Анализ внутренней среды в разработке стратегии.

Внутренняя среда организации полностью пронизывается организационной культурой, которая также должна подвергаться серьезному изучению.

Стратегический анализ внутренней среды организации проводят по следующей схеме:

· анализ бизнес единиц;

· анализ функциональных служб;

· анализ структурных подразделений;

· анализ бизнес процессов.

Таким образом, внутренняя среда предприятия является источником его жизненной силы и потенциалом, обеспечивающим возможность функционирования, а следовательно, существования и выживания в определенном промежутке времени. Однако из нее могут истекать проблемы и даже угроза гибели предприятия, если среда становится враждебной его основной деятельности. Анализ внутренней среды необходим для разработки стратегии развития организации, оценки привлекательности организации для инвестора, определения рейтинга компании.

Классификация конкурентных стратегий.

Классификация конкурентных стратегий выделяет, прежде всего, конкурентные стратегии Портера, конкурентные стратегии Котлета, современные конкурентные стратегии и, немножко особняком, международные конкурентные стратегии.

М. Портер и признает, что компании могут достичь значительных успехов в достижении цели конкуренции с использованием большого количества разных стратегий, но все же выделяет три внутренние не противоречащие друг другу стратегии. Основные типы конкурентных стратегий имеют следующий вид:

· минимизация издержек;

· дифференциация;

· концентрация.

Стратегия минимизации издержек подразумевает уменьшение издержек на производство и реализацию продукции.

Конкурентная стратегия дифференциации подразумевает отличие производимого от ранее изготовленного продукта в сторону большей полезности для потребителя.

Стратегия концентрации заключается в принятии решения сконцентрироваться на определенном сегменте рынка или географическом регионе.

Конкурентные стратегии по Котлеру классифицирует в зависимости от его роли на целевом рынке. А именно:

· Стратегии лидера рынка.

· Стратегии претендента на лидерство.

· Стратегии последователя.

· Стратегии обитателя ниши (нишера).

Современные конкурентные стратегии включают в себя взаимодействие трех основных факторов:

· позиции фирмы относительно конкурентов;

· целей предприятия;

· ситуации на рынке.

При освоении новых сегментов рынка, а также в связи с расширением предприятия, фирма вынуждена осваивать международные рынки. Это в свою очередь дает возможность не только увеличить объем производства, но и снизить затраты, а также получить доступ к источникам ресурсов других стран. Международные конкурентные стратегии являются важным моментом в формировании и выработке основной стратегии предприятия.

Глобальные стратегии.

Глобальная стратегия позволяет компании добиваться устойчивой конкурентоспособности путем расположения предприятий в странах с наиболее благоприятными условиями и координировать их стратегическую деятельность в мировом масштабе. Конкурент, у которого предприятия находятся только в своей стране, лишен таких преимуществ.

Эта стратегия предполагает адаптацию ресурсов и целей предприятия к возможностям глобального рынка.

Она важна для полной реализации возможностей предприятия: фирма, которая боится стать глобальной, рискует потерять свои позиции и на внутреннем рынке.

Глобальная стратегия - одинакова для всех стран, хотя и существуют небольшие отличия в стратегиях на каждом рынке, вызванные необходимостью приспособления к его специфическим условиям, но основной конкурентный подход ( например, низкие затраты, дифференциация или фокусировка) остается неизменным для всех стран, где работает фирма. Также она дает лучший результат в отраслях с глобальной конкуренцией или в отраслях, где начинается процесс глобализации.

Функциональные стратегии.

Стратегия деятельности предприятия разрабатывается и реализуется как единым целым субъектом рыночной экономики. Однако каждое предприятие является сложной многофункциональной системой, поэтому стратегию деятельности предприятия, которую иначе можно назвать генеральной стратегией, детализируют с помощью функциональных стратегий, которые отражают конкретные пути достижения специфических целей предприятия, стоящих перед его отдельными подразделениями и службами. Иначе эти стратегии можно назвать рабочими стратегиями. Каждая функциональная стратегия имеет определенный объект, на который она направлена. В этой связи могут разрабатываться следующие функциональные стратегии:

· стратегия маркетинга;

· финансовая стратегия;

· стратегия инноваций;

· стратегия производства;

· стратегия организационных изменений и др.

Набор функциональных стратегий на том или ином конкретном предприятии определяется составом специфических целей, которые ставит перед собой руководство предприятия.

Наши рекомендации