Рис, 5 Распределение гостиниц РФ по форме собственности
А. А. САМОЙЛЕНКО
Коэффициент загрузки в России в целом находился в пределах около 40% (для сравнения: в Москве - 64%, Европе - 61%, Северной Америке - 65%, Азии -1- 70 %).
Заполнение гостиниц по целям поездки осуществляется следующим образом по России:
• 51,8% - прибывает туристов на отдых;
• 40,7% - приходится на деловые и профессиональные поездки,
• 7,3% - лечение и профилактика;
• 0,2% — прочие.
А вот так распределились в 2001 г. гостиницы по категорийности (Таблица 13 ):
Таблица 13
Гостииц ы РФ по категориям (2001 г)
Регион | Число гостиниц | 5* | 4* | 3* | 2* | 1* | Н/к | Число мест, всего (единиц) | Коэффициент использования наличных мест |
Централь- | • | ||||||||
ный федераль- | 0,44 | ||||||||
ный округ | |||||||||
Москва | ■28 | 0,54 | |||||||
Северо- | - | - | |||||||
Западный федераль- | 0,37 | ||||||||
ный округ | |||||||||
Санкт- | |||||||||
Петербург | 0,42 | ||||||||
Южный | i | ||||||||
федераль-? | 0,60 | ||||||||
ный округ |
ГЕОГРАФИЯ ТУРИЗМА
Продолжение таблицы 13
Регион | Число гостиниц | 5* | 4* | 3* | 2* | 1* | Н/к | Число мест, всего (единиц) | Коэффициент использования наличных мест |
Приволжский федеральный округ | 0,32 | ||||||||
Уральский федеральный округ | 0,41 | ||||||||
Сибирский федеральный округ | 0,37 | ||||||||
Дальневосточный федеральный округ | 0,40 | ||||||||
всего |
ИСТОЧНИК: Данные Госкомстата РФ за 2001 г. *
Из данных таблицы видно, что больше всего гостиниц расположено в Центральном федеральном округе> немного отстает Приволжский федеральный округ, меньше всего гостиниц было построено в Дальневосточном федеральном округе - 273. По общему количеству мест первенство принадлежит снова Центральному округу, на 2-м месте идет Москва, на 3-м - Северо-Западный округ. В 2001 г. высококлассных 4—5-звездных гостиниц насчитывалось в России только 116 (3,1% от общего количества всех категорий от н/к до 5*). К этой категории относят большинство отелей, входящих в международные гостиничные цепи. Первые шаги по внедре-
А. А. САМОЙЛЕНКО
нию иностранных гостиничных компаний в России относят к началу 90-х годов XX в. Иностранные инвестиции пошли в реконструкцию старого и строительство нового гостиничного фонда сначала в Москве и Санкт-Петербурге, затем в других городах.
Иностранные компании начали участвовать в строительстве, реконструкции гостиниц и их управлении в первую очередь в Москве и Санкт-Петербурге.
В настоящее время в России представлены следующие иностранные компании:
«Marco Polo Hotels and Resorts» (Австралия).л
Отели:
• «Марко Поло Пресня» (4 звезды) - Москва, 68 номеров;
• «Москва Палас отель» (5 звезд) - Москва, 221 номер;
• «Палас отель Невский» (5 звезд) - Санкт-Петербург, 287 номеров;
• «Береста Палас отель» (4 звезды ) - Новгород, 250 номеров.
Компания также имеет гостиницы в Грузии и Казахстане. «Marco Polo» предлагает отели трех видов: высококлассные отели 5 и 4 звезд, отели «Club Marco Polo» для отдыха с активными занятиями спортом и отели экономического класса «Stop and Sleep».
«Dusit Thani/Kempinski» (Таиланд).
Отели:
• «Балчуг Кемпински» (5 звезд) - Москва, 234 номера; *
• «Гранд отель Европа» (5 звезд) - Санкт-Петербург, 301 номер.
После приобретения компании «Kempinski» ведущая таиландская цепь «Dusit Thani» стала называться «Dusit Thani/Kempinski» и в 1994 г. в рейтинге крупнейщих компаний мира заняла 35-е место. В настоящее время компания насчитывает 14361 номер в 61 отеле.
«Carlson / Radisson / SAS» (США).
Отели:
ГЕОГРАФИЯ ТУРИЗМА____________________________ 207
• «Редиссон-Славянская» (5 звезд) - Москва, 430 номеров;
• «Редиссон-Лазурная» (4 звезды) - Сочи, 300 номеров.
«Ассог» (Франция). Отели:
• «Новоотель» (4 звезды) - Москва, 488 номеров;
• «Софитель» (4 звезды) - Москва, 195 номеров.
Тостиничнац цепь «Ассог» является крупнейшей в Ев
ропе. Она предлагает отели различных классов и выступа
ет на рынке с разными марками. Марки «Пульман», «Со
фитель», «Новотель» — это отели высшего класса; марки
«Алтеа/Меркур» - среднего класса; марки «Архад, Ибис/
Урбас» - отели 2 звезды и отели «Формула 1» - 1 звезда.
«Intel-Continental Hotels» (Великобритания).
Отель «Метрополь» (5 звезд) - Москва, 403 номера.
«Forte Pie» (Велиобритания).
Отель «Националь» (5 звезд) - Москва, 321 номер.
«IMP Group Ltd» (Канада).
Отель «Аэростат» (4 звезды) - Москва, 413 номеров.
«New World /Renaissance Hotel» (Гонконг).
Отель «Олимпик Пента Ренессанс» (4 звезды) -Москва, 473 номера.
«Innterstate/Colony» (США).
Отель «Тверская» (4 звезды) - Москва, 122 номера.
Рынок России привлекает в настоящее время и другие международные гостиничные компании, в том числе «Hilton» и «Choice Hotels Intern».
В России планируется создание собственных гостиничных цепей. Например, ВАО «Интурист» создает гостиничную цепь «Интурист Корона». Создана гостиничная цепь Ассоциации «ЕвроАзия»; в Орле - АО «Оре-линтурист». В Сочи - АО «Гостиничный комплекс "Жемчужина"» и т, д.
А. А. САМОЙЛЕНКО
Контрольные вопросы:
1. С каким трудностями сталкиваются ведомственные гостиницы в России при переходе на новый уровень обслуживания клиентов?
2. Какие тенденции развития гостиничного хозяйства наблюдались в 2001 г. по сравнению с 2000 г. по статистическим показателям9
3. Каким образом распределились гостиницы в России по форме сббственности и по целям поездки?
4. Как распределяются гостиницы по федеральным округам9
5. Какие иностранные компании представлены в России на рынке гостиничных услуг9
7 Кенгаерсккй | lj Мешерчли | 19 Хвалыжкии | 2 5 Пр!вшшненские Боры | 31 ТцгиДпт 1 тмл | |
Пмнмрта | ЯРкюагпЧ свер | i 4C04M*.bIBl | "ЧКамарсиаяЛуга | КЮчиш | |
>(01К&*НН | 9ljpto«cioe noitebe | ls J Ipimvop" te | 'ИШШМ Кама | 27 Шорский | 1 iI k-к ш к urn |
4СЯШШШЖХ Шоэс^ье | 10 > -ра | 16Смочьный | " Ыикири» | аПЙШЙ*4' | 34JJikuiim |
з Ввозами | ПП намякЦ1 | РЧащч Вармаие | Зюраткугь |