Стадии развития коллектива

Схема 1.8. Четыре стадии развитии коллектива

Стадии развития коллектива - student2.ru

Коллектив проходит в своем становлении четыре фазы развития: вход, ход, выход и латентную фазу (см. схему 1.8). Первая характеризуется дефицитом общения, полным включением в межличностные отношения, когда коллектив есть мир. Вторая фаза наступает, когда коллективное дело дает положительный результат и под воздействием этого успеха в коллектив приходят новые члены. Третья фаза наступает, когда коллектив исчерпывает свои возможности, начинает сдерживать развитие своих членов, происходит распад коллектива, болезненный для его членов. Латентная стадия означает прекращение присутствия в коллективе, но продолжение воздействия коллектива как прошлого личности. В этот период личность перерабатывает психически тот жизненный опыт, который дал ей коллектив.

Первая стадия – вход..Первоначально коллектив собирается из четырех членов: ведущий, усилитель, интерпретатор, часовой, или чайник. Отметим важнейшую роль чайника – человека, который не все время присутствует в разговоре друзей, а эпизодически уходит готовить чай.

Чайник – сердце коллектива, при нем все работают; когда он уходит, остальные в состоянии рефлексии и релаксации; когда он возвращается, все интенсивно повторяют, что было без него, и продолжают свою мысль, если он не выйдет, все перегреваются, слипаются.

Усилитель, будущий критик, свои высказывания дает в развитие темы, на определение места сказанного. Интерпретатор, будущий генератор, свои мысли приводит со ссылкой на первоисточник. Ведущий, будущий лидер, ведет диалог, следит за сохранением ситуации, фиксирует мысль, ее развитие и собирает идею воедино, в итоге – тетраэдр создает синтез.

Состояние входа, тетраэдрного коллектива – самая плодотворная стадия коллектива, дающая симпатии при встрече, диалог при общении. Организовать эту стадию способны коллективисты. Коллектив противостоит в этой фазе обществу как некто, еще не состоявшийся, но притягательный; это коллектив ищущий. Члены тетраэдра жертвуют друг для друга прошлым и внешним. Это состояние продолжается до момента, пока коллектив не создаст сверхидею и не начнет ее использовать для расширения и реализации идея. Тогда коллективное сосуществование переходит на существование ради идеи, коллектив становится командой.

Состояние тетраэдра длится обычно несколько месяцев. В целом коллектив живет 2 – 3 года. Жизнь коллектива длится дольше, если внешние обстоятельства мешают членам коллектива общаться и между ними сохраняется недоговоренность. В школе, на уроке формальная ситуация мешает коллективу, что продлевает его жизнь. Свобода общения ведет к быстрому распаду, утомлению. Условия идеальные, а ребенок ими тяготится.

Вторая стадия – ход, отбор.Создание идеи и переход к ее реализации превращает коллектив в команду. Для реализации набираются новые члены коллектива. При этом происходит превращение ниш. Усилитель – в критика (уничтожает идею – отклонение), ведущий – лидер, интерпретатор – генератор (в оппозицию к идее, но он дополняет ее); лидер – в решающий момент говорит решающее слово.

Новые члены коллектива становятся равными, но на самом деле в коллективе пролегает граница старых и новых. Старые представляют предел и уровень для идей новых. Новые должны принять правила и погрузиться в готовые идеи.

Вначале новички слушают, коллектив мало изменяется, старые продолжают творить, одновременно объясняя новым. Речь старых имеет четко выраженных два контекста: объясняется одно, а развивается другое. Каждое высказывание оказывается двойственным.

Общие новички составляют обучаемое большинство. Мнение, суть понимают только старые члены, отношения которых модернизируются. Теперь мнение новичка, чтобы попасть на обсуждение в коллектив, должно быть оценено критиком и трансформировано генератором. Только после этого лидер принимает его. Среди новичков выделяются альтернативные генераторы, лидеры, критики или антикритик, антигенератор, антилидер. Распределение зависит от направленности личности нового члена коллектива.

