IV. Место дисциплины в структуре ООП

Аннотация программы

В учебной дисциплине излагаются современные представления о закономерности размещения четвертичных мерзлых пород Севера, о природе, условиях формирования и составе мерзлых пород и льдов. Эволюция криолитозоны рассматривается как результат глобальных и региональных изменений климата, оледенений, колебаний уровня океана, изменений свойств пород при их промерзании и протаивании. Рассматриваются общие вопросы палеогеографии четвертичного периода, направленно-колебательное похолодание климата и коренные изменения природы, излагаются современные представления о динамике климата, причинах его изменения и периодичности. Даются основные понятия климатостратиграфии, сравнительная хронология четвертичного периода, обзор существующих шкал, региональные схемы стратиграфии и корреляции отложений. Характеризуются основные генетические типы четвертичных пород и льдов в криолитозоне, особенности полярного литогенеза. Анализируются условия накопления и последующее физико-химическое преобразование континентальных, водных и ледниковых осадков. Даются общие сведения о методах диагностики и корреляции палеогеографических событий в системе континент-шельф. Рассматриваются приемы криолитологических и палеокриолитологических исследований. Для каждого региона оценено время начала промерзания и динамика мерзлых толщ в четвертичном периоде. Рассматривается распространение новейших отложений для основных криолитологических районов Севера.

5. Рекомендуемые образовательные технологии

В процессе преподавания дисциплины «Новейшие отложения Севера» применяются следующие виды образовательных технологий: лекционно-семинарско-зачетная система обучения. При чтении данного курса применяются такие виды лекций, как вводная, обзорная, проблемная, лекция-визуализация, тематическая (в т.ч. в Палеонтологическом институте имени А.А Борисяка РАН).

Для практического освоения навыков анализа природных особенностей новейших отложений Севера, а также основных криолитологических районов широко применяются тематические рефераты на основе реферирования научной литературы. Их содержание определяется преподавателем на основе темпов усвоения основного учебного материала и позволяет корректировать изучение наиболее сложных тем. Тематическое содержание проводимых контрольных работ опирается на содержание лекционной части курса и соответствует темпам прохождения её студентами. При проведении практических работ широко применяется работа с различными видами географической информации (анализ геолого-геоморфологических профилей, климатических схем, палеогеографичеких карт), а также использование литературного материала. Практические работы и защита рефератов должны составлять не менее 30% от проводимых аудиторных занятий по региональной части раздела, преимущество при их проведении отдается интерактивным формам.

II. Шифр дисциплины (присваивается Управлением академической политики)

III. Цели и задачи дисциплины

А. Цели - проследить закономерности формирования четвертичных мерзлых пород и подземных льдов Севера в пространстве и времени, изучить особенности накопления отложений при глобальных и региональных изменениях климата, колебаниях уровня океана в конце кайнозоя.

Б. Задачи - формирование у студентов современных представлений и приобретение новых знаний:

- о распространении новейших отложений в криолитологических районах Севера России;

- об общих вопросах палеогеографии четвертичного периода, направленно-колебательном похолодании климата, коренных изменений природы и их причинах;

- об основных понятиях климатостратиграфии, сравнительной хронологии четвертичного периода, региональных схемах стратиграфии и корреляции отложений Полярных районов;

- об особенностях полярного литогенеза: накоплении и последующем физико-химическом преобразовании континентальных, водных и ледниковых осадков при промерзании и оттаивании;

- об основных генетических типах четвертичных отложений и подземных льдов в криолитозоне;

- о методах диагностики и корреляции палеогеографических событий в системе континент-шельф и приемах палеокриолитологических исследований.

IV. Место дисциплины в структуре ООП

А. Информация об образовательном стандарте и учебном плане

- дисциплина включена в образовательный стандартИБ интегрированный магистр МГУ, учебный план бакалавриата;

- направление подготовки (в соответствии с образовательным стандартом) –021000 «География»;

- наименование учебного плана (в соответствии с утвержденным Перечнем ООП) –

- криолитология и гляциология

Б. Информация о месте дисциплины в образовательном стандарте и учебном плане

- вариативная часть;

- блок дисциплин профессиональный;

- модуль "Региональная и историческая криолотология и гляциология";

- тип обязательный курс;

- курс 3;

- семестр 5.

В. Перечень дисциплин, которые должны быть освоены для начала освоения данной дисциплины-

«Общее землеведение», «Геоморфология с основами геологии», «Историческая геология», «Мерзлотоведение», «Грунтоведение», «Палеогеография позднего кайнозоя и новейшие отложения», «Гляциология», общегеографические и учебные практики.

Г. Общая трудоемкость (108 академических часов и 3 зачетные единицы)

Д. Форма промежуточной аттестации зачет.

V. Формы проведения

А. Для дисциплиныНовейшие отложения Севера:

Лекции 36 ч.

Практические занятия (семинары) 18 ч.

Лабораторная работа 0

Самостоятельная работа 54

- форма текущего контроля (практические работы, контрольная работа, реферат, презентация)

Наши рекомендации