Уризм и краеведение. Программы для школьных учреждений и общеобразовательных школ. М., 1976.

др.).

58. Топонимические исследования юного туриста.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Безопасность в туристском путешествии

Достопримечательности (природные, археологические, исторические, архитектурные, культурные и др.) Виды полевых занятий:

• Академический урок;

• Занятие в «зеленом классе»

• Наблюдения;

• Практическая работа на местности;

• Учебный турпоход;

• Школьная экспедиция;

• Экологический десант;

• Экскурсия

Внеклассное (внеурочное) краеведение

Всекузбасская программа дополнительного образования «Живи, Кузнецкая земля!»

Гигиенические требования в туризме Действия туристской группы в аварийной ситуации Имманентные полевые занятия. Контрольные пункты

Краеведение

Краеведческие исследования Краеведческий принцип обучения

Методические условия эффективного применения системы полевых занятий Меры безопасности

Нормативные документы по туристско-краеведческой деятельности Нормативная база туристско-краеведческой работы Общественно полезная работа юных туристов Полевые исследования

Поисково-спасательная служба МЧС России

Правила движения по дорогам и улицам городов.

Правила пользования транспортом.

Приемы самоконтроля

Принцип «малых географических открытий»

Простейшие методы географических исследований:

1. Картографический метод;

2. Космическое зондирование;

3. Наблюдения (маршрутные и площадные, периодические и непрерывные, стационарные и дистанционные);

4. Описания;

5. Статистический метод Противопожарные мероприятия на биваке Система полевых занятий школьного курса географии Система туристско-краеведческой работы в школе Топонимика родного края

Туризм

Туристско-краеведческое движение учащихся «Отечество». Учебно-тренировочный полигон

Формы организации внеклассной краеведческой работы:

6. Кружок

7. Факультатив

8. Научное общество учащихся

9. Олимпиады

10. Конференции

11. Викторины

12. Стенная печать и др.

Формы туристско-краеведческой работы:

13. Поход

14. Путешествие

15. Экскурсия

16. Прогулка

17. Слет

18. Соревнования

19. Кружки и клубы

59. Туристский лагерь

60. Работа поисковых групп

61. Школьный музей

62. Туристский вечер и др. Экскурсионный объект

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

Бардин К. В. Азбука туризма. М., 1973.

Душина И.В. и др. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Дрофа, 2007. - 512 с.

Иванов Ю. П. Методика обучения географии. Учебное пособие для учителей и студентов пед. вузов. - Новокузнецк: КузГПА, 2004. - 186 с.

Курилова В.И. Туризм: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1982

Остапец А.А. На маршруте туристы-следопыты: Кн. Для учащихся. - М.: Просвещение, 1987

Сборник официальных документов по детско-юношескому туризму, краеведению, организации отдыха детей и молодежи / Составитель Ю.С. Константинов. - М.: ЦДЮТур РФ, 1999. - 232 с.

уризм и краеведение. Программы для школьных учреждений и общеобразовательных школ. М., 1976.

Юньев И. С. Краеведение и туризм. М., 1974.

Дополнительная литература

Бардокин Р.Е. Кузнецкий арсенал. Памятники боевой технике в Новокузнецке. - Новокузнецк: Издательский дом «Зеркало», 2004. - 104 с.

Верба И.А. и др. Туризм в школе: Книга руководителя путешествия. - М.: Физкультура и спорт, 1983

Жекулин B.C. Введение в географию. - Л.: ЛГУ, 1989 Иванов Ю.П., Рябцева И.В. Методика обучения география: Сборник нормативных документов: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. - Новокузнецк: КузГПА, 2006. - 79 с.

• Иванов Ю.П. Методика обучения географии: Сборник нормативных документов. - Новокузнецк: НГПИ, 1999. - 64 с.

• Иванов Ю.П. Книжка юного географа - исследователя. Рабочие материалы по начальному курсу географии для учащихся 5-6-х классов Кемеровской области. - Новокузнецк: НГПИ, 2000. - 81 с.

• Иванов Ю.П. Развитие творческой деятельности в школьных курсах географии при традиционной и инновационной системах обучения. // География в школе. - 2000, № 2. - С. 67-71.

• Ионов Ю.И. Туристские маршруты по Кузбассу. - Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1981

Куприн А. М. Занимательная топография. М., 1977.

Огородников Б. И. С компасом и картой по ступеням ГТО. М., 1973.

Программно-методические материалы. География. 10 - 11 кл. / Сост. В.И. Сиротин. - М.: Дрофа, 1999. - 160 с.

Программно-методические материалы. География. 6—9 классы / Сост. В.И. Сиротин. — М.: Дрофа, 1998.

Программы для общеобразовательных учреждений. Сборник программ для школ естественного и гуманитарного профилей. География, 10-11 классы. / Сост.: Л.И. Елховская, В.И. Сиротин. - М.: Просвещение, 1997

Программы для школ (классов) с углубленным изучением географии. - М.: Просвещение, 1990

Программы средней общеобразовательной школы. География. - М.: Просвещение, 1990

Программы факультативных курсов по географии / Сост. Г.П. Аксакалова и др. - М.: Просвещение, 1986

Сборник авторских программ для средних общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации: География / Сост. М.В.Рыжаков и др. - М., 1992.

Сборник программ для общеобразовательных учреждений Российской Федерации. География. - М.: Просвещение, 1995

Сиротин В.И. Самостоятельные и практические работы по географии. 6-10 классы. — М., 1991.

18.Чернихова Е.Я.Учебные экскурсии по географии: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1980

Шпормер Ю. А. Опасности в туризме мнимые, и действительные. М., 1972.

Щербаков Н.Н. Мы плывем под парусами: Книга для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1987

.Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников. // Вопросы психологии. - 1994, № 2. - С. 64-77.

Наши рекомендации