И организационно-методические указания
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ
УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра социально-культурного сервиса и туризма
Учебно-методический комплекс
учебной дисциплины
ГЕОГРАФИЯ
По направлению: 100200.62 «Туризм»
рок обучения: 1
Санкт-Петербург
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию
кафедрой «Социально-культурный сервис и туризм».
Протокол от « 20 » ноября 2009 г., протокол № 3.
Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией
факультета социального управления.
Протокол от « 07 » декабря 2009 г., протокол № 4.
Погодина В.Л., Крохина Н.А.
География. Учебно-методический комплекс. – СПб.: СПбАУЭ, 2009. – 146 с.
Краткая аннотация
Учебно-методический комплекс включает: рабочую учебную программу дисциплины; общие методические рекомендации по изучению дисциплины; методические рекомендации к практическим занятиям, методические рекомендации по организации самостоятельной работы, порядок проведения контроля качества подготовки студентов по дисциплине, содержание контролирующих материалов, словарь терминов.
Дисциплина «География» призвана сформировать у студентов представление о туристской географической картине мира, о факторах, законах развития туристской индустрии, принципах прогнозирования в данной отрасли.
Учебно-методический комплекс написан на основании требований государственного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускников по направлению 100200.62 «Туризм».
© Санкт-Петербургская академия
управления и экономики, 2009.
© Погодина В.Л., Крохина Н.А., 2009.
СОДЕРЖАНИЕ
Рабочая учебная программа дисциплины | ||
Общие методические рекомендации по изучению дисциплины | ||
Методические рекомендации к практическим занятиям | ||
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы | ||
Порядок проведения контроля качества подготовки студентов по дисциплине, содержание контролирующих материалов | ||
Словарь терминов |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
I. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА
И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по направлению подготовки 100200.62 «Туризм» в цикле общих математических и естественнонаучных дисциплин предусмотрено изучение дисциплины «География», которая структурно состоит из трех разделов: социально-экономическая география современного мира и страноведение, туристское ресурсоведение, география туризма.
В учебном плане на изучение данной дисциплины отведено три семестра (I, II и III). В первом семестре студенты осваивают первый блок - «Социально-экономическая география современного мира и страноведение», во втором - «Туристское ресурсоведение», в третьем – «Географию туризма»
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | ||
I | II | III | ||
Общая трудоемкость дисциплины | ||||
Аудиторные занятия, в том числе: | ||||
Лекции | ||||
практические занятия | ||||
Самостоятельная работа | ||||
Отчетность: | зачет | зачет | экзамен |
Цель изучения дисциплины: содействие становлению базовой профессиональной компетентности бакалавра туристского направления на основе овладения содержанием дисциплины. Учебные дисциплины призваны сформировать у студентов представление о туристской географической картине мира, о факторах, законах развития туристской индустрии, принципах прогнозирования в данной отрасли.
Предметомдисциплины являются общие вопросы социально-экономической географии и ее разделов – ресурсоведения, страноведения и географии туризма, теория и основные принципы, содержание и методы изучения природных, хозяйственных объектов, населения и предметов его творчества, условия развития туристско-рекреационной деятельности в странах мира.
Программа курса знакомит студентов: с основными направлениями современного географического исследования, с методами географического анализа индустрии туризма, принципами географо-туристского районирования, источниками географической туристской информации. Разделы курса взаимосвязаны между собой идеей построения от общего к частному, что позволяет, заложив фундаментальные знания общемировых процессов современного туристского развития, рассматривать особенности их проявления в регионах, странах, их туристских районах и центрах.
Задачиобучения по дисциплине:
- освоить методическую и методологическую основы изучения территориально-временной организации общества: основополагающих категорий, процессов, явлений и феноменов социально-экономической географии и смежных с ней дисциплин для создания систематизированного целостного представления о закономерностях развития Ойкумены;
- сформировать у студентов комплексный подход в составлении полных и логически последовательных характеристик любых объектов исследований в сфере географии туризма;
- научить выделять типичные и особенные черты объектов и процессов, объяснять их причины путем установления взаимовлияний природы и социально-экономических факторов;
- показать необходимость исторического подхода в анализе явлений и оценке прошлого, в определении перспектив развития туристской отрасли,
- сформироватьуменияанализировать фактурную информацию по туристским регионам, использовать комплексный географический подход в оценке туристско-рекреационного потенциала территории, прогнозировать дальнейшее развитие туризма в туристском регионе (туристском районе, туристском центре), основываясь на знании общемировых современных процессах в туризме;
- инициировать самообразовательную деятельность с использованием дополнительной литературы;
- актуализировать мотивацию деятельности исследовательского характера с помощью творческих заданий.
