целесообразно использовать интерактивную методику работы (создавать ситуации, в которых каждый ученик сможет выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы), осуществлять личностно-деятельностный и субъект-субъектный подход (равноправное взаимодействие учащегося и учителя). Ведущее место в обучении отводится методам поискового и исследовательского характера, которые стимулируют познавательную активность учащихся.
Тематический план программы
№ п\п | Разделы, темы | Кол-во часов |
1. | Географические особенности Великобритании | 1 час |
2. | Достопримечательности Великобритании | 1 час |
3. | История Великобритании | 1 час |
4. | Знаменитые люди Великобритании | 1 час |
Правительство Великобритании | 1 час | |
Образование в Великобритании | 1 час | |
Спорт в Великобритании | 1 час | |
Культура, традиции и обычаи Великобритании | 1 час | |
Правительство Великобритании | 1 час | |
Географическое положение и природа США | 1 час | |
История США | 1 час | |
Праздники и традиции США | 1 час | |
Политическая система США | 1 час | |
США: Образование. Культура. Спорт. | 1 час | |
Знаменитые люди США | 1 час | |
Главные города США | 1 час | |
Географическое положение и природа Канады | 1 час | |
История открытия Канады | 1 час | |
Правительство и население Канады | 1 час | |
Традиции и обычаи Канады | 1 час | |
Образование Канады | 1 час | |
Культура и спорт в Канаде | 1 час | |
Знаменитые люди Канады | 1 час | |
Крупные города Канады | 1 час | |
Географическое положение и природа Австралии | 1 час | |
История открытия Австралии | 1 час | |
Правительство и население Австралии | 1 час | |
Крупные города Австралии | 1 час | |
Образование, культура и спорт в Австралии | 1 час | |
Географическое положение Новой Зеландии | 1 час | |
История открытия Новой Зеландии | 1 час | |
Правительство Новой Зеландии | 1 час | |
Крупные города Новой Зеландии | 1 час | |
Образование, культура и спорт в Новой Зеландии | 1 час | |
ИТОГО | 34 часа |
Предполагаемые результаты реализации программы
По окончании реализации программы происходит формирование у учащихся социокультурной адаптации и развитие толерантности.
К концу курса учащиеся будут:
знать/понимать:
· особенности культуры и общественно-экономических отношений отдельной страны;
· особенности образа жизни и манеры общения представителей англоговорящих стран.
уметь:
· вести обсуждение, выражать собственное мнение и обосновывать его;
· читать текстовые материалы, связанные с изучаемой тематикой;
· научно излагать материал в письменном виде согласно поставленной проблеме;
· выполнять проектную работу (доклад, реферат, презентацию);
· самостоятельно подготовить устное сообщение и выступить с ним;
· сравнивать, оценивать, анализировать полученные факты и делать выводы.
· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· участвовать в этикетном диалоге.
Формы контроля
В ходе реализации Программы предполагаются следующие виды контроля:
· входной
· текущий
· итоговый
Контроль и оценка должны не только показывать степень овладения знаниями, но и формировать у школьника уважительное отношение к себе, поддерживать уверенность его в своих силах.
Формы подведения итогов:
· выступления детей на открытых мероприятиях;
· участие в конкурсных мероприятиях;
· контрольные занятия;
· итоговое занятие;
· защита проектов;
· школьная конференция.