Распределение заданий по основным содержательным блокам

Содержательные блоки, включенные в экзаменационную работу Число заданий
1. Основные источники географической информации
2. Природа Земли и человек
3. Население мира
4. Мировое хозяйство
5.Природопользование и геоэкология
6. Страноведение
7. География России
Итого

Экзаменационная работа включала 30 заданий базового, 13 – повышенного и 7 заданий высокого уровня сложности. На задания базового уровня приходилось 49% от максимального первичного балла за выполнение всей работы, на задания повышенного и высокого уровня – 29% и 22% соответственно.

Задания базового уровня проверяли овладение наиболее значимым содержанием, предусмотренным стандартом, в объеме и на уровне, обеспечивающем способность ориентироваться в потоке поступающей информации. Проверялось знание географической номенклатуры, основных фактов, основных причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями. Оценивалось овладение экзаменуемыми базовыми картографическими умениями практического характера – умениями определять по картам направления, расстояния и географические координаты.

Для выполнения заданий повышенного уровня сложности от экзаменуемых требовалось владение всем содержанием предмета, что необходимо для обеспечения успешности продолжения географического образования и дальнейшей профессионализации в области географии.

Задания высокого уровня выявляли способность выпускника творчески применять предметные знания и умения. При их выполнении требовалось продемонстрировать способность использовать знания из различных областей географии для решения субъективно новых для экзаменуемых географических задач.

Как и в предыдущие годы, экзаменационная работа 2009 г. состояла из трех частей и включала в общей сложности 50 заданий. Части работы выделялись в соответствии с типами заданий.

Часть 1 состояла из 31 задания с выбором одного ответа из четырех предложенных вариантов, из них 29 заданий относились к базовому уровню, а 2 – к повышенному.

Часть 2 включала 12 заданий с кратким ответом (из них 1 базового, 10 повышенного и 1 высокого уровня). В части 2 использовались пять разновидностей заданий с кратким ответом: задания, требующие написать ответ в виде числа; задания, требующие написать ответ в виде одного слова; задания с кратким ответом на выбор из предложенного списка нескольких правильных ответов, задания с кратким ответом на установление соответствия позиций, представленных в двух перечнях; задания на установление правильной последовательности.

Часть 3 включала 7 заданий (1 повышенного и 6 высокого уровня трудности) с развернутым ответом, в которых требовалось записать полный обоснованный ответ на поставленный вопрос.

На выполнение экзаменационной работы отводилось 180 минут. Во время экзамена пользоваться атласами и другими справочными материалами не разрешалось.

Ответы на задания части 1 и части 2 проверялись с помощью компьютера (ответы сравнивались с эталонами). Степень полноты и правильности ответов на задания части 3 оценивалась прошедшими специальную подготовку экспертами, которые осуществляли проверку, руководствуясь определенным перечнем критериев для оценивания каждого задания.

Задания экзаменационной работы оценивались разным числом баллов в зависимости от типа и трудности. Правильное выполнение каждого из заданий части 1 и большинства заданий части 2 оценивалось в 1 балл. За выполнение некоторых заданий части 2 и всех заданий части 3 в зависимости от полноты и правильности ответа можно было получить до 3 баллов.

Набранный выпускником первичный балл затем переводился в 100-балльную шкалу. Рособрнадзор ежегодно устанавливает по каждому общеобразовательному предмету минимальное количество баллов, подтверждающее освоение выпускником основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования. Для того, чтобы набрать количество баллов не ниже минимального (33 балла), необходимое для получения свидетельства о результатах ЕГЭ, выпускникам необходимо было продемонстрировать знание основных географических фактов и географической номенклатуры; понимание основных географических терминов и понятий; умение использовать картографические и статистические источники информации для поиска и извлечения информации, представленной в явной форме.

Изменения в экзаменационной работе 2010 года главным образом обусловлены изменениями в нормативной базе ЕГЭ, изменениями в назначении экзаменационной работы, результаты выполнения которой признаются всеми общеобразовательными учреждениями среднего профессионального образования и образовательными учреждениями высшего профессионального образования как результаты вступительных испытаний по географии.

Общим вектором совершенствования КИМ ЕГЭ, направленным на повышение их содержательной валидности, является усиление внимания к проверке умений работать с источниками географической информации.

В экзаменационной работе 2010 г. сокращается количество заданий, проверяющих знание географической номенклатуры, но добавляются два задания, нацеленные на проверку умения находить и анализировать географическую информацию, представленную в форме статистических таблиц.

Включение географии в перечень обязательных экзаменов для всех геологических специальностей определило введение в экзаменационную работу задания, проверяющего знание основных этапов геологической истории Земли.

Общее число заданий экзаменационной работы сокращается с 50 до 49. При этом количество заданий в Части 1 сокращается до 28, в Части 2 увеличивается до 14. Максимальный первичный балл за выполнение всех заданий работы (61) не изменяется.

С документами, регламентирующими разработку экзаменационной работы по географии 2010 г., можно познакомиться на портале информационной поддержки проекта «Единый государственный экзамен» http://ege.edu.ru, а также на сайте Федерального института педагогических измерений http://www.fipi.ru.

Наши рекомендации