В результате изучения данного блока дисциплин студенты должны:
иметь представление
- о структуре сервисного сектора экономики и его места в современном обществе;
- о структуре системы географической науки, роли географии в современном обществе ;
- об основах социально-экономической (гуманитарной) географии, необходимых для выявления путей оптимального туристского развития региона (страны, района);
- о пространственно-временном единстве и взаимосвязи развития природных, социально-экономических, техногенно-природных, техногенных процессов;
- о теоретических основах географического проектирования туристской деятельности;
- о социальной значимости своей будущей профессии.
Знать
- структуру экономико-географической науки,
- методику проведения исследований в области географии туризма, в частности, методику проведение анализа проблем эффективности использования природных и культурных туристских ресурсов;
- принципы обработки и интерпретации географической информации, необходимой для осуществления проектной деятельности в туризме;
- основы управления в сфере рационального природопользования и прогнозирования последствий различных видов туристской деятельности;
- методы мониторинга рынка туристских услуг;
- принципы составления проектов туристских маршрутов;
- подходы и методы географического районирования;
- природные, экономические, историко-этнографические, искусствоведческие и экологические особенности туристских регионов мира,
- современные проблемы и особенности развития туризма каждого региона России.
Уметь
- использовать понятийный аппарат географической науки, познавательные подходы и методы изучения географических объектов и процессов (обработки, анализа и синтеза географической информации), применять выбранные познавательные подходы и методы в составлении анализа туристско-ресурсного потенциала территории,
- находить, анализировать и обрабатывать географическую информацию в области туристкой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
- применять географические знания для описания и анализа отдельных туристских дестинаций;
- уметь использовать знания основ экономики и социологии в географическом анализе;
- прогнозировать последствия туристского природопользования с учетом хозяйственной целесообразности и экологических требований в геопространственной реальности конкретных территорий;
- разрабатывать меры по снижению экологических рисков в туризме;
- применять методы изучения эффективного функционирования предприятий и организации туристской отрасли хозяйства, процессов оптимального использования нематериальных благ для оказания услуг туристской индустрии;
- оценивать регион (район) с точки зрения развития туристско-рекреационной деятельности, анализировать факторы, влияющие на этот процесс, составлять комплексную характеристику и прогнозировать развитие туризма в регионе (районе),
- применять на практике приемы составления научно-практических отчетов, обзоров и пояснительных записок.
Владеть навыками
- применения картографического метода в географических исследованиях туристских дестинаций;
- использования в учебной деятельности базовых знаний в области современных информационных технологий для поиска, сбора, обработки, интерпретации данных и использования географической информации для решения задач будущей профессиональной деятельности;
- применения в познавательной географической деятельности знаний в области математики для владения математическим аппаратом географической науки, для обработки информации и анализа географических данных;
- использования различных источников географической информации для определения количественных и качественных характеристик ресурсов и условий туристской деятельности;
- составления логичных комплексных географических характеристик различных туристских объектов и территорий;
- самостоятельной оценки уровня безопасности или опасности окружающей среды для выработки решений по направленному развитию туристской деятельности.
- применения знаний в области географии для освоения профильных методик и выполнения заданий по организации и проведению различных видов туризма.
Данный блок дисциплин призван формировать географическую культуру будущего бакалавра, расширять его кругозор. Знания и навыки, полученные при изучения курсов географического блока необходимы специалисту в области туризма для решения профессиональных задач по организации рекреационной деятельности в различных туристских регионах (странах, районах).
Программы предусматривают практическую подготовку студентов, применение теоретических знаний для решения задач в любом регионе (районе) мира и России.
Предусмотрены задания для самостоятельной работы студентов по сбору материала по географии туризма, по методике его обработки и оформления. Курсы ориентированы на подготовку бакалавров, которые профессионально должны владеть методикой комплексного изучения любого туристского региона при решении задач развития в нем туризма.