Тема 7. Россия в современном мире

Студент должен знать:

Ø современное географическое, геополитическое и геоэкономическое положение РФ на карте мира;

Ø роль России в МХ и международном географическом разделении труда;

Ø географию отраслей международной специализации РФ;

уметь:

Ø характеризовать современный этап развития хозяйства России;

Ø анализировать участие разных регионов России в географическом разделении труда;

иметь представление:

Ø об участии России в международной торговле и других формах внешних экономических связей;

Ø о структуре внешних экономических связей РФ.

Россия на ПКМ. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения РФ. Характеристика современного этапа развития хозяйства России. Роль РФ в МХ и международном географическом разделении труда.

Участие России в международной торговле и других формах внешних экономических связей. Внешние экономические связи РФ со странами СНГ и Балтии, со странами азиатско-тихоокеанского региона, Западной Европы и другими регионами мира. Структура внешних экономических связей РФ.

Участие разных регионов России в географическом разделении труда. География отраслей международной специализации РФ.

Тема 8. Глобальные проблемы человечества (ГПЧ)

Студент должен знать:

Ø сущность, взаимосвязи и взаимозависимость глобальных проблем;

Ø географические аспекты основных глобальных проблем современности;

уметь:

Ø читать и получать информацию с экологических карт, карт мирового опустынивания и других проблемных картографических источников;

Ø прогнозировать возможные позитивные и негативные, качественные и количественные изменения окружающей среды в результате хозяйственной деятельности человека на глобальном, региональном и локальном уровнях;

иметь представление:

Ø о главных проектах глобального характера;

Ø о международных усилиях для разрешения глобальных проблем.

Понятие ГПЧ, проблема мира и разоружения, комплекс экологических проблем, демографическая проблема, энергетическая и сырьевая проблемы.

Продовольственная проблема, проблема рационализации использования Мирового океана, мирное освоение Космоса. Взаимосвязь глобальных проблем. Глобальные прогнозы.

Самостоятельная работа студентов

Введение. Источники географической информации

Вопросы для подготовки:

1. Расскажите об основных вехах становления экономической географии в России. Каков вклад И. А. Витвера и Н. Н. Баранского в обособление экономической и социальной географии из древа наук о Земле?

2. На какие вопросы отвечает экономическая и социальная география? В чем состоит предмет изучения экономической и социальной географии как науки?

3. Каковы роль и место Географии в системе наук о Земле?

4. Назовите главные методы географических исследований.

5. Назовите основные источники географических знаний.

6. Что такое геоинформационные системы, и какие виды ГИС вам известны?

7. Что такое «энциклопедия», какова её структура и какую информацию там можно найти?

8. Сравните словари и справочники. Что в них общего, и в чём состоят принципиальные различия?

Практические задания:

1. Откройте в атласе Политическую карту мира и ответьте на вопросы:

Ø что показано на политической карте мира?

Ø какими способами изображены объекты на этой карте?

Ø каков масштаб карты?

Ø какие картодиаграммы, графики, таблицы и фотографии сопровождают картографическое произведение?

Ø какие условные знаки используются на данной карте?

2. Откройте в атласе карту «Языковые семьи и народы мира». Ответьте на вопросы из практического задания 1.

3. Откройте в атласе карту «Минеральные ресурсы мира». Ответьте на вопросы из практического задания 1.

4. Откройте в атласе карту «Обрабатывающая промышленность мира». Ответьте на вопросы из практического задания 1.

5. Откройте в атласе карту «Сельское хозяйство мира». Ответьте на вопросы из практического задания 1.

6. Посетите библиотеку РАП. Поработайте с разными видами каталога, почитайте понравившуюся вам книгу из каталога в читальном зале. Составьте библиографический список по какой-либо географической теме.

7. Зайдите в Интернет на сайт www.gks.ru. Какую информацию из него можно получить? Как сохранить нужную вам информацию с данного сайта? Существуют ли ограничения в использовании информации с этого сайта?

Рекомендуемая литература по теме:

Атлас «Экономическая и социальная география мира». 10 класс / под ред. Н. Н. Полункина. М.: Роскартография, 2011.

Баранов Э. Ф., Гельвановский М. И., Гохберг Л. М. и др. Россия в цифрах. М.: Росстат, 2009.

Баранчиков Е. В., Горохов С. А., Козаренко А. Е. и др. География: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. М.: Академия, 2009.

Гладкий Ю. Н., Лавров С. Б. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. М.: Дрофа, 2007.

Кузнецов А. П. География. Население и хозяйство мира. 10 класс. М.: Дрофа, 2005.

Максаковский В. П. География. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. М.: Просвещение, 2010.

Официальный сайт ООН. [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/ (дата обращения 27.03.2011).

Учительский портал. География. [Электронный ресурс]. URL: http://www.uchportal.ru/load/64 (дата обращения 27.03.2011).

Федеральная служба государственной статистики РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru (дата обращения 27.03.2011).

Наши рекомендации