Назовите регионы (районы, страны), где можно встретить такие жилища.
Всероссийская олимпиада школьников по географии
II муниципальный этап. Аналитический этап (задания)
(Время на выполнение работы – 2 астрономических часа)
Задание 1.
Распределение температур по поверхности Земли обусловливают разные факторы. В каких районах Земли были бы самые высокие и самые низкие температуры, если бы распределение температур по поверхности Земли зависело только от угла падения солнечных лучей? Вдоль каких линий на карте расположились бы тогда изотермы? Отчего в действительности этого не происходит, а изотермы изгибаются к северу и югу? Рассмотрите картосхему и на примере положения изотермы января 0ºС северного полушария обоснуйте свой ответ.
Всего за ответ: 10 баллов
Задание 2.
Прочтите текст и ответьте на вопросы.
Этот удивительный материк – удивителен многим. Следуя на корабле вдоль его берегов с запада на восток, пересекаешь три океана. Север с югом на этом материка «меняются местами» мгновенно. В этих местах человек не всегда может определить, где заканчивается суша и начинается море, и наоборот. На само'м материке гнездятся только два вида из 18 обитающих на Земле видов этих нелетающих птиц.
1. Как называется материк?
2. Какие три океана пересекает корабль, следуя с запада на восток?
3. Каким образом север с югом мгновенно «меняются местами»?
4. Почему в этих местах порой очень трудно определить границу между сушей и морем?
5. О каких птицах идет речь?
6. Назовите два вида этих птиц, обитающие на материке.
Всего за ответ: 6 баллов
Задание 3. Рассмотрите топографическую карту и ответьте на вопросы.
1) Укажите название и высоту высшей абсолютной точки в пределах изображенной территории.
2) Определите направление от нее к точке А.
3) Определите абсолютные высоты, на которых располагаются домик лесника и родник. Какой из объектов расположен выше и на сколько метров?
4) Приведите основные характеристики реки, расположенной в западной части плана: направление и скорость течения, описание правого и левого берегов.
5) В каком направлении Вы быстрее преодолеете маршрут – от точки А к точке В или наоборот? Ответ обоснуйте.
6) Есть ли прямая видимость между этими точками А и В? Ответ обоснуйте.
7) На каком из участков 1, 2 или 3 Вы организуете тренировки по скоростному спуску на лыжах? Ответ обоснуйте.
Всего за ответ: 9 баллов
Задание 4.
Прочтите краткие описания «Традиционные жилища народов мира», рассмотрите иллюстрации.
Назовите народ (народность), который строит такие жилища.
Назовите регионы (районы, страны), где можно встретить такие жилища.
Ответьте на дополнительные вопросы (размещены под иллюстрациями).
Ответ оформите в виде таблицы:
№ иллюстрации, описания | Название жилища | Народ (народность) | Регионы (районы, страны), где можно встретить такие жилища | Ответ на дополнительный вопрос |
№ | Описание традиционного жилища | Иллюстрация |
Строительство и ремонт жилища – занятие женщин. Глава семьи, используя длинную бамбуковую палку с лианой, к концу которой привязан колышек, очерчивает границы будущего жилища. Женщины в землю по кругу втыкают толстые ветки, перегибают их и другим концом закрепляют в земле. Для прочности ветки переплетают и связывают лианами. Так появляется каркас будущего жилища. Крыши жилищ чаще всего делают из банановых листьев. Первые слои листьев просто накладывают друг на друга, а верхние связывают лианами. Внутри жилища на сухой траве, а чаще на песке лежат связанные лианами стволы бамбука, которые заменяют кровать. Вместо подушек — пучки листьев. | Дополнительные вопросы: Почему приходится часто ремонтировать жилища? Почему необходимо постоянно заменять листья крыши на новые или промывать их в речной воде? | |
Жилице представляет собой небольшой шалаш куполообразной формы, высотой 3-4 метра. Остов жилища делается из тонких и гибких древесных стволов. Их связывают и покрывают корой деревьев или циновками из растений, листьями кукурузы, шкурами, кусками ткани. Вход в жилище закрывают занавеской. В верхней части жилища есть дымоход, который часто прикрывают куском коры. Приподнимают его для вывода дыма при помощи шеста. Такое жилище не было переносным. Название его переводится как «их дом». | Дополнительные вопросы: Какую ошибку допустил Шарик из «Простоквашино», когда рисовал это жилище? Кто живет в таких жилищах? | |
Исследователи относят время появления этого жилища к середине I тысячелетия н.э. Круглое, без углов и прямых стен, переносное жилище, прекрасно приспособлено к кочевому образу жизни. Защищает от степного климата – сильных ветров и перепадов температур. Деревянный каркас собирают в течение нескольких часов, его удобно перевозить. Летом жилище ставят прямо на землю, а зимой – на деревянную платформу. Окон в жилище не предусмотрено, свет проникает через дымовое отверстие вверху. | Дополнительный вопрос: С какой целью эти жилища покрывают войлоком? | |
Куполообразная постройка диаметром 3-4 метра и высотой около 2 метров из уплотнённых ветром снежных или ледяных блоков. Вход обычно устраивается в полу, к входу прорывается коридор. Свет в жилище проникает прямо через снежные стены, хотя иногда устраиваются окна из тюленьих кишок или льда. Внутреннее помещение обычно застилается шкурами, иногда шкурами покрываются и стены. Для обогрева жилища и дополнительного освещения используются плошки-жирники. | Дополнительный вопрос: С какой целью вход в жилище делают ниже уровня пола? |
Всего за ответ: 20 баллов