Затем коллектив членится на три команды: лидера, направление на дело; генератора, направление на идею, критика, направление на рефлексию. Старые члены коллектива раздваиваются и разрываются между двумя потоками: старым единством коллектива и созданной своими руками командой. В первом пространстве продолжается развитие, во втором – самоутверждение. Эти два потока исключают друг друга, особенно в молодости. Коллектив принимает форму куба, в котором между группами идет неосознаваемая борьба за лидерство. Это показано через ниши типа «анти».

Особое место занимает античайник (козел отпущения), на нем происходит разряд агрессии. Когда коллектив сталкивается с задачей, погорая ему не под силу, напряжение нарастает. Козел говорит глупость, и происходит разрядка через смех над ним.

На самом деле напряжение возникает из-за несоответствия структуры коллектива задаче, и его можно решать перестройкой ниш, как бы и сделал тетраэдрный коллектив, но кубический на это уже не способен. Хотя старые могут собраться отдельно и «мозгонуть», в ситуации тупика они не могут признаться новым в ошибке или беспомощности.

Куб – фигура коллективного взаимодействия, когда коллектив приобретает новый смысл общения. Фигура тетраэдра более устойчива, сплочена; тетраэдр у греческих философов – фигура огня. Куб – фигура земли, он устойчив, но приземлен. Такое образное сравнение позволяет зафиксировать часто неуловимый переход из коллектива друзей в команду. Отметим, что при этом коллектив нами берется в плане совместной деятельности, а не отдыха.

Сценарий «Коллектив» предполагает не любой симпатичный контакт между личностями, а совместное действие и ходе учебного процесса, т. е. речь идет о сценарии формирования ученика.

В состоянии куба старые члены коллектива переросли тетраэдр, они располагаются на верхней плоскости куба, составляя верхнюю грань коллектива. Ниши «анти» – это новые ученики, которые постепенно погружаются в коллектив, и куб раздваивается. У каждого старого члена коллектива возникает своя команда. Таким образом, старый член оказывается сразу в двух группах – со старыми и со своими учениками в новой группе. Коллектив расщепляется на секции. Преобладание старого стиля сдерживает коллектив на стадии куба, переход же к формированию подкоманд означает разрушение куба как состояния коллектива. После этого наступает третья стадия – раскол и «война» за старое наследие.

Третья стадия – выход, раскол.Люди, включающиеся в третью стадию, – антиколлективисты, не способные попасть в первую стадию, так как их мышление настроено эгоистически; они просто не видят другого. На первой стадии их нет, их туда не возьмут.

Чайник – самый большой коллективист. После кризиса второй стадии он уходит и не участвует в борьбе за наследство. Поэтому претендентов на наследие тетраэдрного состояния коллектива не четыре, а три: подкоманды критика, генератора и лидера.

Сами участники «выхода» не ощущают состояния войны между собой, особенно вначале. Эта стадия характерна предпочтением новой подкоманды обществу старых друзей. Если в старом коллективе было равенство и поиск, то в третьей стадии господствует власть старого над учениками. Хотя допустимы ситуации, когда член коллектива, пришедший со стороны, только с третьей стадии использует одного из старых членов коллектива как орудие борьбы.

Победитель борьбы на третьей фазе оказывается не способным покинуть коллектив. Он отождествляет себя с прошлым, идеями коллектива и проживает тот же сценарий вновь и вновь.

Например, если побеждает генератор, он предопределит свою нишу и закомплексует себя отождествлением с идеями, высказанными в коллективе, и вместо творчества нового перейдет к самоутверждению через сделанное. Такой человек, не проживший латентной фазы, т. е. не испытавший разочарования, не способен к смирению, рефлексии своего поведения.

Генератор будет создавать под старые идеи новые команды. Его закомплексует то, какие коллектив создавал идеи, критика – как коллектив их создавал, лидера – управление и руководство созданием коллектива. «Зацикленные на ниши» люди могут достигать своих целей в жизни, но их цели ограничены нишами, как по содержанию, так и по форме сотрудничества с другими людьми..

Наши рекомендации